Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
Вопрос 32. Функции городов.Функции города – его роль, назначение в обществе. В любом городе имеются функции градообслуживающие (отрасли производства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города). Градообразующие функции делятся на центральные (разнообразное обслуживание окружающей город территории) и специальные (специализирующие на какой-либо отрасли в масштабах всей страны или ее крупной части).
Крупные города, как правило, полифункциональные, т.е. выполняют сразу несколько функций (хотя и среди этих функций обычно можно выделить преобладающую). Небольшие города очень часто монофункциональны. Функции городов являются одним из основных критериев типологии городов. Критерии для типологии городов: Генезис (когда, каким народом город основан) Функции (“профессия”) Место в системе расселения (ядро агломерации, город-спутник, транзитный пункт и т.п.) Размер (число жителей)Типология городов Подмосковья (по Максаковскому): Центр малой агломерации – например, Орехово-Зуево Город науки – Пущино Многоотраслевой город с разнообразной промышленностью – Павловский Пасад Город-спутник – Жуковский Город – местный центр, рекреационный центр, промышленность местного значения – Звенигород, Волоколамск Однофункциональный центр (промышленный, научный, траспортный) – ДрезнаТипы городов России: центральные места и специализированные (отраслевые) центры. Центральные места – столица (Моксва), центры экономических районов (Воронеж), центры субъектов (Майкоп), межрайонные центры (Орск), районные центры (Козельск), внутрирайонные центры (Апрелевка). Специализированные: промышленные центры (Тольятти), транспортные (Новороссийск), научные (Пущино), туристические центры (Суздаль), курортные города (Сочи).
Вопрос 33. планирование развития городов. Первые свидетельства планирования городов можно обнаружить еще в древних античных городах. В них создавались не только архитектурные проекты, но и планы с глубокой проработкой всего комплекса градообразующих факторов. Однако городское планирование получило современное значение в начале XX века. В это время города, развивавшиеся хаотически на протяжении веков, сконцентрировали в себе проблемы, которые можно было решить только целенаправленными усилиями. Среди наиболее известных имен архитекторов и городских планировщиков особое место занимает Эбенезир Ховард (Е. Howard). Английский архитектор и социальный реформатор под впечатлением социальных последствий британской индустриализации предлагал альтернативные пути жизни для горожан, как единственный способ избежать недостатки капиталистического города.Город-сад — место, в котором гармонично сочетаются преимущества городского и сельского образа жизни. Концепция «города-сада» вошла в анналы городского планирования и оказала существенное влияние на взгляды городских планировщиков, привела к многочисленным попыткам реализации этой идеи. Так, в частности, в Англии развернулось движение «новых городов», реализовавших проекты Ховарда в массовом строительстве.В России идеи Ховарда также стали широко известны и популярны в среде архитекторов, оказав огромное влияние на формирование концепции «социалистического города». В США группа архитекторов под руководством С. Штейна популяризовала подход Ховарда. Работая с городскими властями и владельцами недвижимости, они сконцентрировали усилия на планировании нескольких мест в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе.Планировочные решения требуют серьезной инфраструктурной проработки. Дороги, объем канализационных, водопроводных и электрических сетей должны соответствовать потребностям. Все это должны иметь в виду специалисты, занимающиеся городским планированием. Перед лицом городских планировщиков чаще других встают две дилеммы: физикалистского недостатка и элитистско-плюралистская дилемма. В первом случае планировщики излишние надежды возлагают на конструктивный дизайн, рассчитывая, что он сможет исправить природу человеческого поведения. Сознательное разрушение домов в районе Pruitt-Igoe в США, в котором было невозможно жить в результате конструктивных недостатков проекта, и ряд других подобных примеров свидетельствуют, что это утопия — возлагать надежды лишь на дизайн, не опираясь глубоко на природу человеческого поведения.Планировочный процесс — весьма сложное явление, и для его анализа необходимо изучать трехсторонние отношения между политиками, планировщиками и публикой. У современной идеологии городского планирования есть критики. Д.Джекобе (J. Jacobs.1961) высказывает озабоченность по поводу разрушения целостного видения города. Она верит, что лучшие города имеют богатую и активную уличную жизнь. Ее критика городского планирования строится на том, что планировочные проекты игнорируют человеческие взаимодействия, что в результате приводит к сокращению уличного пространства. По мнению Джекобе, городская жизнь не может быть спланирована, люди сами изобретают для себя среду обитания. Обычно горожане приспосабливают для себя пространства улиц, парков, мест для игр. Городское планирование может лишь разрушить естественное городское окружение.