Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
Вопрос 87. Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория. В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:Денежное выражение стоимости;Денежное выражение системы ценообразующих факторов;Инструмент рыночной конкуренции;Характеристика товара на рынке;Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.Виды цен. Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержкипроизводства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.Оптовой (или отпускной) называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счётдостижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.Пассивное ценообразование. Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.Стратегия ценообразования — это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями торгового предприятия. Для классификации ценовых стратегий, ориентированных на спрос, можно использовать несколько критериев.
1. По уровню цен на новые товары выделяют стратегии: «снятия сливок»; Преимущество стратегии — позволяет в короткий срок возместить маркетинговые расходы и высвободить капитал; если рынок «принял» товар по высокой цене, перспективы товара хорошие: снижать цену легче, чем повышать.Недостаток стратегии — высокая цена привлекает конкурентов, не давая времени фирме закрепиться на рынке.«цены проникновения»; Преимущество стратегии — снижает привлекательность рынка для конкурентов, давая тем самым предприятию преимущество во времени для закрепления на рынке.Недостаток стратегии — существует серьезная проблема дальнейшего повышения цены при сохранении размеров захваченного рынка.«среднерыночных цен». Преимущество стратегии — относительно спокойная конкурентная ситуация.Недостаток стратегии — трудная идентификация товара.Пример. ОАО Самарский жировой комбинат, выпустив несколько лет назад на рынок новые виды маргарина, такие, как «Домашний», «Самарский Сливочный», «Росинка», установил на них среднерыночную цену. Она ориентирована на сегмент покупателей со средним доходом.2. По степени изменения цены выделяют стратегии:«стабильных цен»; Преимущество стратегии — высокая относительная прибыль (с единицы товара).Недостаток стратегии — фирма должна иметь постоянный резерв для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества.Пример. Американская косметическая компания «Clinique» на российском рынке ориентирована на покупательниц с высоким уровнем дохода, солидных, для которых важно не только и не столько качество продукции, сколько ее цена, т.к. пользование продукцией данной компании является в их кругу атрибутом состоятельности и успеха. Поэтому компания установила на производимый товар относительно высокую цену и стремится удержать ее на таком уровне. «скользящей падающей цены» или «исчерпания»; Преимущество стратегии — фирма может добиваться периодического расширения рынка сбыта за счет покупателей со все более низким уровнем дохода и соответствующего увеличения объема продаж.
«роста проникающей цены». Маркетинговая цель — использование существующего положения, сохранение завоеванной доли рынка.Типичные условия применения:покупатель — массовый, постоянный (приверженец марки);товар — узнаваемый, отсутствуют заменители;фирма — мощная, имеет опытных маркетологов.Недостаток стратегии — трудности повышения цен после низкого уровня.3. По степени дифференциации товаров и потребительских цен выделяют стратегии:«дифференциации цен на взаимосвязанные товары»; Преимуществом стратегии является возможность оптимизации продуктового портфеля.Различают варианты стратегии «дифференциации цен на взаимосвязанные товары»:а) высокая цена на самый ходовой товар (приманку, имиджевый товар) восполняет увеличение затрат на разнообразие ассортимента и применение низких цен для дешевых или новых товаров (применяется при продаже одежды, косметики, сладостей, сувениров)б) низкая цена на основной товар номенклатуры компенсируется завышением цен дополняющих товаровв) выпуск нескольких версий товара для сегментов с разной эластичностьюг) связывание в набор дополняющих или независимых товаров по льготной цене (ниже, чем цены продажи отдельных товаров)«ценовых линий»; Преимущество стратегии — оптимизация продуктового портфеля. Недостаток стратегии — сложно определить психологический барьер цен.«ценовой дискриминации» Преимущество стратегии — оптимизация спроса в реальных условиях.Разновидности стратегии «ценовой дискриминации»: а) льготы постоянным партнерам, франчайзи (с целью внедрения в посреднические структуры). б) разные цены в зависимости от времени пользования, типа потребителя (Segment pricing). Для успешной реализации этой ценовой стратегии производители должны предусмотреть возможность с минимальными издержками изменять дизайн и конструкцию продукта в соответствии с нуждами различных групп потребителей.Стратегии ценообразования определяют принципы формирования цен на новые товары.Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают: - прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены; - скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.
