Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:53, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
№2 Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.
№31 Анализ издержек обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном период.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

№1

Предмет экономической  теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Функции экономической теории:

1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте; 2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов; 3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук; 4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования; 5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов; 6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития. Структура выделют 3 раздела: Макроэкономика - изучает действие экономической системы в целом (инфляция, безработица, экономические функции государства, госбюджет). Микроэкономика - изучает поведение субъектов экономики, которые заняты выбором вариантов потребления, производства, торговли (экономика фирмы, экономика домашнего хозяйства, индивидуальный спрос/предложение). Мировая экономика изучает экономические отношения в мировом сообществе.

 

№2

Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д. Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Частные методы - это методы, которые используются экономической теорией, но они могут применяться и другими гуманитарными науками. К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение. Позитивный и нормативный анализ. Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют нам мир как таковой. Второй тип утверждений — нормативный. Нормативные утверждения несут рекомендательный характер, говорят о том, каким мир должен быть.

Основное различие между позитивными и нормативными утверждениями заключается в оценке нами действительности. В принципе мы можем подтвердить или отвергнуть позитивные утверждения после изучения фактов.

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. Экономическая практика Практическое применение экономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике. В целях снижения риска наступления масштабных отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика.

 

№3

Истоки экономической науки  следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран  Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона,  Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции. Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы. Меркантелизм Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика. Физиократы явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии. Классическая школа политэкономики Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита и Давида Рикардо. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма. Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма. Марксизм представлен формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. Направления современной экономической мысли: Неоклассическая школа: Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Кейнсианство. Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс, служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных  явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов. Характеризуется большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

 

№4

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. 1)оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. 2)ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. 3)производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.1) потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.2) запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. 3) роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким. Классификации потребностей:Одна из классификаций разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. Вторая классификация  разделяет потребности на биологические, социальные и духовные. К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании. Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования. Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности.На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

 

№5

Блага, необходимые для  удовлетворения потребностей, создаются  в процессе производства. Производство — приспособление человечеством ресурсов к удовлетворению своих потребностей. Ресурсы — имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства. Группы ресурсов: материальные и людские. Материальные ресурсы — капитал и земля, людские — труд и предпринимательская способность. Различные комбинации этих факторов применяются для производства всего многообразия товаров и услуг.Факторы производства являются собственностью различных экономических субъектов, готовых предоставить их за определенную плату для производственного использования Таким образом, все экономические ресурсы обладают общим свойством: они ограничены или редки. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Виды экономических ресурсов:1)предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах; 2)знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне; 3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны; 4)человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. 5)финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

 

№6

Ограниченность  ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент. При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Кривая производственных возможностей показывает: 1)Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.2)Уровень эффективности производства. 3)Любая точка на кривой означает состояние Парето-эффективности — это состояние экономики, при котором ресурсы распределены таким образом, что ни один участник производства не может увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

Кривая производственных возможностей может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

ЗАКОН ВОЗРАСТАЮЩИХ ВМЕНЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК — закон, согласно которому по мере увеличения объема производства, выпуска продукции сверх некоторого уровня вмененные, предельные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

 

№7

Воспроизводство  понятие, характеризующее смену элементов и состояний системы как условие ее сохранения и развития. В количественном аспекте воспроизводство обычно характеризуется категориями: простое воспроизводство — возобновляющееся в неизменном объёме; расширенное воспроизводство -возобновляющееся в возрастающем объёме;

ОС и Обс Аморт. В  тетр…………………………………………………..

 

№8

Координирование экономических выборов. Для того чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке. Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов. Четырмями основными видами натурального хозяйства являются: охота и собирательство, кочевое скотоводство, подсечно-огневое и некоторые оседлые формы земледелия. Каждый вид отражает разные периоды развития человеческого общества.

Товарное производство — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты:Продукция производится с целью продажи Общественное разделение труда и специализация на выпуске какого-либо товара Товарно-денежные отношения носят всеобщий характер. Связь между производством и потреблением опосредована рынком

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"