Для примера, молодежь проводит большую часть своего времени на улицах. Бесчисленное разнообразие уличных игр создано поколениями детей до них. Думать об улицах городов только с позиции эффективности транспортного движения, не принимая в расчет детские уличные игры, означает заведомое разрушение детского городского пространства. Гуманное общественное пространство города, такое как места для прогулок, парков, игровые площадки, — обеспечивает для людей ряд необходимых условий жизнедеятельности. Это место обучения детей в гармоничном окружении. Оно же позволяет наблюдать за детскими играми родителям и соседям. Дружественная среда позволяет соседям устанавливать более тесные связи, что в свою очередь придает больший смысл сообществу. Жилищная политика — фрагмент политической системы общества. Политика в области жилья выступает одним из разделов партийно-политических программ. В отечественной литературе в последние годы активно разрабатывается аккомодологический подход в изучении жилья. Суть его в рассмотрении жилищной системы во взаимосвязи с другими структурами общества. Лишь привлечение наряду с социологией экономики, политических наук, географии, социальной экологии, по мнению О. Э. Бессоновой, может обеспечить понимание сути жилищных процессов. Под жилищной политикой понимаются как прямые воздействия политических структур на жилищную систему, направленные на ее сохранение или изменение, так и косвенное влияние на нее иных политических решений (Бессонова О. Э. 1992).Жилищный политический институт имеет, как правило, двухуровневую структуру: центральный и локальный уровни. Реже встречается трехуровневое устройство — через взаимодействие национальных, региональных и местных органов власти. В зависимости от типа жилищной системы центр тяжести политических решений находится на уровне либо центральной власти, либо местных органов.Под жилищной системой обычно понимается — общественная подсистема обеспечения населения жильем. Ее ядро институциональная подсистема: надстроечные институты (политика, экономика, право); базовые институты (институт государственного жилищного обеспечения, жилищно-кооперативной собственности, частного предпринимательства); операциональные институты (ценообразования, землепользования, владения и наследования). Индивидуальные сочетания элементов институциональной подсистемы синтезируют различные типы жилищной системы. Тип жилищной системы определяется доминированием одного из базовых институтов, который поддерживается через определенную политику и воплощается в содержании операциональных институтов.Подсистема потребностей в жилье выполняет стимулирующую роль развития жилищной системы. Различные типы семей имеют разные запросы в отношении жилья. Достаточно легко выделяются пять жилищных этапов в эволюции западных семей: до 20 лет — проживание с родителями; период работы или учебы вне родительского дома и первые два года после супружества; этап после рождения ребенка — возрастание жилищных потребностей; начало покидания выросшими детьми родительского дома — стабильный статус и склонность к оседлости; пожилой возраст- стремление к близости с детьми и родственниками, а также к объектам необходимых потребностей. В зависимости от историко-культурных особенностей государства разнятся и этапы семейной эволюции, которые очень сложно свести к одной универсальной схеме. Подсистема жилого фонда — один из результатов функционирования жилищной системы, свидетельствующий о характере развития материальной культуры в стране. Ресурсная подсистема обеспечивает воспроизводство и обеспечение жилья землей, финансами, трудом и материалами. Организационно-технологическая подсистема перерабатывает ресурсы в готовый продукт в результате деятельности стройиндустрии.Если жилищную систему рассматривать в соотнесении с конкретными историческими периодами и государствами, то можно получить множество жилищных моделей — вариантов проявления определенного типа жилищной системы. Другими словами, жилищная модель — это жилищная система, воплощенная в конкретных организационных формах и структурах. Организационная "оболочка" жилищной модели в большинстве случаев определяется национальными и историческими особенностями развития того или иного государства и колеблется в очень широких диапазонах, в то время как институциональное "ядро" является ее сущностью и обладает значительной устойчивостью.История советского государства связана в основном только с одним типом жилищной системы и доминированием института государственного жилищного обеспечения населения жильем, но на базе этой жилищной системы существовало несколько моделей: 1918 -1920 гг. — модель "жилищного передела", 1929 — 1955 гг. — модель "жилищной пирамиды", 1955 — 1989 гг. — модель "жилищного конвейера".Эти модели близки по своей сути, но каждая из них имеет особенности. Их особенности вызваны формой проявления доминирующего института, характером его сочетания с альтернативными базовыми институтами, политикой квартплаты и распределения жилого фонда, принципами финансирования и ресурсного обеспечения, технологией жилищного строительства (Бессонова О. Э. 1992).Однако это касается не только и не столько одной нашей страны. На базе жилищной системы частной собственности существуют самые разнообразные модели — американская, британская, немецкая и т.д.В случае жилищной системы с доминированием института частной собственности политика более сложным и опосредованным путем воздействует на жилищные институты. Современные формы этого регулирования плод длительной и непростой истории.Жилищная политика в современной постперестроечной России "работает" пока объективно на две группы, заинтересованные в улучшении жилищных условий: верхнюю (4-6% семей, способных уже сегодня купить коттедж или коммерческую квартиру) и нижнюю — тех, кто все еще рассчитывают на полностью бесплатное муниципальное жилье, различные льготы по федеральным социальным программам.В России 80-90-х гг. процесс кардинального разрушения «традиционного» уклада жизни можно обнаружить лишь в отдельных высокоурбанизированных территориях, в столичных городах, да и то с определенными оговорками.Вишневский, А. Г. (ред). 1994. «Население России. Второй ежегодный демографический доклад». Москва: Евразия.Из 109,2 млн. горожан (данные 1992г.) 40,6 млн. (37,2%) проживали в городах и поселках городского типа численностью до 100 тысяч человек; еще 29,1 млн. (26,6%) в городах с численностью от 100 до 500 тысяч человек. Половину от общей численности этой группы можно отнести к населению средних городов. И лишь 39,5 млн. (36,2%) — жители действительно крупных и крупнейших городов с населением свыше 500 тысяч человек.