Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:30, шпаргалка
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИКИ.
2.НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЕЁ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ.
...
46.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ.ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ.
20.Сущность и основные принципы безработицы.Виды безработицы.
Занятость определяется как не запрещенная законом
деятельность граждан, приносящая им заработок
(доход). К занятому населению относятся
работники по найму (за вознаграждение),
а также лица, самостоятельно обеспечивающие
себя работой, — предприниматели, фермеры,
члены кооперативов и др. Одной из главных
целей национальной экономики любой страны
является обеспечение наиболее полной
занятости. Неполная занятость —
это работа в условиях сокращенного рабочего
дня, вторичная - дополнительная
работа по совместительству людей, имеющих
основную работу. Вторичную занятость
различают по характеру участия в труде
(постоянная, временная, эпизодическая,
разовая); режиму труда (неполное рабочее
время, сезонная); форме участия (совместительство,
трудовое соглашение, на условиях почасовой
оплаты). Безработным считается
человек, который хочет работать, может
работать, но не имеет рабочего места.
Следует отметить, что в странах с командной
экономикой безработица официально отсутствовала.
Однако значительные масштабы приняла
так называемая скрытая безработица, когда
число занятых в народном хозяйстве значительно
превышает потребности в них. Это явилось
одной из причин низкой производительности
труда, падения производственной дисциплины,
неэффективности экономики. Во время спада
уровень безработицы растет, а в периоды
подъема сокращается. Причиной безработицы
являются также экономические кризисы,
во время которых происходит массовое
сокращение рабочих мест из-за банкротств,
снижения объемов производства и необходимости
его модернизации. Фрикционная безработица связана с временными
перерывами в работе из-за поисков новой
работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением
достижений научно-технического прогресса
в производство, когда новой структуре
рабочих мест не соответствует сложившаяся
профессионально-
21. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Эк.последст. безработицы опред-ся не созданными товарами и услугами,кот для нац эк-ки потеряны безвозвратно.Современ эк теория опред это явление,как отставание объема ВНП когда нац эк-ка не может создавать кол-во раб мест для желающих работать. Безработица им.серьезн соц последствия, работа – это не только источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседн жизнь чел-ка(престиж, самоутверждение).Потеря занятости не только утрату этих статусов,но и выпадение чел-ка из сети обычных сообществ:труд коллектива, круга знакомых и друзей.Исследователи выявили положит корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, псих.заболеваний,ур-нем преступности как и в промыш.развитых странах,так и в нашей. Америк.экономист А.Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчив связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема пр-ва от потенциального.Эта зависимость получила название закон Оукена:если фактич ур-нь беззработицы превышает естественный ур-нь 1%,то отставание объема ВНП составит 2,7-3% от потенциального ур-ня ВНП.Таким образ речь в законе идет о потерях продукции экономикой в целом. Естествен.ур-нь безраб - это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк силы, влияющие на изменения з/п и цен,и достигается взаимная стабильность з/п и цен.
22.Место и роль гос-ва в рыночной экономике.
Гос-во вовлекается в рын эк-ку с целью поддержания эк-кой стабильности,макроэ-кого равновесия,сглаживания циклич спадов и подъемов в развит эк-ки.Гос-во способствует эффективной хоз деят-ти всех предпринимателей(повышает эффективность рыноч механизма).Гос-во обеспечивает правовую основу и соц климат.Впериод эк спада возникает необходимость гос пол-ки,как ср-во способного уравновешивать совокуп и совокуп предложение,выводить эк-ку из кризисного состояния, содействовать её стабилизации.Вмешательство гос-ва должно быть эк-ки оправдано,поэтому одна из задач рын эк-ки добиться оптимум соотношений гос вмешательства и рыночной стихии.Преобладание одного из факторов приведет к нежелат рез-тату, поэтому нужно искать оптимальные пределы участия гос-ва в рыноч эк-ке.Эффективное функционирование гос сектора приведет к тенденции снижения эффективности и качества, т.к. будет меньшее давление на гос предприятия рыноч сил и поддержка их гос-вом.
23.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
Уровень з/п и ур-нь занятости взаимосвязаны.С повышением з/п занятость растет,а безработица снижается.Но повыш-е з/п означает рост издержек,а следовательно и цен.Повышение цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост цен выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем выше темпы инфляции,тем ниже размеры безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждено искать работу. Взаимосвязь инфляции и безработицы отражается в кривой Филлипса,через понятия естественного ур-ня безработицы(это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен, и достигается взаимная стабильность з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е. сокращением безработицы,но при этом высоким ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости от того какие задачи ставит пред собой данная страна в данный период. В реальной практике кривую Ф. гос-ва могут применять только в краткосроч.периоде,в долгосроч такая возможность ликвидируется в силу 2-х причин:1).У предпринимателей возрастают издержки по приобретению фактора труда и адаптации сторон,учавствующих в переговорах о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде кривая Ф. приобретает вид вертикальной прямой.
