Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и её развитие с помощью социальной политики. Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с эффективным функционированием социальной политики, направленной на смягчение негативных последствий социального неравенства, защиту социальных прав человека, обеспечение социальной стабильности и согласия в обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальная политика России 5
1.1. Понятие, функции и цели социальной политики 5
1.2. Социальная политика в области здравоохранения 8
1.3. Социальная политика в области образования 10
1.4. Финансовое обеспечение социальной политики 13
Глава 2. Сущность системы социальной защиты в России 16
2.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты населения 16
2.2. Система социального партнерства в России 20
2.3. Социальное обеспечение и социальная помощь 24
2.4. Система социального страхования 26
Глава 3. Статистический анализ показателей социальной политики……………………...34
3.1. Динамика показателей социальной политики………………………………………34
3.2. Влияние развития экономики на рост социальных выплат………………………...37
Заключение …………………………………………………………………….43
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

2.2. Система  социального партнерства  в  России

 В настоящее время в странах Западной Европы и США регулирование взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений - наемных работников и работодателей, осуществляется с помощью  системы  социального партнерства.

В цивилизованном демократическом обществе, в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой под социальным партнерством понимается принципиально новый тип социально-трудовых отношений, заключающийся, в том, что:

                   во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с собственником предпринимателем, работодателем становится активным субъектом самих этих отношений и активным субъектом их регулирования на различных уровнях;

                   во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей собственника, предпринимателя, работодателя и представителей работника.

Именно социальное партнерство составляет в развитых демократических странах суть цивилизованного и эффективного регулирования социально-трудовых отношений, предотвращения или мирного разрешения социальных конфликтов, гарантию социального согласия и прогресса.

Принципиальные изменения в сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, вызвали интерес к проблеме социального партнерства и в Российской Федерации.

В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях:

                   на федеральном - РТК и отраслевые тарифные комиссии;

                   в областях и в муниципальных образованиях - региональные и территориальные комиссии;

                   в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.

Применительно к современным российским условиям социальное партнерство представляет собой механизм, способ регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При этом взаимодействие указанных экономических агентов имеет целью эффективное разрешение проблем занятости, условий, длительности, оплаты труда и отдыха работающих с учетом отраслевых и региональных особенностей, а также избежание социально-трудовых конфликтов (забастовок, голодовок и прочее).

Однако в данном контексте система социального партнерства представлена одноуровнево, исключительно в масштабе предприятий и организаций, отраслевых профсоюзов, а также государственных органов, т.е. социально-экономические интересы субъектов социально-трудовых отношений рассматриваются на локальном (микро) уровне.

В постиндустриальных странах система социального партнерства, прежде всего, рассматривается в контексте гражданского общества и выступает организационной формой общественной жизни. Фактически идея социального партнерства трансформировалась в развитых странах в идею социальной солидарности и воплощена на институциональном уровне.[8]

Согласно Трудовому Кодексу РФ система социального партнерства в России включает следующие уровни:

                   федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

                   региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

                   отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

                   территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

                   уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

                   коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

                   взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

                   участия работников, их представителей в управлении организацией;

                   участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон;  уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сегодня социальное партнерство в России находится в зачаточном состоянии, не представляет собой единого общественного организма, потребность в регулировании сферы труда проявляется на разных уровнях, в разных сферах и различных регионах очень противоречиво.

Основными причинами недостаточного развития системы социального партнерства в России являются:

                   нестабильность экономической и политической ситуации в стране;

                   массовое несоблюдение органами государственной власти и предпринимателями взятых на себя обязательств;

                   недостаточная степень организованности и ответственности со стороны работодателей;

                   недостаточная настойчивость и умение профсоюзов вести коллективные переговоры;

                   непонимание сущности социального партнерства большей частью работодателей. На уровне предприятий социальное партнерство рассматривается в контексте вопроса о роли государства в рыночной экономической системе. Работодатели придают большее значение взаимоотношениям с государством и государственной политике вообще, чем взаимоотношениям с организациями, представляющими интересы работников;

                   отсутствие традиций цивилизованного социально-экономического взаимодействия.

Несмотря на существующие недостатки системы социального партнерства в Российской Федерации уже определились основные параметры системы, приоритетные направления ее дальнейшего развития.

К основным задачам в области становления эффективной системы социального партнерства в Российской Федерации можно отнести:

                   изучение и обобщение практического опыта реализации принципов социального партнерства при регулировании социально-трудовых отношений;

                   изучение механизма функционирования социального партнерства, форм и методов достижения его целей;

                   формирование независимого рабочего движения и сильных, свободных профессиональных союзов;

                   формирование социального слоя собственников, предпринимателей и формирование объединений, выражающих их интересы;

                   формирование нормативно-правовой основы социального партнерства.

2.3. Социальное обеспечение и социальная помощь

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении. Именно поэтому сегодня пенсионное обеспечение, как и в докризисные времена, должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия — центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи. Социальная помощь может представлять собой обеспечение в натуральной и денежной форме, она осуществляется посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.

В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

                   инвалиды войны;

                   участники Великой Отечественной войны;

                   ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"

                   военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

                   лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

                   лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

                   члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

                   инвалиды;

                   дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

                   дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

                   бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Информация о работе Социальная политика государства и система социальной защиты населения в РФ