Наше внимание к цифрам объясняется достаточно просто. Разница в «жизненных стереотипах каждодневного поведения» (Яницкий О. Н. 1987), образе жизни и жизнеустройстве горожан, проживающих в разновеликих городах, чрезвычайно велика.Названные пропорции состава городского населения заставляют нас обратить большее внимание на городское население именно малых и средних городов. В то же время традиционные подходы, главным образом, сосредотачиваются на процессах в крупных и крупнейших городах.Представляется необходимым уделить большее внимание процессам в тех городах, где сосредоточено свыше половины городского населения России.В малых и средних городах сформировался особый гибрид сельско-городских отношений. Доход на основной работе и раньше, и теперь не может обеспечить удовлетворения основных жизненных потребностей горожан. Естественным выходом из ситуации для большинства из них стало самообеспечение продуктами питания, рационализация данного процесса, самообслуживание. Для части горожан формальная сторона их деятельности, связанная с основной работой, уже давно играет подчиненную роль.Таким образом, экономика дефицита дала толчок развитию симбиотического гибрида отношений, который в городской среде культивирует и дает основу для частичного воспроизводства традиционного уклада. Сегодня нет оснований делать выводы о том, что эта тенденция прервалась в результате социально-экономических трансформаций в России. Скорее наоборот действие названных процессов еще более усилилось.По данным крупномасштабного социологического исследования о поведении населения при переходе к рынку, проведенного Центром по изучению общественной политики университета Страчклайда в сотрудничестве с восточноевропейскими исследовательскими институтами, 72% российских горожан в 1992 г. регулярно или эпизодически занимались выращиванием продуктов питания (Rose R., Tikhomirov Y. 1993). В сравнении с результатами в других восточноевропейских странах россияне значительно больше времени тратят на проезд до своих земельных участков.Лишь 14% вообще не тратят на это время или тратят меньше 15 минут, у 25% на это уходит до получаса, у 43% свыше 1 часа и у 18% несколько часов. В то же время 29% горожан тратят по несколько часов в день на эту работу и 36% занимаются ею в течение недели. Лишь для 28 % работа на даче и огороде проходит только в выходные дни.В социалистической России сложилась весьма специфическая модель городского развития, в которой умалялось значение семейного полноценного жилья, огромная роль отводилась открытым городским пространствам, служившим зачастую идеологическим целям. Жизнь в малогабаритном, не отвечающем семейным потребностям жилье требовала дополнительного жизненного пространства.Государственная жилищная политика не учитывает большинство жизненных потребностей горожан и поныне. Эти запросы не всегда принимаются в расчет и городскими планировщиками. Возникли устойчивые узлы противоречия между городскими властями и населением города, городом и пригородными районами. Вокруг городов сложилось кольцо дачно-садово-огородных территорий.Типологической чертой российских городов стала «массированная агрессия» на пригородные пространства и строительство неприспособленных для круглогодичного жилья строений, использующихся в теплое время года, с мая по сентябрь в качестве «второго жилья». По данным исследования жилищного рынка в российских городах, финансировавшегося Всемирным Банком, купить или построить дачи хотели бы 20% российских семей, реконструировать и благоустроить — еще 26%.По мнению А. Баранова (1993), в пригородах Петербурга начался бум частного строительства односемейных коттеджей: сегодня возводится более 10 тысяч домов стоимостью от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Однако эти дома будут использоваться в основном в качестве «второго жилища» и тем самым не будут способствовать заметному сокращению дефицита жилья в Санкт-Петербурге.Сравнительно небольшой объем начатого коттеджного строительства воспринимается как бум только на фоне предшествовавшего снижения количества строящихся частных домов. Идеологическая установка против частной собственности достаточно жестко реализовывалась через механизм административного выделения земельных участков, остававшихся в собственности государства. Во второй половине 1980-х гг. были существенно расширены возможности строительства летних жилищ на садовых участках, которых было выделено лишь в Санкт-Петербурге около 200 тысяч. Но предоставлялись они на территориях, удаленных от города и без элементов коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры, а поэтому были не пригодны для нормального проживания.Опрос населения показал, что в ближайшие годы возникнет потребность в 80 — 100 тысячах загородных домов. Ее удовлетворение значительно изменит пространственные и социальные контуры города.Как правило, отсутствуют серьезные пригородные планировочные решения по использованию «садово-огородного потенциала» для развития территорий вокруг городов. Районными властями горожане рассматриваются как дополнительная обуза для их и без того не развитой социальной и дорожной инфраструктуры, а отнюдь не как источник развития своих районов. Облегченный вариант натурального хозяйства (садово-огородного типа) не требует значительных затрат физического труда и большую часть работ старшее поколение семьи производит самостоятельно.
Вопрос 38. Индикаторы социально-экономического развития регионов. Попытки комплексно оценить экономическое состояние региона предпринимались многими учеными.Споры о достоверности той или иной методики до настоящего времени не утихли, что подтверждает актуальность внедрения данной методики в практику управления регионами. Методика комплексной оценки, предлагаемая для изучения, разработана в Минэкономразвития РФ, апробирована путем оценки экономического рейтинга субъектов РФ в 1998-2002 гг.
Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики. Основные принципы оценки социально-экономического уровня региона:- 1.комплексность оценки, обеспечивающая учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;- 2.системность оценки, предполагающая отслеживание взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;- обеспечение репрезентативности показателей для оценки основных аспектов социально-экономического развития;- наибольшая адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;- соответствие системы индикаторов задачам мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов.Для учета территориальной дифференциации уровня цен в данной методике использованы индикаторы, отражающие географические особенности страны:- коэффициент уровня покупательной способности (KPAR) рассчитывается как отношение среднедушевого прожиточного минимума (PRM1N) в регионе к среднероссийскому показателю:- районный коэффициент степени удорожании капитальных затрат по регионам России (JCAP) — определен на основе экспертной оценки данных о показателях территориальной дифференциации затрат на создание социальной инфраструктуры (см. Приложение). Базовые индикаторы комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR):2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования (/) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP):3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении (долл. США)
(VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к. численности населения (PPL):4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (рассчитывается на основе показателей финансового баланса (в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 1999 г. № 199, как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR):5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях(в % ) определяется по формуле:где (L^ - численность занятых на малых предприятиях (тыс. чел); И - численность занятых в экономике (тыс. чел).6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению):где UE,- численность зарегистрированных безработных (тыс. чел), I! -численность занятых в экономике (тыс. чел).
7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума:где DPPL',- величина среднедушевых денежных доходов населения, PRMIN' -величина среднедушевого прожиточного минимума8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения:9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота (RTO) и объема платных услуг ((7") к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КРАЯ):
10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. руб.) определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) (тыс. руб.) к численности населения (PPL) (тыс. чел.), деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальныхзатрат (ICAP):11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог (AD) к корню квадратному от плотности населения: где PPL - среднегодовая численность населения (тыс. чел);S- площадь территории (тыс. км2);плотность автодорог (AD) вычисляется как отношение протяженности автодорог (ADP) (тыс. км) к площади территории:12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста):Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения):Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учрежде-. ниями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения): Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения): Расчет интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место). По сводному показателю уровня развития отраслей социальной инфраструктуры определяются ранги четырех перечисленных выше индикаторов по социальной сфере, потом полученные ранги суммируются и определяется интегрированный ранг по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры каждого региона, а также среднероссийского значения. На втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей для каждого региона:На третьем этапе суммируются приведенные балльные оценки по всем 12 базовым индикаторам и полученный результат делится на 12, то есть определяется искомая интегральная оценка уровня социально-экономического развития каждого региона: Комплексная оценка уровня социально-экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительном анализе субъектов федерации за отчетный период и в ретроспективе, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. Анализ результатов оценки позволяет установить эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики и определить основные направления государственной региональной политики. Доклад, включающий анализ результатов комплексной оценки, подготавливается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Госкомстата России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.По поручению Правительства Российской Федерации Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации результаты расчета и анализа показателей комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации публикуются в СМИ. Исследования в области типологии регионов в СССР охватывали в основном классификации по отраслям специализации и уровню освоенности природных ресурсов см. рис. 2.6).В 70-е, 80-е годы типологические исследования в СССР почти не проводились. Немногочисленные исследования были посвящены либо макрорегионам (союзным республикам, экономическим регионам), либо микрорегионам (городам). Результаты исследования, проведенные О. Г. Дмитриевой, и их последующий анализ позволяют назвать причины невозможности использования региональных типологий такого рода для диагноза:- отсутствие типологии по мезорегионам (областям, автономным республикам) не позволяли установить дифференциацию внутри макрорегионов;- типологизации разработаны по нерепрезентативному числу показателей, не дающих возможности комплексно оценить социально-экономический уровень регионов;- невозможность использования типологизации для идентификации различных отклонений в развитии регионов.При проведении современной типологизации была поставлена задача классификации субъектов России (88 субъектов, исключая Чеченскую республику).Для формирования типов регионов России были определены количественные границы изменения комплексной оценки по Методике Минэко-номразвития РФ.Кластеризация (разбивка) совокупности регионов России на группы с учетом значения комплексной оценки приведена на рис. 2.7, а, б. Для выявления тенденций в уровне социально-экономического развития Минэкономразвития РФ была произведена комплексная оценка по регионам России и федеральным округам за период 1998-2000 г. Регионы России по значению комплексной оценки были разделены на 5 групп:1 группа - регионы с уровнем развития выше среднего (комплексная оценка больше нуля);2 группа - регионы со средним уровнем развития (от -10 до 0);3 группа - регионы с уровнем развития ниже среднего (от -20 до -10);4 группа - регионы с низким уровнем развития (от -40 до -20);5 группа - регионы с крайне низким уровнем развития (менее -40).