Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и её развитие с помощью социальной политики. Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с эффективным функционированием социальной политики, направленной на смягчение негативных последствий социального неравенства, защиту социальных прав человека, обеспечение социальной стабильности и согласия в обществе.
Введение 3
Глава 1. Социальная политика России 5
1.1. Понятие, функции и цели социальной политики 5
1.2. Социальная политика в области здравоохранения 8
1.3. Социальная политика в области образования 10
1.4. Финансовое обеспечение социальной политики 13
Глава 2. Сущность системы социальной защиты в России 16
2.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты населения 16
2.2. Система социального партнерства в России 20
2.3. Социальное обеспечение и социальная помощь 24
2.4. Система социального страхования 26
Глава 3. Статистический анализ показателей социальной политики……………………...34
3.1. Динамика показателей социальной политики………………………………………34
3.2. Влияние развития экономики на рост социальных выплат………………………...37
Заключение …………………………………………………………………….43
Список использованной литературы …………
структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную помощь, на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения).
Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода.
Эти трудности создают неадекватную для решения проблем отрасли социально-психологическую ситуацию, при которой попытки изыскать и использовать новые источники финансовых и материальных ресурсов, создать структуры для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление. Это связано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.
Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:
создание новой законодательной базы здравоохранения;
разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;
приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;
разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.
На нынешнем этапе развития общества с целью поиска новых экономических условий существования российского здравоохранения из не скольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.
Медицинское страхование — вид социального страхования, форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. (Ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»).
Как и любой страховой процесс, медицинское страхование имеет свою цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать мероприятия по профилактике заболеваний.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС. В правила ДМС не входит рассмотрение медицинских услуг, предусмотренных базовой и территориальной программами ОМС.[4]
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с за тратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.
Основные принципы медицинского страхования таковы:
два источника финансирования — государственный бюджет и страховые взносы;
сохранение порядка управления, модернизация системы управления;
обязательный принцип страхования;
заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные взносы, которые не должны ухудшать материального положения граждан;
страховые организации защищают интересы застрахованных.
Основные характеристики:
децентрализованное финансирование;
свобода выбора населением и работодателями фондов финансирования;
конкуренция фондов финансирования, которые и осуществляют контроль качества оказания медицинской помощи и контроль над расходованием средств;
разделение государственного финансирования органов управления и поставщиков медицинских услуг;
широкие возможности лечебных учреждений для привлечения клиентов (больных и потенциальных больных).
Существуют и некоторые серьезные проблемы, присущие медицинскому страхованию:
недостаточное географическое и социальное равенство в получении медицинской помощи;
дороговизна медицинской помощи;
недостаточный контроль за кадрами;
отсутствие долгосрочного планирования;
отсутствие возможности достаточного развития общественного здравоохранения, профилактической медицины, санитарного просвещения;
пренебрежительное отношение к больным группы повышенного риска и требующим длительного пребывания в стационаре, к тем, кто не охвачен системой страхования;
высокие административные расходы на содержание персонала страховых организаций.
Все эти проблемы требуют должного внимания со стороны государства и муниципальных учреждений.
Выделение образования в качестве дифференцированного направления социальной политики диктуется целым рядом обстоятельств. Во-первых, образование представляет собой такую область жизнедеятельности общества, в которой преобладает нерыночный способ координации деятельности (нерыночный тип обмена деятельностью). Во-вторых, равновесие между спросом и предложением на блага образования осуществляется в основном государством, органами местного самоуправления и добровольными общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и на основе бюджетно-финансовой политики. Это означает, что образование является общественным благом, объектом общественной собственности, важнейшей отраслью общественного сектора. Важнейшей задачей политики в сфере образования является анализ и использование всех наличных материальных средств, интеллектуальных и организационных усилий, направленных на обеспечение высокого социального качества общественного развития.
В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Основная стратегическая цель Программы - обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Стратегические задачи ФЦПРО: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования. Основные мероприятия ФЦПРО: создание системы образования детей старшего дошкольного возраста; введение профильного обучения в старшей школе; разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования; разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования; введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов; разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса; реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах; совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций); Внедрение систем качества образовательных учреждений; завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена; совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров; развитие интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, и университетских комплексов, развитие, апробация и внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей; формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов; внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования. Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования; реализация новых институциональных форм повышения квалификации педагогических кадров; формирование условий для перехода части государственных и муниципальных образовательных учреждений к новым организационно-правовым формам; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений; внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение специальных повышенных нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех уровней образования.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
обновление и качественное совершенствование кадрового потенциала системы образования;
повышение качества общего образования;
повышение конкурентоспособности профессионального образования на международном рынке образовательных услуг;
повышение мобильности профессионального образования;
интеграция в европейское образовательное пространство;
рост экспортного потенциала образования;
повышение эффективности бюджетирования;
расширение социального партнерства и использование принципов гражданского общества в управлении образованием;
усиление социальной и экономической активности молодежи.
Недавно в России началась масштабная реформа бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры. Их разделили на три типа: автономные, новые бюджетные и казенные.
Такие новации содержатся в законе о совершенствовании правового положения государственных учреждений. Закон вступил в силу с 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.
Автономные учреждения уже существуют. А вот новые бюджетные пока есть только в законе. Новация состоит в том, что они будут финансироваться не по смете, как сейчас, а по госзаданию, в котором должны быть прописаны показатели эффективности и конечный результат, за который и будет платить бюджет. Доходы от платных услуг или использования имущества будут в распоряжении самого бюджетного учреждения. Третий тип учреждений под названием "казенные" - это те, что относятся к обороне и правоохранительной деятельности. Фактически это то же самое, что нынешние бюджетные учреждения. Казенными могут стать детдома, школы в колониях и спецучреждения.
В сфере медицинских услуг закон должен будет сработать на усиление конкуренции между учреждениями за бюджетные деньги и в целом сделать услуги для населения более доступными, гарантированными и прозрачными. [5]
А вот в обществе принятие нового закона связывают в первую очередь с переходом на платное обучение в школе. Главный миф - новые бюджетные учреждения, статус которых обретет большинство школ, будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уверен, что все будет как раз наоборот. Бюджетные школы, как и прежде, смогут оказывать платные услуги вне рамок Госстандарта - предлагать секции, кружки, дополнительные занятия, но получат больше прав в распоряжении прибылью. Как сказал на совещании по вопросам реализации законопроекта о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг.
Некоторые школы могут стать и автономными. Главное их отличие - самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств и право привлечения инвестиций. При любом раскладе те предметы, которые входят в госстандарт, останутся бесплатными. А вот если в школе, которая стала автономной, преподается три иностранных языка, то один из них останется бесплатным, а за уроки второго и третьего предложат заплатить.
При обсуждении нового закона высказывается и другое опасение: что директора учреждений будут неразумно распоряжаться средствами, и это приведет к банкротству. Однако министр образования Андрей Фурсенко отметил, что это исключено, т.к. существуют институты, которые не дадут возможности обанкротиться учреждениям.
И все-таки главная цель нового закона - повысить качество предоставляемых услуг. Ведь когда деньги доводятся по смете, то для учреждения важным становится потратить их и добиться расширения сметы на следующий год. Никакого стимула для улучшения качества услуг нет. Новый же закон устанавливает четкую связь между финансированием нового бюджетного учреждения и качеством его работы.
Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан.
Финансовые ресурсы общества, потенциал которых используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:
государственные и муниципальные финансы:
- федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов.
в негосударственные финансовые ресурсы:
- кредитные ресурсы; привлечение средств фирм и домашних хозяйств;
- потенциал некоммерческого сектора в целом, в том числе различных фондов.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.
Информация о работе Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