Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TQM. TQM – это подход к созданию новой модели управления. 1. Роль руководства. Руководство должно быть привержено новой системе. Ответственность за интеграцию TQM в общую модель управления фирмой. Руководство ставит цели и основные направления деятельности, а также способы реализации. Установление целей и анализ результатов – основное в деятельности руководителей. 2. Ориентация на клиента Идентификация клиентов. Определение их потребностей. Внедрение системы показателей удовлетворённости клиентов. Затем эта система показателей кладётся в основу системы мотивации работников. 3. Стратегическое планирование Планируется достижение не только традиционных, но и неосязаемых и неизмеримых: уровень удовлетворённости потребителей, положительный образ фирмы, престиж торговой марки. 4. Вовлечение всех сотрудников Максимальная эффективность за счёт использования способностей работников на всех уровнях. Сближение целей сотрудников с целями организации. Самоконтроль коллег наряду с контролем сверху. Принцип синергизма при использовании командной деятельности. 5. Подготовка персонала Необходимость постоянной широкой подготовки. Оценка эффективности обучения. 6. Награды и признание Сочетание формальных и неформальных наград. Укоренение системы менеджмента качества в систему мотивации фирмы. 7. Разработка продукции/услуг Быстрое реагирование на изменение потребностей и ожиданий потребителей. Сокращение продолжительности цикла «разработка – внедрение». 8. Управление процессом.Желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управлять как процессом. Процессная модель предполагает рассмотрение совокупности бизнес-процессов на уровне структурных подразделений. При этом показателями эффективности управления являются: - затраты на осуществление - продолжительность осуществления - показатели качества Следующий этап – оптимизация использования ресурсов в каждом процессе. 9. Качество поставщиков.Уровень требования к качеству такой же, как к собственной продукции. Своевременный отказ от ненадёжных поставщиков. Налаживание взаимовыгодных отношений. 10. Системный подход к управлению. Объединение процессов создания продукции/услуг с процессами, позволяющими определить соответствие продукции/услуг требованиям заказчика. Полное использование обратной связи. 11. Постоянное улучшение.Корректировка действий для предупреждения возникновения проблем в будущем. Основа – результаты оценки степени удовлетворённости заказчика и показатели эффективности деятельности самой организации. 12. Информационное обеспечение. Эффективной сбор, хранение и использование данных. Но прежде – определить, а какие же данные обрабатывать. 13. Позитивный опыт. Использование лучшего опыта других компаний (benchmarking). 14. Постоянная оценка эффективности работы системы TQM . Установлена единая последовательность разработки и внедрения TQM: - Обследование производства и подготовка специального доклада. - Выбор системы качества и разработка Программы качества. - Разработка Руководства по реализации Программы. - Обсуждение задач по выполнению Программы и Руководства на специальном совещании с участием представителей консалтинговой фирмы. - Включение мероприятий из Программы и Руководства в общий план фирмы/проекта. - Запуск Программы и Руководства в производство. - Реализация, при которой специализированная фирма осуществляет поддержку системы и защиту интересов предприятия. Создаётся Служба менеджмента качества. Основная ответственность – на менеджере проекта (менеджера по качеству). ВНЕДРЕНИЕ TQM НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Сильное влияние оказывают контракты с зарубежными партнёрами. Проблемы: 1. Необходимость глобальных изменений в оргструктуре, корпоративной культуре, стилях и методах менеджмента упирается в консерватизм стандартов ИСО 9001: «Документируй то, что делаешь; делай то, что задокументировано». Если нарушить принцип, то система потеряет приспособленность к аудиту. Если документировать существующую систему, то произойдёт стагнация уровня качества. 2. Невыполнение в России правил Джурана: 85 – 15 % и Деминга: 96 – 4 %. За 85% проблем качества отвечает система менеджмента, а за 15% - исполнители. Деминг усилил правило. У нас – всё наоборот. 3. Неадекватность культурных основ отечественной промышленности принципам ИСО. Культурная основа наших систем качества – репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных. Менеджмент правила силы должен быть преобразован в менеджмент силы правил. 4. Пропущенные этапы развития менеджмента качества (статистические методы). С чего же начинать российским предприятиям? Алгоритм: - Освоить производство товара/услуги, пользующихся спросом. - Создать дилерскую, торговую сеть продаж и распространения товара и информации о нём. - Минимизировать издержки производства. Для этого может потребоваться реструктуризация. - Организовать систему управления финансами. Управленческий учёт. Только после этого имеет смысл приступать к созданию и сертификации систем менеджмента качества. Алгоритм развития TQM: 1. Организация процедуры измерений и анализа уровней дефектности. 2. Анализ и классификация несоответствий (критические, значительные, малозначительные). 3. Введение мотивации за снижение несоответствий. Сначала – премии. Затем превратить премию в надбавку к зарплате и сделать упор на командные методы. Кружки качества. 4. Согласовать возможности производства с требованиями конструкторской и технологической документации. 5. Введение программ поэтапного снижения несоответствий путём внедрения системы статистического управления качеством (Карты Шухарта). 6. Построение отношений внутри предприятия на основе цепочек «производитель – потребитель». Внедрение стандартов ИСО 9001(2). 7. Создание системы работы с внешними поставщиками. ИСО. Конечная цель – смещение акцента с входного контроля на контроль процессов поставщика и оценку систем качества.