Общей тенденцией в 1998-2000 гг. является увеличение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. В таблице 2.4 приведены основные индикаторы уровня социально-экономического развития ЦФО в 1998-2000 гг.За 2000-1998 гг. (таб. 2.5) произошли изменения в группировке регионов, что можно считать позитивной тенденцией. В ней устойчиво присутствуют 17 регионов: субъекты Российской Федерации, в основном с ресурсодобы-вающей и экспорто-ориентированной направленностью, в первую очередь -нефте- и газодобычей, это - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Оренбургская область, основные финансово-экономические центры страны - Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская, Московская, Белгородская области, Республика Татарстан и некоторые другие. В 2000 году к этой группе присоединились 7 регионов, еще в 1998 году относившиеся к группе со средним уровнем развития, а также Астраханская область, относившаяся в 1998 году к регионам с уровнем развития ниже среднего по РФ. Для регионов этой группы характерны высокие показатели душевого ВРП и объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и, следовательно, значительно более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения.В 2000 году группу с уровнем развития выше среднего покинули Республика Коми, Тульская и Нижегородская области. Это связано, в основном, с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня жизни в этих регионах. Более неустойчивый состав наблюдается в группе регионов со средним уровнем развития. Постоянно входят в эту группу лишь 10 регионов. По результатам 2000 года позитивным фактом является переход в 2000 году 7 регионов в группу с более высоким уровнем развития. В нее вошли 4 региона, прежде находившихся в группе с уровнем развития ниже среднего (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Тверская область. Ненецкий автономный округ) и Сахалинская область (из группы с низким уровнем развития). Также наблюдается переход 5-ти регионов в группы с более низким уровнем развитияДля этой группы регионов в 2000 году характерен уровень экономического развития близкий к среднероссийскому и достаточно сильная внутри-групповая дифференциация по уровню развития социальной инфраструктуры и уровню жизни населения. Группа регионов с уровнем развития ниже среднего меньше по численности, чем предыдущие две группы, но также нестабильна по своему составу. Постоянно входили в эту группу на протяжении всего исследуемого периода лишь 8 субъектов. В 2000 году группа пополнилась за счет 4-х регионов, входивших в 1998 году в группу регионов со средним уровнем развития, и 4-х регионов - из группы с низким уровнем развития. В то же время 7 регионов покинули группу, причем 5 из них перешли в группы с более высоким уровнем развития, а 2 региона - в группу с низким уровнем развития. Это Чувашская Республика, где произошло снижение уровня жизни населения и ухудшение состояния социальной инфраструктуры, и Амурская область, где произошло общее ухудшение социально-экономической ситуации. Для регионов этой группы характерны более низкие (по сравнению со среднероссийскими) основные макроэкономические показатели на душу населения, низкие значения финансовой обеспеченности, низкая покупательная способность населения, потребление товаров и услуг и недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры.Наиболее устойчивой по составу в данном периоде является группа регионов с низким уровнем развития. В ее составе постоянно находятся 19 регионов России.
Вопрос39. Рынок земли и недвижимости в городской экономике. Инфраструктура рынка недвижимости.Рынок недвижимости меется множество определений понятия "рынок недвижимости". Но самое главное, что определяет рынок недвижимости, - это оборот недвижимости, то есть возможность перехода объектов недвижимости от одних частных лиц к другим. Механизм оборота - перехода недвижимости - предопределяет возможность самоорганизации и эффективность рыночной экономики. Действие этого механизма и его последствия проявляются в следующем:выявляется рыночная (реальная на соответствующий момент времени) стоимость недвижимости и появляется возможность ее адекватного налогообложения;недвижимость может использоваться наиболее эффективным и прибыльным образом;возникает стимулирующая эффективность экономики конкуренция среди существующих и потенциальных правообладателей за наиболее эффективное использование недвижимости;спрос стимулирует предложение в части создания необходимого количества и видов новых объектов недвижимости и наоборот: предложение может побуждать появление спроса, иными словами, есть возможность для формирования саморегулируемой и сбалансированной системы.Однако, как уже говорилось, из-за того, что недвижимость представляет собой особый вид собственности, права владения, пользования и распоряжения ею отличны от прав владения другими видами собственности. Добавляются еще характерные для любого рынка изъяны рынка. Из этого следует, что оборот недвижимости не может происходить сам по себе, бесконтрольно. Его необходимо регулировать. Средство для такого регулирования - инфраструктура рынка недвижимости.Основными участниками (по большей части непрофессиональными) рынка недвижимости являются потребители услуг, предоставляемых рынком.Профессиональные участники рынка специализируются по секторам рынка, по видам предоставляемых услуг и по типам функционального использования объектов недвижимости. Среди них:участники сектора развития недвижимости: проектно-строительные организации, девелоперы, инвесторы, управляющие проектами;участники сектора оборота недвижимости: риэлторы, оценщики недвижимости;участники сектора управления недвижимости: организации, управляющие жилищной недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством, а также организации, специализирующиеся на управлении коммерческой и производственной недвижимостью.В качестве самостоятельных участников рынка недвижимости выделяются кредитно-финансовые учреждения.Особыми участниками рынка недвижимости являются государство, органы местного самоуправления. Особость их состоит в том, что они присутствуют на рынке недвижимости и в качестве участников этого рынка, и в качестве его регуляторов, и в качестве потребителей услуг. При этом принципиальное условие эффективного присутствия государства и органов местного самоуправления на рынке недвижимости состоит в том, что функции, выполняемые государством, органами местного самоуправления и частными агентами, должны быть институционально разведены.Первичный рынок в развитой рыночной экономике формируется путем создания объектов недвижимости в результате строительной (девелоперской) деятельности. Специфика формирования первичного рынка земли и иной недвижимости в России заключается в том, что в основе его лежит приватизация находящихся в государственной собственности земельных участков и зданий и развитие индивидуального жилищного строительства.