Этапы финансовой политики
делят на долгосрочные и краткосрочные.
Финансовая политика
призвана учесть многофакторность, многокомпонентность
и многовариантность управления
финансами для достижения намеченных
целей и выполнения поставленных задач. Таким образом,
долгосрочная финансовая политика устанавливает
директивы для изменений и роста фирмы
и концентрирует свое внимание на общей
картине событий, без детального изучения
отдельных компонентов этой политики.
Краткосрочная финансовая политика связана,
главным образом, с анализом вопросов,
оказывающих влияние на текущие активы
и текущие обязательства.
Разработка и реализация
финансовой политики должны постоянно
контролироваться. В этой связи очень
сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики.
Контроль должен соединить эти два вида
в общую финансовую стратегию фирмы.
- Характеристика основных направлений работы финансовой службы.
Финансовую политику
предприятия определяют учредители,
собственники, так как они в конечном итоге осуществляют
финансовое руководство. Однако реализация
финансовой политики возможна только
через аппарат, или организационную подсистему,
которая является совокупностью отдельных
людей и служб, которые подготавливают
и реализуют финансовые решения.
Организационная структура представлена:
- информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и др. службы;
- финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
- контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
К основным объектам управления
можно отнести следующие направления:
- Управление капиталом
- определение общей потребности в капитале;
- оптимизация структуры капитала;
- минимизация цены капитала;
- обеспечение эффективного использования капитала;
- Дивидендная политика:
- определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
- Управление активами:
- определение потребности в активах;
- оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;
- обеспечение ликвидности активов;
- ускорение цикла оборота активов;
- выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
- Управление текущими издержками.
- СVP – анализ;
- минимизация издержек;
- нормирование затрат;
- оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
- Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).
- формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
- эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
- Источники информации при разработке финансовой политики.
Информационное обеспечение
финансовой политики предприятия можно
разделить на две крупные категории
– формируемое из внешних источников
и внутренних.
Система показателей информационного обеспечения
финансовой политики предприятия формируемая
из внешних источников:
- Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. К ним относятся:
- темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
- объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка центрального банка.
- Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Здесь содержится такая
информация, как:
- виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
- котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
- кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
- депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
- официальный курс отдельных валют;
- Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов
- Нормативно-регулирующие показатели.
Система показателей
информационного обеспечения финансового
менеджмента, формируемых из внутренних
источников делится на две группы:
- Первичная информация:
- формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств)3, а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;
- оперативный финансовый учет.
- Информация, полученная в процессе финансового анализа:
- горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей с предшествующим периодом и за ряд предшествующих периодов);
- вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);
- сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);
- анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);
Таким образом, для успешной
реализации финансовой политики предприятия
руководству необходимо, во-первых,
обладать достоверной информацией
о внешней среде, и особенно знать
возможные ее изменения, во-вторых,
иметь сведения о текущих отчетных параметрах внутреннего
финансового положения, и, в-третьих, обладать
максимально точным финансовым анализом,
позволяющим получить количественную
оценку результатов финансовой деятельности
в разрезе отдельных ее аспектов, как в
статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие
должно проводить открытую информационную
политику, особенно с потенциальными
инвесторами, кредиторами, органами власти.
- Способы долгосрочного финансирования
- Ипотека
- Выпуск долгосрочных ц/б (корпоративных облигаций)
- Кредиты банков
- Лизинг
- Факторинг – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том; что фактор-фирма приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере от 70 до 90% долга, до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее Возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме: Факторинг возник в XVI-XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.
- Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру, В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортёр, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За Досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга.
- Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (фран-чайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать фран-чайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
- Капитал предприятия, его структура.
Наиболее важными задачами финансовой политики является поиск достаточных источников
средств, необходимых для удовлетворения
потребности в активах, минимизация их
цены и оптимизация структуры капитала
с позиций обеспечения финансовой устойчивости
предприятия.
Главная задача финансовой
политики максимизировать стоимость
предприятия, в этой связи независимо
от того насколько доходность активов
превышает стоимость средств
необходимых для их приобретения, требуется, чтобы цена всех используемых
факторов производства, и в первую очередь
капитала, была минимизирована.
Стоимость капитала предприятия складывается
под влиянием многих факторов, главными
из которых являются:
- общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;
- конъюнктура товарного рынка;
- средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке;
- доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий;
- уровень концентрации собственного капитала;
- соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;
- степень риска осуществляемых операций;
- отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др.
Определение стоимости
капитала предприятия проводится в несколько
этапов.
На первом этапе осуществляется
идентификация основных компонентов,
являющихся источниками формирования
капитала фирмы. На втором — рассчитывается
цена каждого источника в отдельности.
На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного
веса каждого компонента в общей сумме
инвестированного капитала. На четвертом
— разрабатываются мероприятия по оптимизации
структуры капитала и формированию его
целевой структуры.
Анализ структуры пассива
баланса, характеризующего источники средств,
показывает, что основными их видами являются:
- собственные источники — уставный капитал, фонды собственных средств, нераспределенная прибыль;
- заемные средства — ссуды банков (долгосрочные и краткосрочные), облигационные займы;
- временные привлеченные средства — кредиторская задолженность.
Краткосрочная кредиторская
задолженность за товары, работы и
услуги, по заработной плате и уплате
налогов часто не рассматриваются
в качестве источника капитала, так
как предприятие не платит за нее проценты и она является
следствием текущих операций в течение
года, в то время как расчет цены капитала
проводится на год для принятия долгосрочного
финансового решения.
Общая стоимость (цена)
капитала
WACC =
Ci*Vi где
WACC (weighted average cost of capital) - цена капитала;
Ci (cost) - цена i-го источника средств;
Vi (value)- удельный вес i-го источника средств
в общей их сумме.
Экономический смысл WACC заключается в следующем:
- Стоимость капитала предприятия служит мерой прибыльности операционной деятельности.
- Показатель стоимости капитала используется как критериальный в процессе осуществления инвестирования.
- Уровень стоимости капитала предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости предприятия и наоборот.
- Стоимость основных ист<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char"