Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и её развитие с помощью социальной политики. Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с эффективным функционированием социальной политики, направленной на смягчение негативных последствий социального неравенства, защиту социальных прав человека, обеспечение социальной стабильности и согласия в обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальная политика России 5
1.1. Понятие, функции и цели социальной политики 5
1.2. Социальная политика в области здравоохранения 8
1.3. Социальная политика в области образования 10
1.4. Финансовое обеспечение социальной политики 13
Глава 2. Сущность системы социальной защиты в России 16
2.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты населения 16
2.2. Система социального партнерства в России 20
2.3. Социальное обеспечение и социальная помощь 24
2.4. Система социального страхования 26
Глава 3. Статистический анализ показателей социальной политики……………………...34
3.1. Динамика показателей социальной политики………………………………………34
3.2. Влияние развития экономики на рост социальных выплат………………………...37
Заключение …………………………………………………………………….43
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета — снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по равнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, ещё треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешне го долга и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т.д. направляется всего лишь оставшаяся треть. Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней.

Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого будут финансироваться Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Фонд компенсаций обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории России, предусмотренные федеральных законодательством.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ. Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению на селения на территории. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

На следующем уровне бюджетной системы — местные бюджеты. Нацелены они на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) — это самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения.

Цель данных фондов — обеспечить реализацию важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи, выплат во время отпуска по беременности и родам, а также защиту от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность — поддержка в сфере занятости, в случае потери трудоспособности и т.д. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако их самостоятельность ограничена государством — оно определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль за деятельностью фондов. Подробнее о государственных социально-страховых фондах будет рассказано в следующей главе.


Глава 2. Сущность системы социальной защиты в России

2.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты населения

В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России. При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.
Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ, не предполагающая отношений обмена на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности. Социальная защита имеет своей целевой функцией удовлетворение физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, а также лиц, имеющих минимальные доходы, т.е. всех тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье. В общем смысле, социальная защита охватывает всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.[6]

Экономическое обоснование системы социальной защиты вытекает из проблемы функционирования нормального воспроизводственного процесса и эффективного использования общественного продукта, в создании которого прямо или косвенно принимает участие все население. Так, работающие граждане непосредственно участвуют в процессе производства, еще не работающие формируют резерв будущего рынка труда, уже не работающие своим прошлым трудом поддерживали источник существования своего и нового поколения. Механизм распределения созданного обществом продукта в системе социальной защиты должен соответствовать таким целям, как: обеспечение социальных гарантий благосостояния для занятого населения, поддержка подрастающего поколения, помощь и защита уже не занятых активной деятельностью. Перечисленные цели и соответствуют экономической сущности системы социальной защиты.

Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России, особенно в условиях развертывающегося кризиса, следующих задач:

                   разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;

                   разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить противоречия кризисного периода, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;

                   учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;

                   обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;

                   разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.

Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.
В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени, в который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем в России финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку.

Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах. Первый принцип — адресность — означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. Принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов. Динамичность оказания социальной защиты также является принципиальным моментом и понимается как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.[7]

Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входит в состав ключевых принципов. Требование доступности информации предполагает, прежде всего, широкую публикацию в СМИ сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.

Не менее важным является принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков. Социально значимыми принципами являются социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

                   субъекты социальной защиты — это граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

                   формы и виды социальной защиты граждан;

                   органы социальной защиты населения;

                   программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу ее реализации. Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп. Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.
К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой.

Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности. Именно по критерию форм собственности можно определить три основные группы органов социальной защиты населения. Первая группа — это государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Во вторую группу входят муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. К третьей группе относятся государственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.

Информация о работе Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