Вторичный рынок работает за счет предложения частной собственности, а именно за счет того, что выставляется на продажу непосредственными собственниками недвижимости.Сегменты рынка недвижимости - это жилье, земля, нежилые здания, сооружения, помещения.Для того чтобы следить за динамикой развития рассматриваемого рынка, необходима система индикаторов. С ее помощью можно анализировать, что происходит в этой сфере с доходами бюджета, в частности с их структурой, а именно с налогами на землю, на объекты недвижимости, с арендными поступлениями, с продажей государственной и муниципальной собственности. Индикаторы позволяют определить, какой объем инвестиции идет в недвижимость, какова динамика ее рыночной стоимости.Однако проблема состоит в том, что недвижимость разбита на множество сегментов, и каждый сегмент имеет собственные регуляторы, по-разному реагирует на макроэкономическую ситуацию. Кроме того, рынок недвижимости функционирует как сложная система с огромным количеством элементов и факторов, определяющих ее развитие или наоборот, стагнацию. И, самое главное, здесь пересекаются зачастую противоречивые интересы разных групп - людей и организаций. Сложность и раздробленность сферы недвижимости и многофокусность управления ею мешают осознавать эту сферу как единое целое, отслеживать и регулировать ее целостность.Наконец, не следует забывать, что любая целостная система информации "просветляет" деятельность, легализует доходы и препятствует незаконному обогащению различными способами. А городская и особенно муниципальная недвижимость является источником довольно легкого зарабатывания денег. Поэтому контроль за ней многим просто не нужен, поскольку их интересы противоположны интересам городского развития.Итак, справедливость магистральной линии работы с недвижимостью: продажа права, даже самая выгодная, не является стратегическим источником доходов для муниципалитетов. Таким источником должны стать собственники недвижимости, которым она будет продана муниципалитетом на торгах или в порядке приватизации. Передача недвижимости в частные руки, в собственность или в аренду, представляется нам наиболее эффективной для городской экономики. При этом во главу угла должна быть положена отнюдь не цена этой передачи - первостепенное внимание следует уделить выбору субъекта которому имущество передается или продается. Иными словами, надо стараться передать муниципальную недвижимость тому, кто сможет извлечь из нее максимальный доход. Для этого, в зависимости от типа недвижимости и характера передаваемых прав, необходимы и открытые торги, и конкурсы, и предварительные рассмотрения бизнес-планов, и прямые переговоры, а также другие способы выявления эффективного собственника или арендатора. Однако и это еще не истина в последней инстанции, поскольку у каждого пользователя или собственника дела могут пойти плохо и он из "эффективного" владельца вдруг превратится в "неэффективного". Для выхода из подобных ситуации важны хорошо работающий вторичный рынок и благоприятные условия передачи права пользования муниципальной собственностью, не препятствующие собственникам и владельцам переуступать права собственности или долгосрочной аренды.СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ. С началом перехода от централизованной, плановой к рыночной экономике начал развиваться новый сектор экономики России – рынок недвижимости. зданий и сооружений и их обособленных частей - помещений. Материальная база рынка складывалась из двух источников. Первый – это бесплатная приватизация жилья гражданами, бесплатная и платная приватизация нежилых помещений и земельных участков (рынок первичной приватизации недвижимости). Второй – это формирование в рамках строительной отрасли и вне ее сегмента коммерческого строительства и продажи объектов (первичный рынок строительства и продажи недвижимости). В дальнейшем формировался вторичный рынок недвижимости – рынок перепродажи ранее приватизированных или впервые проданных новых объектов. Структура и инфраструктура рынка недвижимости, система понятий и терминология складывались в чем-то стихийно. Но при этом активно использовался опыт стран с развитой рыночной экономикой (в первую очередь США, а также Германии, Великобритании, Франции, Австрии и др.), который при разработке законодательной, нормативной, методической базы рынка по возможности адаптировался к реальным условиям переходной экономики России. К настоящему времени терминология и понятия в области рынка недвижимости еще не устоялись, ибо здесь существуют определенные трудности. Во-первых, содержательного характера: развитие терминологии не может идти быстрее процессов в реальной жизни. Во-вторых, языкового характера: точный перевод с английского часто невозможен, а прямое использование термина не только засоряет язык, но и не всегда отражает сложившиеся реальности. Существуют по крайней мере три источника развития терминологии. Профессионалы-практики, специалисты рынка недвижимости, стремятся глубже и точнее отразить в понятиях и терминах свои представления о сложившейся реальности и свои потребности.. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ – сектор национальной рыночной экономики, представляющий собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих на рынке, процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства (создания), потребления (использования) и обмена объектов недвижимости и управления рынком, и механизмов, обеспечивающих функционирование рынка (инфраструктуры рынка). В соответствии с приведенным определением, структура рынка включает: -объекты недвижимости -субъекты рынка -процессы функционирования рынка -механизмы (инфраструктуру) рынка. Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции: -эффективное решение социальных задач, связанных с созданием и использованием полезных свойств недвижимости; -отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного-экономического субъекта к другому и защиту его прав; -свободное формирование цен на объекты и услуги; -перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими видами объектов недвижимости; -перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими способами использования земель. Важное значение рынка недвижимости как сектора рыночной экономики подтверждается: -колоссальной стоимостью национального богатства, материализованного в недвижимости, из которого по крайней мере половина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту – владельцам, доход – предпринимателям, налоговые и другие платежи – в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований достигнутой уже сегодня высокой долей рынка недвижимости в валовом национальном продукте достигнутым в ряде регионов и городов высоким уровнем доходов бюджета от первичной продажи, сдачи в аренду государственной и муниципальной недвижимости (в том числе земли) высоким уровнем сборов в бюджет от налогов на недвижимость и сделок с ней большим количеством рабочих мест, созданных в ходе становления и развития рынка недвижимости.
