Шпаргалка по "Управлению ВЭД"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:28, шпаргалка

Описание работы

1. Внешнеэкономические связи: понятие, функции, формы и их классификация.
...
10. Принципы и методы регулирования ВЭД.
...
50. Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Работа содержит 5 файлов

11-20.docx

— 52.57 Кб (Открыть, Скачать)

21-30.docx

— 44.90 Кб (Открыть, Скачать)

30-40.docx

— 108.83 Кб (Открыть, Скачать)

41-50.docx

— 48.69 Кб (Открыть, Скачать)

V_1-10.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

К ведению Республики Беларусь относится:

  • разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной политики, порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
  • установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
  • заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
  • защита экономических интересов Республики Беларусь, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за ее пределами;
  • установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
  • определение зон свободного предпринимательства;
  • установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
  • участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных экономических органов.

Отношения Республики Беларусь с другими государствами в  области внешнеэкономической  деятельности  строятся   на  основе  соблюдения принципов равенства государств,  невмешательства во внутренние дела, сотрудничества   между  государствами,   добросовестного  выполнения обязательств,   вытекающих  из   общепризнанных  принципов   и  норм международного права и  международных договоров  Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

 

  1. Внешнеторговая деятельность РБ: современное состояние и тенденции развития

Республика  Беларусь является страной с малой  открытой экономикой, которая поддерживает торгово-экономические отношения  более чем со 150 государствами. В  связи с этим развитие внешнеэкономической  деятельности в Республике является одним из ключевых факторов экономического роста. Важной задачей внешнеэкономической  деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений. Основными приоритетными партнерами для Беларуси являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и государства-члены ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта).

Ситуацию с внешней торговлей  Беларуси усугубляют четыре фактора. Во-первых, наших производителей нет среди экспортеров высокотехнологичных товаров. Мы продолжаем производить старые товары не очень высокого качества под малоизвестными брендами. Во-вторых, большинство наших предприятий не работает в принятых на богатых рынках жестких рамках товарных норм и стандартов. В-третьих, Беларусь продолжает оставаться за рамками ВТО, т.е. вне общепринятых правил международной торговли. Мы беззащитны против разного рода протекционистских мер, вводимых против наших товаров. Наличие таможенного союза с Россией и целого ряда других экономических структур на постсоветском пространстве не защитили белорусских производителей от внешнего протекционизма. Собственно, сама Беларусь является региональным лидером по уровню торговой самоизоляции и ограничению потребителей от импорта. В-четвертых, спрос на традиционные товары белорусского экспорта упал и продолжает оставаться на низком уровне. После полного перехода Беларуси на мировые цены и условий торговли энергетическими товарами ситуация еще больше усугубится.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого  развития в решающей степени зависит  от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям:

- Активное  расширение внешнеторговых отношений  со всеми странами мира (особенно  Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков;

- Развитие  в Беларуси экспортных услуг  (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.);

- Расширение  товаропроводящей сети за счет  создания новых объектов продвижения  отечественной продукции;

- Ориентация  белорусских предприятий на торговлю  компонентами в цепочке транснациональных  компаний. Особое внимание следует  обратить на ТНК из развивающихся  стран и стран с переходной экономикой;

- Активный  маркетинговый подход и участие  белорусских производителей в  международных выставках-ярмарках;

- Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.

Основные партнёры: РФ, Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Великобрит-я, Китай, Латвия, Италия, Литва.

 

7. Роль государства  в регулировании ВЭД

В обеспечении нормального  функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Под внешнеэкономической  политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами. Глубина или жесткость этого  регулирования меняется от страны к  стране. Различен и набор средств, с помощью которых оно осуществляется. Однако общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потребителей, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

Цель гос регулир-я ВЭД – стабилизация и приспособление ВЭ комплекса страны к изм-щимся усл-ям МРТ, мирового рынка и форм м/нар сотруднич-ва, реш-е нац стратег-х и тактич-х задач.

Ф-ции ГР:

1. Системообразующие

- разгосударствл-е, отмена гос монополии ВЭД

- формир-е конкур-ой среды

- формир-е рыночных «правил игры», порядок осущ-я ВЭД

2. Системоутверждающие

- структ-я трансформ-я, обеспеч-е конкурентосп-ти на мир рынках

- рост ур-ня и кач-ва жизни

3. Системовоспроизводящие

- достиж-е устойч-го эк разв-я

- обеспеч-е и защита общенац-х эк интересов в мировой эк-ке

- упрочение и расшир-е поля страны в мир эк и полит простран-ве

В современной внешнеэкономической  политике постоянно взаимодействуют  две тенденции: либерализация и  протекционизм.

Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы.

Мех-зм ГР ВЭД включает:

1.Мех-зм целеобраз-я – совок-сть приц-ов и норм, опред-щих состав и вел-ну целевых парам-ров по совок-ти общегос-х, регион-х, корпоратив-х и частных интересов.