Вопрос 88. Условия возникновения социально ориентированной рыночной экономики в России. Проблема поиска Россией оптимальной социально-экономической модели сохраняет все свое значение, однако многие признаки свидетельствуют о том, что в нашей стране уже далеко зашел процесс утверждения модели, не обеспечивающий решения экономических и социальных задач развития страны. Зачастую ее именуют «мафиозно-бюрократическим» капитализмом. Многое говорит о том, что сегодняшняя действительность - это естественное продолжение развития прежней модели «реального социализма» и раскрытие ее потенций, завершающая стадия ее существования. Наиболее важные черты, ее характеризующие, непосредственно порождены недавним прошлым. Но ей не принадлежит будущее, за ней сохраняется тупиковый характер прежней модели. Вопрос лишь в том, как долго будет существовать нынешняя модель закрепится ли она на несколько десятилетий или наступает этап ее продолжения. Появление «мафиозно-бюрократической» модели было предопределено сохранением властных позиций номенклатурного класса, тем, что такая модель соответствует его устремлением. Благоприятной почвой для ее реализации при постепенной трансформации «номенклатуры» в обычный класс капиталистов служит состояние российского общества, соотношение общественных сил, отсутствие контрэлиты, способной сформировать альтернативу и бороться за ее осуществление. Нынешний переходный к рыночной экономике период стал не столько периодом собственно перехода, сколько периодом становления и - в будущем - преодоления модели, далекой от современного регулируемого рынка, социально контролируемого воспроизводства капитала, производственной демократии, социального партнерства, общественной солидарности. Нынешняя модель, с одной стороны, обозначает подходы к этим целям, но, с другой стороны, блокирует движение к ним.В основе этой модели лежит трансформация власти в собственность, при сохранении властных рычагов. Главную роль в механизме трансформации играет не раздел государственной собственности, не превращение ее в частную, а приватизация потоков государственных финансовых средств, присвоение бюджетных ресурсов либо «перехват» средств на пути в государственную казну. Налицо специфический экономический тип формирования и воспроизводства капитала, складывающийся благодаря использованию рычагов государственной власти («приватизации государства») и отсутствию дееспособных общественных сил, которые могли бы обеспечить другой путь развитии.Специфика России на данном этапе сказывается, прежде всего в том, что данная модель - проявилась ярче и масштабнее, чем в большинстве других стран, переходящих от «реального социализма» к современной капиталистической экономике.Какую бы резкую оценку ни давать этой модели, нельзя не признать не только то, что в российских условиях она была неизбежна, но и другое: пока, прежде всего именно она обеспечивала эволюционный характер демонтажа модели «реального социализма», предотвращала появление в среде правящего класса антагонистических противоречий, возникновение открытого вооруженного противостояния в обществе, которое могло бы быть вызвано этими противоречиями. Негласно реализовавшийся принцип: «кто, что имел, тем владеет и дальше» и ему подобные «правила» реформы позволили исключить возможность самых опасных для жизни общества взрывных социальных конфликтов. В этом и заключается позитивная роль нынешней модели. Примечательно, что данная модель сформировалась и утверждается без какого-либо идеологического обоснования и пропагандистской поддержки со стороны российских политических сил. В то же время социально-экономические механизмы этой модели активно используются ими для реализации своих интересов, особенно для укрепления имущественных и иных экономических позиций. Отсюда вытекают и практические действия различных политических сил как правой, так и левой ориентации, поддерживающие сохранение различных элементов социально-экономических отношений, сложившихся на базе данной модели.Вместе с тем, в обществе происходят, несмотря на самое различное противодействии, реформаторские процессы, создающие предпосылки для усиления его сопротивления наблюдаемым деформациям и извращениям, тенденциям к движению вспять. Произошла дифференциация элиты, появились группы, интересы которых связаны не только с замедлением, но и с ускорением реформирования. Однако, пока для общественного развития более характерно накопление противоречий и кризисных явлений, чем социальных предпосылок для формирования эффективной экономики и решения социальных проблем. Велика опасность закрепления на тот или иной период социально-экономического строя, мало способного к реальной модернизации. В этом проявилось состояние российского общества в целом, сказавшегося способным в своем большинстве отвергнуть прежний псевдосоциалистический путь, но и не способным выработать новые демократические ориентиры, механизмы достижения таких целей, сформировать массовые демократические движения.Декларируемые концепции российского будущего у большинства политических сил страны сходятся на том, что России надлежит реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. Впервые за семь десятилетий принимается модель, которая вытекает из объективных потребностей общества, опирается на мировой опыт, а не является искусственно конструируемой схемой, навязываемой обществу. Но консенсус этот лишь формальный, сложившийся больше вокруг термина, чем существа дела. Формирование социально ориентированной рыночной экономики сталкивается не только с отсутствием необходимой материальной базы, но и с прямым противодействием, часто замаскированным рассуждениями о социальных приоритетах.