Вопрос 55. Общая экологическая ситуация в России.Все доступные данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России в конце 20 в. – самая неблагополучная на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие загрязнения воздуха и вод. По программе «грязные города» около 30 городов были отобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказался минимальным. Ежегодно в районе Норильска, где сосредоточены богатейшие месторождения полиметаллических руд, в окружающую среду выбрасывается 2 млн. т диоксида серы, почти 2 млн. т оксида меди, 19 млн. т закиси азота, почти 44 тыс. т свинца и огромное количество других опасных для здоровья человека веществ. Продолжительность жизни в этом районе самая низкая в России. В одной из местных больниц, по данным за шестилетний период, 90% пациентов страдали различными заболеваниями легких. Эти болезни плохо поддаются лечению в условиях слабой и устаревшей системы здравоохранения.Завод по переработке никелевых руд в городе Никель на Кольском п-ове настолько сильно загрязняет окружающую среду, что соседняя Норвегия предложила выделить средства на замену устаревшего оборудования. В советское время было засекречено до 50 ядерных предприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности заражены радиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия в Челябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева (1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаи аварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стоками промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в России неоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды.Анализ экологической ситуации в России свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры.Россия, где на сохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65% площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальной экодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образует крупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды, значение которого для восстановления биосферы Земли будет все больше возрастать.Однако 15% территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире.3.1 Загрязнение воздуха.В настоящее время уровень загрязнения атмосферы в городах России очень высок. На практике для определения степени загрязнения воздуха используют два норматива: предельно допустимые, концентрации (средние) - ПДКср - для оценки усредненных за продолжительный период (от суток до года) концентраций и предельно допустимые концентрации (разовые) - ПДКраз - для оценки непосредственно измеренных разовых концентраций.Контроль загрязнения атмосферы на территории России осуществляется в 334 городах, система наблюдений включает 1185 станций. По данным станций наблюдений, максимальные разовые концентрации таких загрязняющих веществ как пыль, оксид углерода, диоксид азота, аммиак, сероводород, сероуглерод, фенол, фтористый водород иногда многократно превышают ПДКраз. Стало типичным для 10-ти кратное и 5-ти кратное превышение этой величины в подавляющем большинстве городов, особенно по диоксиду азота и пыли. При этом во многих городах воздух загрязнен сразу несколькими вредными веществами, а также фиксируется высокий уровень загрязнения воздуха бенз(а) пиреном.Более 50 млн. человек населения России испытывают воздействие различных вредных веществ, содержащихся в воздухе населенных пунктов в концентрациях 10 ПДК и выше.В связи с загрязнением атмосферы в ряде регионов сохраняется напряженная экологическая обстановка, а в ряде городов оценивается как опасная.Фоновое загрязнение атмосферы Фоновое техногенное загрязнение атмосферы формируется преимущественно под влиянием промышленных выбросов и условий регионального и глобального рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.Содержание диоксида серы в атмосфере фоновых районов Европейской части России в холодный период года в 2-8 раз выше, чем в летний. Повышение концентраций зимой обусловлено ухудшением метеорологических условий рассеяния примесей, увеличением количества промышленных выбросов, замедлением химических процессов трансформации веществ при низких температурах воздуха.Существенную роль в фоновом загрязнении атмосферы играет пыль, удерживающая своими частицами загрязняющие вещества. Преобладающим источником пыли в фоновых районах является подстилающая поверхность. Заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха микроэлементами антропогенного происхождения в фоновых районах вносит свинец, сорбируемый почвами.Сравнение значений фоновых концентраций загрязняющих веществ на территории России показывает, что наиболее высокие концентрации техногенных загрязнителей, наблюдаемые вблизи индустриальных центров России, характерны для фоновых районов центра Европы.Выпадение кислотных соединений. Как уже отмечалось, основными кислотообразующими соединениями в атмосфере являются соединения серы и азота. Среднегодовая интенсивность выпадения соединений серы и азота на всей территории РФ фиксируется путем измерения их содержания в снежном покрове весной. Достоверность такого способа мониторинга кислотности атмосферы вызывает сомнение. Влияние выпадения кислых дождей на растения, почвы, архитектурные и другие наземные сооружения наблюдается повсеместно.Кислотные дожди являются результатом процесса самоочищения атмосферы. Предполагаемый механизм этого процесса таков: крошечные капли воды облаков непрерывно захватывают взвешенные частицы и растворимые газообразные микро загрязнители. При движении дождевых потоков из облаков в направлении к поверхности земли из атмосферы вымываются содержащиеся в ней примеси оксидов серы и азота, которые образуют соединения - серную и азотную кислоты.Значительная часть территории России характеризуется значениями рН снежного покрова 5,5-7,5. Области повышенной кислотности -рН 4,5-5,5 - наблюдаются на севере Европейской части России. В виде локальных проявлений повышение кислотности (снижение рН) снега отмечено в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией и предприятиями нефтехимии. Наблюдения свидетельствуют о наличии на территории РФ мест, где зарегистрированы случаи снижения рН до минимально допустимых значений - 3,5-4,5.