Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и её развитие с помощью социальной политики. Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с эффективным функционированием социальной политики, направленной на смягчение негативных последствий социального неравенства, защиту социальных прав человека, обеспечение социальной стабильности и согласия в обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальная политика России 5
1.1. Понятие, функции и цели социальной политики 5
1.2. Социальная политика в области здравоохранения 8
1.3. Социальная политика в области образования 10
1.4. Финансовое обеспечение социальной политики 13
Глава 2. Сущность системы социальной защиты в России 16
2.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты населения 16
2.2. Система социального партнерства в России 20
2.3. Социальное обеспечение и социальная помощь 24
2.4. Система социального страхования 26
Глава 3. Статистический анализ показателей социальной политики……………………...34
3.1. Динамика показателей социальной политики………………………………………34
3.2. Влияние развития экономики на рост социальных выплат………………………...37
Заключение …………………………………………………………………….43
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

2.4. Система социального страхования

Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.

В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

                   социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

                   обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

                   размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

                   социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

                   право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.

Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.

Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо “страховому” механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

Страховой фонд как экономическая категория представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах и служат для разных целей. Основными организационными формами страховых фондов являются:

                   государственные (фонды государственного социального страхования);

                   фонды самострахования;

                   фонды страховых компаний.

Каждая из этих форм используется на практике и имеет собственную сферу применения.

Государственные страховые фонды формируются как фонды социальной поддержки населения за счет обязательных платежей граждан и юридических лиц. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных условий. Возможности государства в организации социальной помощи весьма ограничены. В условиях рыночной экономики государство и не ставит перед собой цели всесторонней опеки своих граждан. Ответственность за себя, свою семью, свое имущество в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.

На первом по масштабности месте среди четырех государственных внебюджетных социально-страховых фондов находится Пенсионный фонд России (ПФР), образованный в соответствии с Федеральным законом «О государственных пенсиях в РФ» Постановлением ВС РСФСР 22.12.90 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Этот фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетен Правительству РФ, имеет отделения в 86 регионах страны, образующих федеральную систему вертикального подчинения.[9]

Направления расходования средств ПФР определяются законами РФ:

                   средства расходуются главным образом на выплату государственных трудовых пенсий, компенсацию неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

                   выплату ритуальных пособий, социальных пенсий, другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР — создание персонифицированного учета пенсионных взносов и т.д.

Пенсионный фонд управляется Правлением и Исполнительной дирекцией, состав Правления утверждается Федеральным Собранием РФ.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, призванным управлять средствами государственного социального страхования РФ. Его основные задачи — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников, оздоровление детей, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда, страхование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, другие цели, предусмотренные законодательством.

Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, доходов от инвестирования части временно свободных средств, ассигнований из бюджета, добровольных взносов граждан и юридических лиц, прочих доходов.

Структура ФСС включает федеральный уровень, региональные отделения, центральные отраслевые отделения и их филиалы. При ФСС образуется Правление, а в его отделениях — координационные советы.

Государственный фонд занятости населения РФ образован в 1991 г. в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и являлся государственным внебюджетным фондом, предназначенным для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.

Более половины средств фонда расходовалось на материальную поддержку безработных граждан, часть — на активные мероприятий политики занятости: создание новых рабочих мест, перепрофилирование кадров, организацию общественных работ, около 20% — на содержание службы занятости. С 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости упразднён.

В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» образованы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные государственные не коммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд является юридическим лицом, подотчетен Парламенту и Правительству РФ.

Единый социальный налог (ЕСН) в России с 1 января 2010г. заменяется страховыми взносами. Согласно закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования", в государственные внебюджетные фонды вместо ЕСН направляются страховые взносы. Ставка страховых взносов установлена на уровне 26%. В 2010г. тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сохраняются в размерах действующих ставок ЕСН (в Пенсионный фонд - 20%, фонды обязательного медицинского страхования - 1,1%, территориальные фонды ОМС - 2%, ФСС - 2,9%), а дополнительное финансирование будет поступать из средств федерального бюджета.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

                   оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

                   пенсия по старости;

                   пенсия по инвалидности;

                   пенсия по случаю потери кормильца;

                   пособие по временной нетрудоспособности;

                   пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

                   пособие по беременности и родам;

                   ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

                   пособие по безработице;

                   единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

                   единовременное пособие при рождении ребенка;

                   пособие на санаторно-курортное лечение;

                   социальное пособие на погребение;

                   оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Функциональная (отраслевая) организация социального страхования — это структура видов компенсации социального ущерба, содержанием которой выступает целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия различных групп социальных рисков.

Функциональная организация системы социального страхования отражает структуру социальных рисков. В зависимости от конкретных форм проявления и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски можно объединить в отдельные группы, которые и выступают предметом различных отраслей социального страхования.

Функциональная организация социального страхования меняется во времени и по странам. Еще пять лет назад система социального страхования включала четыре отрасли: медицинское, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и от безработицы. В настоящее время появился новый вид — страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль страхования он существует сейчас только в Германии. Его появление обусловлено социализацией риска утраты человеком физиологической способности самостоятельного существования.

Система социального страхования России включает четыре отрасли:

Информация о работе Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