В рассуждениях о необходимости социально ориентированной рыночной экономики зачастую отсутствует требование обеспечить высокую эффективность производства. Социальная ориентация экономики - это прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворению в конечном счете массовых потребностей населения. Но это присуще эффективной экономике, которая располагает развитым рыночным механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни произвольным государственным вмешательством. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических и политических группировок. Социальная ориентация предполагает значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг, предоставления определенных социальных гарантий. СОРЭ жизнеспособна лишь до тех пор, пока соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начинается социальное иждивенчество и паразитизм, неоправданная растрата общественных ресурсов.Такая экономика предполагает наличие общественных условий для того, чтобы человек мог увеличить свой трудовой вклад, реализовывать свои способности, переходить в более высокодоходную группу населения. Социальной базой такой экономики является массовый слой экономически активных и материально обеспеченных людей, чуждых иждивенческих настроений, осознающих личную ответственность за свою судьбу, способных служить двигателем экономики по своему отношению к труду, по квалификации, по способности адаптироваться к процессам развития экономики, по способности к накоплению и капитализации трудовых доходов.В такой экономике развито использование согласительных процедур для увязки интересов различных социальных групп, получает широкое признание солидарность общества и личности, идея социальной справедливости, под которой подразумевается предотвращение дискриминации социально слабых слоев населения и их поддержка и предоставление равных шансов для успеха в хозяйственной жизни тех, кто участвует в развитии эффективной экономики, общественное признание их вклада.Принижение принципов материального стимулирования и культивирования уравнительности среди основной массы населения, отрыв оплаты труда от его результатов, ограничение, а чаще исключение возможности использовать личные средства для удовлетворения потребностей в жилье, медицинских услугах и т.д., лицемерное отождествление бесплатности и доступности, огромные масштабы неоправданного перераспределения необходимого продукта между различными отраслевыми и профессионально-
Пути становления социально ориентированной рыночной экономики в России.В качестве альтернативы, как современной российской ситуации, так и мировому опыту некоторые политические силы России выдвигают социально-экономические модели, которые призваны обозначить некий особый путь развития России. Эти модели - «национально-державнические», «коммуно-патриотические» и т.д. - не разработаны, обосновываются скорее эмоционально, чем по существу, лежащие в их основе идеи нередко могут вести к провалерованию предела власти и собственности в ходе ожесточенной политической борьбы в пользу более консервативных сил, к оправданию государственного произвола, к возврату в той или иной степени огосударствления экономики, к самоизоляции страны в мировом хозяйстве, к дискредитации гуманистических общечеловеческих ценностей. Модели с таким содержанием лишены какой-либо перспективы, но попытки их реализации могут существенно осложнить развитие страны. Возможность того, что они могут стать реально альтернативой сформировавшейся ныне модели, весьма сомнительна, но шансы на то, что они послужат ее консервации, достаточно велики. Вместе с тем, в российском обществе имеется немало факторов, способных противодействовать реализации моделей такого содержания.Позитивное развитие России, как в ближайшем будущем, так и в перспективе следует связывать с реформаторской переходной моделью, которая: а)обеспечивала бы преодоление мафиозно-бюрократических черт, складывавшихся до сих пор социально-экономических отношений, устранение подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам;б) укрепляла бы наметившиеся элементы финансовой стабилизации способствовал бы оздоровлению государственного бюджета;в) формировала бы ресурсные или иные предпосылки для возобновления экономического роста и предусматривала бы структурную перестройку экономики;г) была бы нацелена на рационализацию использования ресурсов, выделяемых на социальные цели;д) служила бы обеспечению перелома в неблагоприятной динамике жизненного уровня населения и его имущественной дифференциации на основе оздоровления всего общественного воспроизводства в социальном, структурном, ресурсном отношении и в отношении экономической эффективности.Именно эта модель ориентирована на постепенное формирование в полном объеме социально ориентированной рыночной экономики. Лишь в рамках такой модели можно будет реализовывать требования усиления социальной направленности реформ, снижения социальных издержек, исключить возможность воспроизводства в будущем прежних системных, экономических, социальных и политических пороков. Особый, здесь не затрагиваемый вопрос - вопрос об общественных силах, которые могли бы достаточно результативно и без чрезмерных социальных потрясений осуществить преобразования, вытекающие из такой реформаторской переходной модели.В последнее время наблюдаются признаки того, что делаются выводы из факта длительной нерешаемости узловых проблем страны и блокирования позитивных перемен. Важно, что поиск выхода из этой ситуации ведется на направлении углубления рыночных реформ, а не отказа от них, на направлении коррекции социальных действий капитала, а не примирения с ними. При этом ситуация диктует в качестве первоочередных меры экономии, в том числе в социальной сфере, отказа от тех элементов государственного регулирования, которые должны были бы служить нормализации экономической динамики, а на деле использовались различными экономическими и политическими силами в собственных интересах. Такие меры не могут не встречать сопротивление самых различных слоев общества. Тем важнее использовать все возможности для их поддержки. Если бы удалось реализовать переходную реформаторскую модель взвешенно и результативно, она могла бы положить начало социально экономическому подъему России.