Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:30, шпаргалка
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИКИ.
2.НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЕЁ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ.
...
46.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ.ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ.
11.МАКРОЭК-КОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ВИДЫ.
Макроэк равновесие – такое состояние нац эк-ки, когда сущ-ет совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, т.е.оптимальная реализация эк-ких интересов об-ва. Макроэк равновесие динамично и вряд ли достижимо как любое идеальное состояние.Но общ-во заинтересовано чтобы отклонения от идеального равновесия было минимальным, иначе может быть разрушение системы как таковой,поэтому соблюдение макроэк-кого равновесия явл целью эк-кой пол-ки гос-ва. Для оценки макроэк равновесия используются агрегированные показатели, рассчитанные на базе ВНП. Эк-кое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными капиталами (земля, труд, капитал, деньги) и возрастающими потребностями общ-ва. Различают частичное и общее равновесие. Частичное – количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэк-ких параметров или отдельных сторон эк-ки (равновесие производство и потребление,доходов и расходов бюджета,спроса и предложения.).Общее эк-кое равновесие – соответствие и согласованное развитие всех сфер эк-кой системы. Предпосылки ОЭР:
1).соответсвие общенац-х целей имеющимся экономическим возможностям. 2).Использование всех эк-ких ресурсов (раб сила, деньги и т.д.) 3).Соответствие структуры производства и структуры потребления. 4).Соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех типах рынков (товаров,труда,капитала и денег).
12. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО.
Совокупный спрос (АD)- реальный объем национ-го произв-ва, к-ый потребители (част.лица, предприниматели и гос-во) готовы купить при различных возможных уровнях цен./Или сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.
AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD=C+I+GP+X, где C–совокупный спрос индивидуумов и домохоз-в;I–инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей; GP-госзакупки,или спрос на товары и услуги состороны гос-ва; X-разность между спросом иностранцев на отечественные товары.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем нац-го продукта м/купить потребители, а рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации.На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов:
1.эффект %ной ставки – ставка % зависит от предложения денег на рынке.При пост-й денмассе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги =>повышение %ной ставки=>большая часть потребителей начинает сберегать свои деньги и совершать меньшее кол-во покупок=>растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции-производственные закупки. Итог:происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт.
2.эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) – с ростом цен происходит обесценение наличных денег и цен-х бумаг у населения, снижение их покупат-й спо-ти, богатства.Вероятнее, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы→ сбережения сокр-ся→ажиотаж-й текущий спрос→рост инфляц-х ожиданий→дальнейшее повышение цен.
На уровень совокупного спроса оказ-ют влияние неценовые факторы (детерминанты):
1.личное потребление: уровень благосостояния потребителей, величина их доходов; прогнозы потребителей или их ожидания, так инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос; политика налогооблажения.
2.инвестиционные расходы: увеличение %ной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвет-х расходов, т.е. закупок средств произв-ва; ожидания предпринимателей; увелич.налогов предприятий приведет к снижению их прибыли, и расходов; необх-ть внедрения новых технологий для поддержания конкурентоспособности – стимул для инвестирования.
3.госрасходы:зависят от объемов закупок бюджет.организациями, т.е. увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных %ных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса.
4.факторы, влияющие на объем чистого экспорта страны при неизменном уровне цен.
13.Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.
AS проявляется как стоимость произведенной экономикой страны товаров и услуг, которые планируется реализовать в данном периоде. AS зависит от размера затрат, изменений на каждом факторном рынке,изменений в технологиях и производительности кажд фактора.Факторы:1.Цены на ресурсы(земельные, трудовые, капитальные), повышение к-ых увеличивает издержки пр-ва и в рез-те понижает совокупное предложение. 2.На сов. Предл. Оказывает влияние рост производительности. Увеличение производ. Понижает стоимость единицы продукта.Рост производительности понижает сов. Предложение, и наоборот.3.Изменение эк. Политики, увеличение ставок налогообложения-уменьшает совок. предл. А различные льготы действуют наоборот.
14.Потребление и сбережение. Факторы,влияющие на них.
Потребление представляет собой основу существования общества.Удовлетворение потребностей цель материального пр-ва в любой эк сис-ме.
Явление инвестиций предполагают использование категорий предельной склонности к сбережению (MPS) и предел склонности к потреблению (МРС). MPS=∆S/∆J, MPC=∆C/∆J Если в нац эк-ке в большей степени ощутим фактор сбережений,то идеальной будет ситуация когда все сбережения собираются и направляются в инвестиции.В реальных эк-ках сущ-ет ряд факторов, от кот-х зависят возможности приблизится к этому идеальному состоянию. Эти факторы определяют активность инвестиций, т.е. максимал превращение сбережений в инвестиции.
