Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:28, шпаргалка
1. Внешнеэкономические связи: понятие, функции, формы и их классификация.
...
10. Принципы и методы регулирования ВЭД.
...
50. Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
К ведению Республики Беларусь относится:
Отношения Республики Беларусь
с другими государствами в
области внешнеэкономической деятельности
строятся на основе соблюдения
принципов равенства
Республика
Беларусь является страной с малой
открытой экономикой, которая поддерживает
торгово-экономические
Ситуацию с внешней торговлей Беларуси усугубляют четыре фактора. Во-первых, наших производителей нет среди экспортеров высокотехнологичных товаров. Мы продолжаем производить старые товары не очень высокого качества под малоизвестными брендами. Во-вторых, большинство наших предприятий не работает в принятых на богатых рынках жестких рамках товарных норм и стандартов. В-третьих, Беларусь продолжает оставаться за рамками ВТО, т.е. вне общепринятых правил международной торговли. Мы беззащитны против разного рода протекционистских мер, вводимых против наших товаров. Наличие таможенного союза с Россией и целого ряда других экономических структур на постсоветском пространстве не защитили белорусских производителей от внешнего протекционизма. Собственно, сама Беларусь является региональным лидером по уровню торговой самоизоляции и ограничению потребителей от импорта. В-четвертых, спрос на традиционные товары белорусского экспорта упал и продолжает оставаться на низком уровне. После полного перехода Беларуси на мировые цены и условий торговли энергетическими товарами ситуация еще больше усугубится.
Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям:
- Активное
расширение внешнеторговых
- Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.);
- Расширение
товаропроводящей сети за счет
создания новых объектов
- Ориентация
белорусских предприятий на
- Активный
маркетинговый подход и
- Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.
Основные партнёры: РФ, Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Великобрит-я, Китай, Латвия, Италия, Литва.
7. Роль государства в регулировании ВЭД
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Под внешнеэкономической
политикой государства обычно понимается
деятельность, направленная на развитие
и регулирование экономических
отношений с другими странами.
Глубина или жесткость этого
регулирования меняется от страны к
стране. Различен и набор средств,
с помощью которых оно
Цель гос регулир-я ВЭД – стабилизация и приспособление ВЭ комплекса страны к изм-щимся усл-ям МРТ, мирового рынка и форм м/нар сотруднич-ва, реш-е нац стратег-х и тактич-х задач.
Ф-ции ГР:
1. Системообразующие
- разгосударствл-е, отмена гос монополии ВЭД
- формир-е конкур-ой среды
- формир-е рыночных «правил игры», порядок осущ-я ВЭД
2. Системоутверждающие
- структ-я трансформ-я, обеспеч-е конкурентосп-ти на мир рынках
- рост ур-ня и кач-ва жизни
3. Системовоспроизводящие
- достиж-е устойч-го эк разв-я
- обеспеч-е и защита общенац-х эк интересов в мировой эк-ке
- упрочение и расшир-е поля страны в мир эк и полит простран-ве
В современной
Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы.
Мех-зм ГР ВЭД включает:
1.Мех-зм целеобраз-я – совок-сть приц-ов и норм, опред-щих состав и вел-ну целевых парам-ров по совок-ти общегос-х, регион-х, корпоратив-х и частных интересов.
2. Эк-ий мех-зм – представлен с-мой эк-х отнош-й, склад-щихся во ВЭ сфере по поводу реал-ции целей и интер-ов уч-ков ВЭД.
3. Мех-зм упр-я – направляющее возд-е гос органов власти на ВЭ сферу с использ-ем опред-го инструментария на основе созданной прав-ой базы.
Вызовами являются:
1. Возрастание глобальной конкуренции на рынках товаров (услуг), капиталов, технологий.
Продолжит возрастать конкуренция при экспорте сложнотехнической продукции и ее выдавливание с традиционных рынков (прежде всего России) в связи с развитием собственных аналогичных производств в отдельных странах на основе привлечения иностранных инвестиций и применением протекционизма.
2. Ужесточение условий доступа к сырьевым, энергетическим, водным и продовольственным ресурсам, а также транспортным коридорам.
В ближайшем пятилетии
ожидается выход на фактические
мировые цены на импортируемые республикой
энергоносители, в частности на природный
газ, поставляемый из России. Продолжится
изменение системы
3. Усиление роли инновационного экономического роста и наращивания экспорта на фоне снижения значимости традиционных факторов развития национальных экономик.
В ближайшем пятилетии в развитых странах прогнозируется активизация процесса перехода к формированию новой технологической базы экономического роста, основанной на использовании новейших научных достижений, в том числе в области био- и нанотехнологий, нового поколения информационных технологий. Отставание в инновационном развитии снижает конкурентоспособность национальных экономик, повышает их уязвимость от возможных факторов нестабильности мировых рынков.
Производители, не включенные в структуру ТНК, в долгосрочной перспективе теряют свою конкурентоспособность на фоне агрессивных стратегий ТНК по завоеванию международных рынков.
Наибольшие темпы роста среди всех видов услуг в 2005–2010 годах были отмечены в экспорте компьютерных и информационных услуг.
Несмотря на достигнутые
в целом за 2006–2010 годы плановые показатели
роста объемов экспорта товаров
и услуг, сальдо внешней торговли
было отрицательным и имело
Не произошло намеченной Национальной программой на 2006–2010 годы товарной и географической диверсификации внешней торговли. Сохраняется высокая степень зависимости объемов экспорта от нескольких товарных групп. На первые 13 товарных позиций приходится более 60 процентов белорусского экспорта.
В 2010 году белорусские товары экспортировались на рынки более чем 150 стран мира. По сравнению с 2005 годом география белорусского экспорта расширилась на 27 стран. Однако анализ показателей географической диверсификации свидетельствует, что 79,5 процента товарного экспорта сконцентрировано на 10 странах – основных торговых партнерах.
При этом Беларусь не экспортирует или имеет очень низкую долю на рынке Венесуэлы и Китая. Холодильники, стиральные машины, телевизоры, металлообрабатывающие станки, черные металлы, газовые плиты, лесоматериалы, обои в Китай и в Венесуэлу не экспортируются.
В 2006–2010 годах продолжилась тенденция возрастающей конкуренции при реализации технологичных товаров отечественного экспорта и их выдавливания с традиционных рынков сбыта (прежде всего России) в связи с развитием собственного производства аналогичных товаров на основе привлечения иностранных инвесторов и применения протекционистских мер.
Снижение доли
продукции белорусских
Существенно ограничивает
возможности наращивания
Сложившийся в
последние годы подход к взаимодействию
белорусских субъектов
Действующая система
государственного управления характеризуется
недостаточностью экономических стимулов
к внедрению инноваций и
Пути развития:
Одной
из задач Национальной программы
является обеспечение установленных
в Программе социально-