24.ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
25. Гос.бюджет. Его дефицит и профицит.
Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет государства составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.
В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.
Дефицит- расходы гос.бюджета превышают доходы. Причины: гос-во расходует деньги,надеясь получить их и компенсировать по мере налоговых поступлений, если же налог-е платежи поступают в меньших размерах по сравнению с ожидаемым, то образуется бюджетный дефицит и гос.долг.
Профицит – излишек гос.бюджета который позволяет расплатиться с долгами. Причина: налоговые поступления превышают госрасходы.
26. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ.
Неравенство – это объективный процесс.Нерав-во дохододов в об-ве связано с тем, что разные эк.субъекты имеют различ. по характеру и величине собственность и взависимости от этого различается структура и размер доходов.Доходы: 1).Факторные – относят доходы, получаемые их собственниками вследствие функционирования в производственном процессе и создании эк.благ, подлежащих реализации (продаже). Фактор труда требует дохода в форме з/п – этот доход у разн субъектов также неодинаков, т.к. находится в зависимости от качества ресурсов труда и может быть более или менее квалифицирован: а).первичный рынок труда, где функционирует высок. подготовл. рабоч. сила, затраты на обуч-е кот достаточ высоки, но высоки и гарантии занятости работника. б).Вторичный рынок труда составляет малоподготовленная раб сила, затраты на обуч-е кот ниже соответственно ниже гарантии её занятости, особенностью вторич рынка труда явл то, что работники в 1-ые предлагающие этот фактор, даже при наличии спец образования явл занятыми на вторич рынке. Фактор земли требует отдачи в форме ренты. Фактор капитала в денеж форме приносит доход собственнику в форме %. Капитал в натур-веществ, или реальной форме приносит доход в форме прибыли. Предпринимательская способность - приносит доход в фрме нормал прибыли. 2).Персональный доход – доходы получаемые теми эк.субъектами, кот по объективным обстоятельствам либо ещё, либо уже не участвуют в производств.процессе. К перс. доходам относят пенсии, стипендии и все виды соц. трансфертов, как в натуральной, так и в денежной форме.По соотношению фактор и персонал доходов в об-ве можно судить о развитости данной нац эк-ки. Неравенство доходов в об-ве изучалось и было опубликовано в 50-е гг.и наз. кривой Маркса Лоренца. На гориз-й оси – доля всего кол-ва семей от 0% до 100%, на верт-й – их доли в совокупном доходе. если бы доходы распределячлись равномерно, то кривая выпрямилась бы, но т.к. способности отдельных людей как собственников раб. силы различны, различ-ся и доходы.Именно такие различия отражает кривая Лоренца. Форма криврй хар-ет степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб и чем дальше она от кривой абс. Равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень неравенства доходов в об-ве определяет коэффициент Джинни как соотношение реальн. статистич. данных групп населения. Коэф. Джинни представл собой показатель, кот нац эк-ки подсчитывают и представляют в рамках системы нац счетов (СНС).
27.Госрегулирование
экономики.Цели,методы,
28. Экономическая политика гос-ва. Особенности современной экономической политики России.
29.Налоги и их ф-ции.Кривая Лаффера.
Любой вид обязательного платежа гос-ву наз-ся налогом. Налоги выполняют две функции: 1. фискальная (связана с созданием и функционированием гос-х ден-х фондов.); 2.регулирующая (исп-ние налогов как регулирование хозяйственных и социальных процессов: антициклическая программа, коррекция напр эк роста, стимулирование отдельн производителей, перераспред доходов). Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Традиции - более высокий уровень налогов в странах с соц стабильностью в обществе, а значит и более высокий уровень цен. Согласно кривой Лаффера увеличение налоговых ставок приводит к росту налог поступлений только до определенных пределов (т М), дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к сокращению нераспределенной прибыли, возможных инвестиций, а след расширения пр-ва и получению больших доходов. И сумма нал. поступлений сократится (ставка налога в % или база налогообложения). Так же это приводит к банкротству и уклонению от налогов. Кривая Лаффера показывает, что снижение налогов способствует созданию новых предприятий и инвестиций.
30. Государственное антициклическое регулирование.
Экономическая политика гос-в развивалась г.о. как антикризисная, антициклическая. Направления по регулированию цикла: фискальная политика, ср-ва монетарной политики, меры прямого воздействия на пропорции воспроизв-ва- программирование и планирование нац-х экономик.
Фискальная политика воздействует на цикл масштабами госрасходов, закупок товаров и услуг. Госзакупки – устойчивая конъюнктурным колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. М/б поощрительной (экспасионистской) или сдерживающей (реструктурной).