Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
В целом по России суммарный объем забора свежей воды из водоисточников составляет около 3%, однако по ряду бассейнов рек, в т.ч. Кубани, Дона, величина водозабора достигает 50% и более, что превышает экологически допустимый отбор.В коммунальном хозяйстве водопотребление составляет в среднем 32 л в сутки на одного человека и превышает нормативное на 15-20%. Высокое значение удельного водопотребления обусловлено наличием больших потерь воды, составляющих в некоторых городах до 40% (коррозия и износ водопроводных сетей, утечка). Остро стоит вопрос о качестве питьевой воды: четвертая часть водопроводов коммунального хозяйства и треть ведомственных подает воду без достаточной очистки.Последнее пятилетие отмечено многоводностью, что привело к сокращению на 22% воды на орошение.Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 1998 году составил 73,2 куб.км, в том числе загрязненных сточных вод - 28 куб.км, нормативно-чистых вод (без необходимости очистки) - 42,3 куб.м.Большие объемы сточных (коллекторно-дренажных) вод в сельском хозяйстве сбрасываются в водные объекты с орошаемых земель - 7,7 куб.км. До настоящего времени эти воды условно относятся к категории нормативно-чистых. Фактически же основная часть их загрязнена ядохимикатами, пестицидами, остатками минеральных удобрений.Качество воды водоемов и водотоков оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества воды и степень их загрязненности: очень чистые - 1 класс, чистые - 2 класс, умеренно-загрязненные - 3 класс, загрязненные - 4 класс, грязные - 5 класс, очень грязные - 6 класс. По гидробиологическим показателям практически нет вод первых двух классов чистоты. Морские воды внутренних и окраинных морей России испытывают интенсивную антропогенную нагрузку, как в самих акваториях, так и в результате хозяйственной деятельности на водосборных бассейнах. Основными источниками загрязнения морских вод являются речной сток, сточные воды предприятий и городов, водный транспорт.Наибольшее количество сточных вод с территории России поступает в акваторию Каспийского моря - около 28 куб. км сток, в т.ч. 11 куб.км загрязненных, Азовского - около 14 куб .км сток, в т.ч. 4 куб.км загрязненных.Для морских берегов характерно развитие абразионных процессов, более 60% береговой линии испытывает разрушение, размыв и подтопление, что является дополнительным источником загрязнения морской среды. Состояние морских вод характеризуется 7 классами качества (чрезвычайно грязная - 7 класс).3.4 Почва: Экологическое значение. Судьба человечества не в последнюю очередь зависит от наличия продуктов питания: не будет их - все другие материальные ценности потеряют смысл. Ежесуточно человек потребляет в среднем 3000 калорий. При потреблении лишь 10 калорий наступает голод. В мире до 500 млн. человек голодающих, до 1 миллиарда - недоедающих, и эти цифры имеют тенденцию к увеличению по причинам, о которых было сказано ниже. Европеец в среднем в течение жизни (за 70 лет) потребляет до 45 т продуктов и 99% пищи он получает за счёт почвы Земли.Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, способной производить урожай растений в процессе земледелия. Это уникальный и пока единственный способ консервации солнечной энергии, которая по пищевым цепям доводится человека и животных в виде продуктов растительного животного происхождения.Значение почвы как природного тела состоит в обеспечении существования жизни на Земле: почв следствие жизни и одновременно условие ее существования, tрегулирует химический состав воздуха, воды, принимая влагу осадков, формируя баланс пресной воды, адсорбируя растворенные и другие примеси.Распределение живых организмов, в том числе людей, на суше Земли связано с особенностями почвы и климата. Почва аккумулирует органические вещества, удерживая половину органической массы суши (гумуса - основы особого свойства почвы - плодородия).Почва образовалась в результате большого геологического и малого биологического круговоротов веществ. В.В. Докуч и другие ученые определили почву как естественно-историческое тело со своими внутрипочвенными взаимосвязями,закономерностями и условиями развития, как открытую саморегулирующую систему, результат совокупности взаимодействия шести факторов почвообразования - климата, почвообразующих пород, рельефа местности, живых организмов, геологического возраста территории и деятельности человека.Почти во все времена своего существования человек своими действиями нарушал и продолжает нарушать условия самосохранения и самовосстановления почвы, процессы ее саморегуляции. Одной из причин деградации почвы является чрезмерная ее эксплуатация вследствие дефицита суши Земли и почв для возделывания и земледелия. Из общей площади суши (14 млрд. га) пригодны для сельскохозяйственной обработки лишь 7 млрд. га. В настоящее время обрабатывается всего 1,3 млрд. га, что и способствует их ускоренной деградации: за последние 100-150 лет потери пашни составили 2 млрд. га. Они восполнялись за счет вырубки лесов, кустарников, освоения т.н. целинных земель, при этом создавая условия для наступления пустынь.Земельный фонд РФ составляет 1,707 млрд. га, в том числе находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельхозпроизводством, - 643,6 млн. га, в несельскохозяйственном - около 100 млн. га. Под лесами находится до 1007 млн. га. Площади сельхозугодий - 222,1 млн. га, ежегодно возделываемой пашни - 132,1 млн. га.