К таким факторам относят: 1).Прогнозируемую величину прибылей тех сфер, или отраслей, в которые будут направлены инвестиции. 2).Альтернативность инвестиций, т.е. величина % ставки, показывающая что более выгодно:вложить ср-ва в реальный сектор эк-ки, либо в банковскую систему. 3).Уровень налогов в эк-ке. 4).Ур-нь инфляции – общ рост цен, преышающий 10-ти% отметку в год сокращает инвестиционную активность, в связи с тем, что деньги при таких условиях перестают выполнять свои ф-ции, в т.ч. ф-цию меры стоимости и ср-во накопления.
15.Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВНП.
Инвестиции – финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, на повышение кач-ва продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования./Те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общ-ва, в т.ч. и человеческого.
Классификация инвестиций.
1.по месту осуществления.
Инвестиции в частном секторе (негос.предприятие строит новое сооружение, цех или покупает оборудование) и в госсекторе (строит-во э/станций, метро и т.п);
2.инвестиции в запасы – товары,к-е откладываются фирмами для хранения (сырье,материалы, незавершенное произв-во и готовые изделия);
3.в человеческий капитал - здоровье, образование и проф. подготовка улучшаются за счет усилий частных лиц;
4. в капитальные ресурсы - сбережения используются для увеличения производственных возможностей эк-ки путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, развития средств коммуникаций.
А) чистые (новые) инвестиции – ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала.
Б) инвестиции в модернизацию – на возмещение износа капитала. Их сумма – валовые инвестиции.
16.Теория мультипликатора Дж.Кейнса.
Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий изменения какой-либо величины в эк. При воздействии на каждую единицу этой величины. Мультипликатор-показатель множественного эффекта в эк.
Впервые появилась при изучении Кейнсом получаемых доходов в эк-ке, потребляемой и сберегаемой их частью и активизации сбережений. Само понятие «мультипликатор»сводится к тому,что это числовой коэффициент,показывающий изменения какой-либо величины в эк-ке,при воздействии на каждую единицу этой величины.Мультип.-это показатель множественного эффекта в эк-ке.Показателем активности в мультипликац.процесе служит мультипликатор инвестиций: М =∆ J=k x ∆c , где ∆ J – прирост нац дохода за счет инвестиц процесса; k – числов коэффициент; ∆c – изменение расходов(на потребление) – мультипликатор инвестиций показ на ск возраст нац доход,как составляющая ВНП,за счет увеличения ивестиций в нац эк-ке.
17.СУЩНОСТЬ,ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Под инфляцией обычно понимают избыток денег в обращении, что ведет к их обесценению и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновременно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на одни товары могут вообще не меняться, а на другие снижаться. Поэтому инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен. Вначале инфляционные процессы сдерживались золотым содержанием бумажно-денежной единицы. Инфляция проявляется прежде всего в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Падение покупательной способности денег по отношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией называется долговременное снижение уровня цен. Термин "стагфляция" является производным от стагнации и инфляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Причины инфляции. Внешние и внутренние факторы инфляции. К внешним факторам относятся: интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран; мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика. Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны : дефицит госбюджета; расходы на военные цели; расходы на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики; инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции; кредитную экспансию - расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хозяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег; чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта; структурные нарушения в экономике — диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы. Виды инфляции. В мировой экономической теории и практике известны два типа инфляции: спроса и предложения. Инфляция спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфляция. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др темпы инфляции, можно выделить умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10 % в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200 % в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 200 % в год); суперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц).
По степень сбалансированности инфляции, можно выделить сбалансированную инфляцию, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров и услуг, несбалансированную, при которой цены растут разными темпами для различных товаров. По признаку ожидаемости можно выделить ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением, и неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении жизни населения.
18.СОЦ.ЭК.ПОСЛЕДСТВИЯ
1).Обесценивается поток денеж
доходов и денеж доходы во
всей нац эк-ке сокращаются.
19.Антиинфляционная политика
гос-ва.Особенности ее
1).Проводимые гос-вом антиинфляц.мероприятия
можно подразделить на 2 подхода: а).приспособление
инфляции(адаптация), б).упреждающие мероприятия.
Адаптация построена на том, что все эк.субъекты
в своих действиях учитывают инфляцию
через учет потерь от снижения покупательной
способности денег.Гл.направлением таких
мероприятий явл.компенсация потерь. Методы:
фиксирование дохода населения(з/п-цены),
индексация % ставки, индексация первонач
суммы инвестиций. Адаптационные мероприятия
проводятся только в том случае, если если
инфляция галопирующая, т.е. цены растут
очень быстрыми темпами.2).Собственноантиинфля