Трансграничный перенос загрязняющих веществ. Взаимные трансграничные выпадения загрязняющих веществ между соседними государствами, регионами, краями и областями рассчитываются Метеорологическим синтезирующим центром «Восток» (Москва).Выпадение на территории РФ за счет трансграничного переноса из других стран в пределах Европейской программы мониторинга и оценки ежегодно составляет: соединений серы -до 1,5 млн.т, соединений окисленного азота - 0,5 млн.т, соединений восстановленного азота - 0,04 млн.т. Основными странами, загрязняющими территорию России, являются Украина, Германия, Польша, Великобритания, Беларусь.В свою очередь, РФ вносит печальный вклад в загрязнение атмосферы за счет трансграничных переносов соединениями серы и азота в следующих странах: Казахстан, Финляндия, Норвегия, Швеция, государств Закавказья.3.2 Загрязнение рек, озёр. Одна из наиболее острых проблем – проблема воды, без которой нет жизни.Три четверти нашей планеты покрыты водой, общий объем водных ресурсов земли – 1,4 млрд. кубометров. Из этого объема 92,2% соленая морская вода, 2,2% - горные и полюсные ледники. Пресная вода рек, озер и подземных водоносных горизонтов составляет всего 0,6% имеющихся на земле общих запасов воды.На одного человека в России приходится в год 520 м3 сточных вод, из которых 370 м3 представляют собой загрязненные воды. В этом объем воды содержится примерно 17 кг. Загрязняющих веществ.Когда несколько десятилетий назад австралийского пигмея жившего в условиях каменного века доставили в большой город и показали ему все достижения технической цивилизации, его больше всего поразили не небоскребы, а тот факт, что, отвернув кран, можно было получить воду, причем в любом количестве.Сегодня во многих водоемах естественные условия нарушены человеком. Бытовые и промышленные стоки часто превращают реки в мутные, дурно пахнущие, наполненные ядом, болезненные канавы. Крупнейшей «сточной канавой» Земли стали океаны. Чистота вод мирового океана – это общемировая проблема. Согласно пессимистическому прогнозу известного французского океанолога Жака Кусто, к концу нашего века жизнь в океане прекратится, если крупные державы с развитой промышленностью и туризмом не прекратят отравление морей.Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающиеся качества поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативное влияние на состояние дна и береговых водных объектов.На территории России практически все водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не отвечают нормативным требованиям. Многолетние наблюдения динамики качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязнения. Ежегодно увеличивается число стоков с высоким уровнем загрязнения воды (более 10 ПДК) и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов (свыше 100 ПДК).Результаты последних исследований ихтиологов превзошли худшие прогнозы. На нескольких участках Москвы–реки и Оки у 100% выловленных рыб выявили серьезные генетические аномалии, больше всего мутантов попадалось в водоемах в районе Серпухова и Воскресенска. Рыбы здесь страдают не только циррозом печени и ожирением, как в Москве-реке, но и болезнями глаз: глаза вылезают из орбит и затем вообще отваливаются.Множество проблем накопилось в США и Канаде в связи с загрязнением великих озер. Занимаемая площадь 95 тыс. квадратных миль, они содержат пятую часть мирового запаса пресной воды. Хорошо заметно, что на земле становится все больше мест, где катастрофически не хватает пресной воды.Пресную воду для питья, получают в основном из подземных водоносных горизонтов и из подземных водоемов (естественных рек, ручьев или искусственно созданных водоемов). В прошлом грунтовые воды были менее загрязненным источником, чем поверхностные. Однако опасна практика размещения отходов, а также добывание воды с все более глубоких водоносных горизонтов приводит к увеличению концентрации химических соединений и минеральных солей в грунтовых водах. Поскольку многие водоносные горизонты восстанавливаются очень медленно, даже однократное загрязнение может сохраниться на протяжении жизни многих поколений.Уровень загрязнения воды определяется присутствием органических отходов. Источником таких загрязнении могут быть фабрики и заводы, сельские хозяйства и города. В состав этих отходов входят главным образом углерод, водород, кислород и азот. Окисление указанных элементов обуславливает многие не благоприятные ситуации, создавшиеся в загрязненных реках и озерах.Грунтовые воды подвергаются опасности загрязнения токсичными веществами в местах сброса и захоронения промышленных и городских отходов. Опасные отходы подразделяются на: 1) токсичные вещества; 2) воспламеняющиеся отходы (создающие потенциальную опасность пожара); 3) отходы, вызывающие коррозию; 4) химически активные вещества.Люди сбрасывают в реки и озера нефтепродукты, полуфабрикаты и другую грязь не всегда, задумываясь о том, что потом эту воду им надо пить.3.3 Водные ресурсы. Среднемноголетний суммарный сток России составляет 4270 куб. км/год, в том числе из сопредельных территорий поступает 230 куб. км. 90% приходится на бассейны Тихого и Северного Ледовитого океана; на бассейны Каспийского, Азовского и Черного морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточены ее основные промышленный и сельскохозяйственный потенциалы, приходится менее 8% общего годового объема речного стока.Российская Федерация в целом богата ресурсами пресной воды: на одного жителя приходится 28,5 тыс. куб. м в год, но ее распределение по территории крайне неравномерное.К настоящему времени уменьшение годового стока крупных рек России под влиянием хозяйственной деятельности в среднем составляет от 10% (р. Волга) до 40% (р. Дон, Кубань, Терек).Продолжается процесс интенсивной деградации малых рек России: деградация русел и заиление.Суммарный объем забора воды из природных водных объектов составил 117 куб. км, в том числе 101,7 куб. км пресной воды; потери равны 9,1 куб. км, использовано в хозяйстве 95,4 куб. км, в том числе:- на промышленные нужды - 52,7 куб. км;- на орошение -16,8 куб. км;- на хоз.питьевые -14,7 куб.км;-нас/х водоснабжение - 4,1 куб.км;- на прочие нужды - 7,1 куб.км.