Вопрос 56. природные ресурсы. Роль России в усилении эффективности использования природных ресурсов. Рассматривая сырьевую составляющую мирового хозяйства в свете концепции устойчивого развития, нельзя не остановиться на роли России в реализации этой стратегии мирового прогресса. В настоящее время затихли характерные для 90-х гг. дискуссии по поводу целесообразности включения или невключения России в мировое хозяйство. Сегодня мало кто сомневается в том, что Россия давно уже включена в мировую систему хозяйства, зани-мая в ней соответствующую своему уровню развития и в наиболь-шей степени отвечающую потребностям равновесного функцио-нирования этой сложной изменяющейся системе нишу. Более того, Россию по праву можно считать одним из важнейших звеньев мирового хозяйства, его крупнейшей составной частью, обеспечивающей жизненно важные условия для функционирова-ния всей мировой хозяйственной системы и мирового сообщест-ва, в том числе для их устойчивого развития. Россия экспортиру-ет 50 видов сырья в более чем 90 стран мира: около 80% производимого в стране никеля, первичного алюминия, целлюло-зы, свыше 70% рафинированной меди, более 60% проката черных металлов, почти половину добываемой нефти. Она обеспечивает почти 40% европейских потребностей в природном газе, а также дает мировому сообществу другие стратегические ресурсы, содей-ствуя тем самым повышению степени устойчивости мирового хозяйства. .КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. Природные ресурсы (тела или явления природы) возникают в природных средах (водах, атмосфере, растительном или почвенном покрове и т.д.) и в пространстве образуют определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.1. Ресурсы природных компонентов. Каждый вид природного ресурса обычно формируется в одном из компонентов ландшафтной оболочки. Он управляется теми же природными факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы:- минеральные,- климатические,- водные,- растительные,- земельные, - почвенные,- животного мира.Эта классификация широко употребляется в отечественной и зарубежной литературе.При использовании приведенной классификации основное внимание уделяется закономерностям пространственного и временного формирования отдельных видов ресурсов, их количественным, качественным характеристикам, особенностям их режима, объемам естественного восполнения запасов. Научное понимание всего комплекса естественных процессов, участвующих в создании и накоплении природного ресурса, позволяет правильнее рассчитать роль и место той или иной группы ресурсов в процессе общественного производства, системе хозяйства, а главное - дает возможность выявить предельные объемы изъятия ресурса из природной среды, не допуская его истощения или ухудшения качества. Например, точное представление об объемах ежегодного прироста древесины в лесах определенного района позволяет рассчитать допустимые нормы рубок. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит.2. Ресурсы природно-территориальных комплексов. На данном уровне подразделения учитывается комплексность природно-ресурсного потенциала территории, вытекающая из соответствующей комплексной структуры самой ландшафтной оболочки. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс) обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов. В зависимости от свойств ландшафта, его места в общей структуре ландшафтной оболочки, сочетания видов ресурсов их количественные и качественны характеристики меняются очень существенно, определяя возможности освоения и организации материального производства. Часто возникают такие условия, когда один или несколько ресурсов определяют направление хозяйственного развития целого региона. Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д. На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы по наиболее предпочтительному виду хозяйственного освоения. Они делятся на:- горнопромышленные,- сельско-хозяйственные,- водохозяйственные,- лесохозяйственные,- селитебные,- рекреационные и др.Использование только одной классификации видов ресурсов по их происхождению недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли. Среди систем классификации природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и роль в системе общественного производства, чаще применяется классификация по направлению и формам хозяйственного использования ресурсов.КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДАМ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.Основной критерий подразделения ресурсов в этой классификации - отнесение их к различным секторам материального производства. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства.1. Ресурсы промышленного производства. Эта подгруппа включает все виды природного сырья, используемые промышленностью. В силу очень большой разветвленности промышленного производства, наличия многочисленных отраслей, потребляющих разные виды природных ресурсов и соответственно выдвигающих к ним различные требования. Виды природных ресурсов, дифференцируются следующим образом:1) энергетические, к которым относятся разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе развития науки и техники для производства энергии:а) горючие полезные ископаемые (нефть, угли, газ, уран, битуминозные сланцы и др.);б) гидроэнерго ресурсы - энергия свободно падающих речных вод, приливно-волновая энергия морских вод и др.;в) источники биоконверсионной энергии - использование топливной древесины, производство биогаза из отходов сельского хозяйства;г) ядерное сырье, используемое для получения атомной энергии;2) неэнергетические включающие подгруппу природных ресурсов, которые поставляют сырье для различных отраслей промышленности или же участвуют в производстве по технологической необходимости:а) полезные ископаемые, не относящиеся к группе кау стобиолитовб) воды, используемые для промышленного водоснабжения;в) земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;г) лесные ресурсы, поставляющие сырье для лесохимии и строительной индустрии;д) рыбные ресурсы относятся к данной подгруппе условно, так как в настоящее время добыча рыбы и обработка улова приобрели промышленный характер.2. Ресурсы сельскохозяйственного производства объединяют виды ресурсов, участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а) агроклиматические - ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в растениеводстве для орошения, а в животноводстве - для водопоя и содержания скота.