Главное при этом - освоить современные цивилизованные механизмы формирования и функционирования капитала, контролируемые обществом с позиций требований экономического и социального прогресса. Эта глобальная задача по существу состоит из совокупности вполне конкретных задач обеспечения правил социально регулируемого рыночного взаимодействия субъектов хозяйствования, соблюдения обоснованных общественными интересами приоритетов, контроля за выводом капитала, блокирования «отмывания грязных» денег, борьбы с коррупцией, а также задач регулирования социальных отношений, их оздоровления. Хотя нынешняя «посткоммунистическая» ситуация исторически уникальна, но в принципе инструменты решения этих задач известны мировой практике. На основе анализа противоречий современной цивилизации, ожидаемых ресурсных ограничений, прогнозов эволюции мировосприятия человека и его отношений сообществом все чаще ищутся подходы к разработке футурологических моделей социально-экономических отношений. В этих моделях фиксируется то или иное видение перспектив обобществления производства, социализации человека и общества, эволюции отношений собственности, системы ценностей и стимулов человеческой деятельности.Такие модели нередко обосновываются ссылками на кризисное состояние общества в развитых странах, исчерпание ресурсов для развития, упадок морали. В этих моделях находят свое отражение и результаты реалистического анализа существующих и новых, неизбежных в будущем общественных противоречий, и преувеличенные представления о лимитах и тупиках развития, и умозаключения, продиктованные политическими пристрастиями и моральными установками. Важно выявить те элементы этих концепций, которые очерчивают наиболее вероятные тенденции движения в будущее, нацеливают на снижение остроты общественных противоречий и уровня общественных конфликтов, на продолжение процессов гуманизации общества и укрепление его ресурсных основ. Такие элементы должны находить использование в практике управления общественным развитием. Но неоправданна тяга к умозрительным схемам, искусственному форсированию развития, ориентации его на субъективно предпочитаемые цели, в том, чтобы народы не были принесены в жертву ложным ориентирам.Выработать правильный подход к различным футурологическим моделям важно в сегодняшней России в особенности потому, что не исключены попытки противопоставления тех или иных из этих моделей работе по формированию в России развитого общества с экономическим фундаментом в виде социально ориентированной рыночной экономики. Известны суждения о необходимости для нашей страны избежать якобы заводящего в кризисе «западного пути», суждения об «исключительности» нашей страны, о ее миссии найти особый путь и указать его человечеству. Не умаляя потенциал России, необходимо избежать прихода страны в очередной исторический тупик.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что социально ориентированная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам), охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель СОРЭ исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников рынка и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.Анализируя общую социально-экономическую ситуацию в стране, можно отметить, что такая модель экономики является для России на сегодняшний момент утопией.
Вопрос 90. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Ключевая задача менеджмента: - создание; - реализация; - сертификация системы менеджмента. Принципы системы менеджмента качества: • качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция менеджмента); • качество – это то, что определяет потребитель, а не производитель; • ответственность за качество должна быть адресной; • для реального повышения качества нужны новые технологии; • повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; • контроль процесса эффективнее контроля результата; • политика в области качества – часть общей политики предприятия. Эти принципы – основа TQM. Структура менеджмента качества: 01. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА. – выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения. Перед началом работ требуется информация о политике проекта, о его содержании, о продукции, о стандартах и требованиях к её качеству; документация по системе качества. При планировании качества используются инструменты: - анализ затрат и выгод; - установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с показателями других проектов; - диаграммы «причины-следствия», т.е. диаграммы Исикавы, а также блок-схемы взаимодействия элементов системы или процесса друг с другом; - эксперименты. В результате появляется план качества. Это организационно-технические мероприятия по обеспечению системы качества проекта. 02. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА. – регулярная проверка хода реализации проекта в целях установления соответствия определённым ранее требованиям к качеству. Производится на основе утвержденного плана, технологических карт, проверочных листов и т.д., а также данных, полученных при контроле и испытаниях. Осуществляется путём плановых и внеплановых проверок и инспекций. Статус контроля и испытаний – основа решения об улучшении качества проекта и его продукции. 03. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия требованиям по качеству и стандартам, а также определение путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Классификация методов контроля качества: 1. По месту в технологическом процессе: - входной - операционный - приёмочный 2. По исполнителю: - самоконтроль - линейный персонал - лаборатория - инспектор по качеству 3. По инструментальной оснащённости: - визуальный - инструментальный (лабораторный, геодезический, метрологический) 4. По объёму выборки: - сплошной - выборочный.