Вопрос 92. 1. Понятие сертификации продукции. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий),проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее. Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую. Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель). В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области. Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям. Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны. В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной: 1. Испытания образца продукции. 2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке. 3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. 4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода. 5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка. 6. Только оценка заводского управления качеством. 7. Проверка партий изделий. 8. 100%-ный контроль. В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса.
Рис. 1. Взаимоотношения субъектов сертификации.
Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган ïо сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия. Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия. На уровне европейских стран, взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно. Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведении определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом: повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации; признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.Однако, многие испытательные лаборатории и органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверит и признания компетенции можно достичь с меньшими затратами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств. В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые законодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность в целях сертификации. Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.
Рис. 1. Взаимоотношения субъектов сертификации.
Этапы проведения сертификации системы качества. В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа: предварительная проверка и оценка системы качества; окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта.Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ (табл. 5.1). Предприятиям, претендующим на сертификацию системы качества, и орган но сертификации вместе с заявкой и сопроводительным письмом следует направлять: анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества; общее руководство по качеству (или основной СТП системы качества), информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, результатах ранее проведенной на предприятии сертификации, испытаниях продукции и т.п.); декларацию о соответствии системы качества; счет оплаты за проведение первого этапа проверки системы качества. По просьбе органа по сертификации могут быть представлены также другие сведения и данные о предприятии и системе качества. Таблица 1. Этапы оценки системы качества Состав работ Исполнитель1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации Предприятие1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества Предприятие1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества Орган по сертификации1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества Предприятие, орган по сертификации2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке Предприятие2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества Орган по сертификации2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества Предприятие, орган по сертификации2.4. Проведение проверки системы качества Орган по сертификации, предприятие2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания Орган по сертификации2.6. Проведение заключительного совещания Орган по сертификации, предприятие2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества Орган по сертификации2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества Орган по сертификации. По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами). Развитие деятельности по сертификации в промышленной сфере отечественной экономики создало предпосылки и обусловлю необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов (органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий). В этих целях был сформирован комплекс требований, применяемых в РФ к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию в обязательной (законодательно регулируемой) и добровольной сферах. В настоящее время Российская система аккредитации (РОСА) регламентирована комплексом государственных стандартов. В этих стандартах реализованы положения законов РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, а также руководств ИСО/МЭК 55, ИСО/МЭК 38, ИСО/МЭК 40, европейских стандартов Е серии 45000 и работ Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Объектами аккредитации в рамках этой системы определены(ГОСТ 51000.1-95): лаборатории, осуществляющие испытания, измерения, калибровку; органы по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества; метрологические службы юридических лиц, осуществляющие поверку средств измерений; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов в этих областях деятельности.Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, организуют и проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти (в случаях, определенных законодательством). Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. Вполне естественно, что организации-заявители аккредитуются в определенной области. Их аккредитация осуществляется применительно, к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом однозначно устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие нормативные документы. Работа по аккредитации включает следующие шесть основных этапов: 1. Представление заявки на аккредитацию и ее предварительное рассмотрение. 2. Экспертизу документов по аккредитации; 3. Аттестацию заявителя; 4. Анализ всех материалов по результатам экспертизы и аккредитации; 5. Принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, и, соответственно, оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации. 6. Последующего инспекционного контроля аккредитованной организации. Общие требования проведения к испытательным лабораториям определены ГОСТ Р 51000.3-96, который гармонизирован с ЕН 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности, независимости и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям и оборудованию, помещениям и окружающей среде, рабочим процедурам методам испытаний, систем качества систем регистрации результатов, обращению с образцами, конфиденциальности и безопасности, субподрядным работам, а также требования по взаимодействию с заказчиком и аккредитующим органом.
Рис. 5.3. Организация работ по аккредитации объектов.Порядок аккредитации испытательных лабораторий, включая проверочные и калибровочные, определен ГОСТ Р 51000-96, который гармонизирован с EN 45002. Аккредитация лаборатории производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этаны аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего. Аналогичным образом взаимосвязаны стандарты ГОСТ Р 51000.5-96 и ГОСТ Р 51000.6-96. Первый устанавливает требования (критерии) к органам по сертификации продукции и услуг, а второй – к порядку их аккредитации по критериям первого. ГОСТ Р 51000.5-96 гармонизирован с ЕН 45011.Основные формы и содержание документов, представляемых на аккредитацию органа по сертификации, приведены в приложении. В 1979 г. создан технический комитет по международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность.
19