2. Эк-ий мех-зм – представлен с-мой эк-х отнош-й, склад-щихся во ВЭ сфере по поводу реал-ции целей и интер-ов уч-ков ВЭД.

3. Мех-зм упр-я – направляющее возд-е гос органов власти на ВЭ сферу с использ-ем опред-го инструментария на основе созданной прав-ой базы.

 

  1. Проблемы и пути развития экспортного потенциала РБ

Вызовами являются:

1. Возрастание глобальной конкуренции на рынках товаров (услуг), капиталов, технологий.

Продолжит возрастать конкуренция при экспорте сложнотехнической продукции и ее выдавливание с традиционных рынков (прежде всего России) в связи с развитием собственных аналогичных производств в отдельных странах на основе привлечения иностранных инвестиций и применением протекционизма.

2. Ужесточение условий доступа к сырьевым, энергетическим, водным и продовольственным ресурсам, а также транспортным коридорам.

В ближайшем пятилетии  ожидается выход на фактические  мировые цены на импортируемые республикой  энергоносители, в частности на природный  газ, поставляемый из России. Продолжится  изменение системы транспортировки  ресурсов в Европе и в первую очередь  за счет строительства новых нефте- и газопроводов, терминалов сжиженного газа.

3. Усиление роли инновационного экономического роста и наращивания экспорта на фоне снижения значимости традиционных факторов развития национальных экономик.

В ближайшем пятилетии  в развитых странах прогнозируется активизация процесса перехода к  формированию новой технологической  базы экономического роста, основанной на использовании новейших научных  достижений, в том числе в области  био- и нанотехнологий, нового поколения информационных технологий. Отставание в инновационном развитии снижает конкурентоспособность национальных экономик, повышает их уязвимость от возможных факторов нестабильности мировых рынков.

Производители, не включенные в структуру ТНК, в  долгосрочной перспективе теряют свою конкурентоспособность на фоне агрессивных  стратегий ТНК по завоеванию международных  рынков.

Наибольшие темпы роста  среди всех видов услуг в 2005–2010 годах были отмечены в экспорте компьютерных и информационных услуг.

Несмотря на достигнутые  в целом за 2006–2010 годы плановые показатели роста объемов экспорта товаров  и услуг, сальдо внешней торговли было отрицательным и имело устойчивую тенденцию роста. Наибольший вклад  в ухудшение данного показателя внесли энергоносители. Это было вызвано  повышением цен на импортируемый  республикой природный газ и  изменением условий закупок российской нефти за счет введения экспортных пошлин.

Не произошло  намеченной Национальной программой на 2006–2010 годы товарной и географической диверсификации внешней торговли. Сохраняется  высокая степень зависимости  объемов экспорта от нескольких товарных групп. На первые 13 товарных позиций  приходится более 60 процентов белорусского экспорта.

В 2010 году белорусские  товары экспортировались на рынки более  чем 150 стран мира. По сравнению с 2005 годом география белорусского экспорта расширилась на 27 стран. Однако анализ показателей географической диверсификации свидетельствует, что 79,5 процента товарного экспорта сконцентрировано на 10 странах – основных торговых партнерах.

При этом Беларусь не экспортирует или имеет очень  низкую долю на рынке Венесуэлы и  Китая. Холодильники, стиральные машины, телевизоры, металлообрабатывающие  станки, черные металлы, газовые плиты, лесоматериалы, обои в Китай и  в Венесуэлу не экспортируются.

В 2006–2010 годах  продолжилась тенденция возрастающей конкуренции при реализации технологичных  товаров отечественного экспорта и  их выдавливания с традиционных рынков сбыта (прежде всего России) в связи с развитием собственного производства аналогичных товаров на основе привлечения иностранных инвесторов и применения протекционистских мер.

Снижение доли продукции белорусских производителей на мировом рынке произошло по 120 товарам из 243, из которых особо  можно выделить сахар, кондитерские изделия, шоколад, телевизоры, оптические и измерительные приборы, текстильные  волокна, меха, необработанную кожу.

Существенно ограничивает возможности наращивания экспорта отсутствие широкой интеграции белорусских  производителей в производственно-сбытовые цепочки ТНК, которые на современном  этапе являются движущей силой развития мировой экономики и международной  торговли.

Сложившийся в  последние годы подход к взаимодействию белорусских субъектов хозяйствования с крупными зарубежными ТНК фактически ориентирован на разовые поставки белорусской  продукции и приобретение лицензий, а не на долгосрочное сотрудничество по созданию совместных сборочных производств, развитие товаропроводящих сетей и  производство принципиально новых  товаров.

Действующая система  государственного управления характеризуется  недостаточностью экономических стимулов к внедрению инноваций и модернизации производства.

Пути развития:

Одной из задач Национальной программы  является обеспечение установленных  в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению ВЭД"