Довольно часто выделяют также природные ресурсы непроизводственной сферы или непосредственного потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты, дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, ресурсы заповедных территорий и ряд других.КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ИСЧЕРПАЕМОСТИё При учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия пользуются представлениями об исчерпаемости запасов. А. Минц предложил называть классификацию по этому признаку экологической. Все природные ресурсы по исчерпаемости делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.1. Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре или ландшафтной сфере, но объемы и скорости их формирования измеряются по геологической шкале времени. В то же время потребности в таких ресурсах со стороны производства или для организации благоприятных условий обитания человеческого общества значительно превышают объемы и скорости естественного восполнения. В результате неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. В группу исчерпаемых включены ресурсы с неодинаковыми скоростями и объемами формирования. Это позволяет провести их дополнительную дифференциацию. На основе интенсивности и скорости естественного образования ресурсы делят на подгруппы:1. Невозобновляемые, к которым относят:а) все виды минеральных ресурсов или полезные ископаемые. Они как известно, постоянно образуются в недрах земной коры в результате непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими десятками и сотнями миллионов лет (например, возраст каменных углей насчитывает более 350 млн. лет), что практически их учитывать в хозяйственных расчетах нельзя. Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется всевозрастающими объемами изъятия. В этой связи все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых.б) Земельные ресурсы в их естественном природном виде - это материальный базис, на котором происходит жизнедеятельность человеческого общества. Морфологическое устройство поверхности (т. е. рельеф) существенно влияет на хозяйственную деятельность, на возможность освоения территории. Однажды нарушенные земли (например, карьерами) при крупном промышленном или гражданском строительстве в своем естественном виде уже не восстанавливаются.2. Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат:а) ресурсы растительного и б) животного мира.И те и другие восстанавливаются довольно быстро, и объемы естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при организации хозяйственного использования накопленных запасов древесины в лесах, травостоя на лугах или пастбищах, промысла диких животных в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов.3. Относительно возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы их значительно меньше объемов хозяйственного потребления. Именно поэтому такие виды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятся и очень дефицитные природные богатства:а) продуктивные пахотно-пригодные почвы;б) леса с древостоями спелого возраста;в) водные ресурсы в региональном аспекте. Хорошо известен факт практической неисчерпаемости водных ресурсов в планетарном масштабе. Однако на поверхности суши запасы пресных вод сосредоточены неравномерно, и на обширных территориях ощущается дефицит вод, пригодных для употребления в системах водопользования. Особенно сильно страдают от недостатка воды аридные и субаридные районы, где нерациональное водопотребление (например, водозабор в объемах, превышающих объем естественного восполнения свободных вод) сопровождается быстрым и зачастую катастрофическим истощением водозапасов. Поэтому необходим точный учет количества допустимого изъятия водного ресурса по регионам. 2 Неисчерпаемые ресурсы. Среди тел и явлений природы ресурсного значения имеются и такие, которые практически неисчерпаемы, К ним относятся климатические и водные ресурсы.А) климатические ресурсы. Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.Б) Водные ресурсы планеты. Земля обладает колоссальным объемом воды - около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. При условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно «дарит» человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.
Вопрос 57. ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Организация имеет в собственности или арендует автомобили... В помещении фирмы наверняка образуются бытовые или офисные отходы... Значит, придется вносить плату за вредное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Так установлено в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Виды негативного воздействия перечислены в пункте 2 названной статьи. Это:— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;— сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;— загрязнение недр и почв;— размещение отходов производства и потребления;— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.Надо заметить, что плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия. В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ говорится, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) устанавливается законодательством РФ. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление № 632). Как указано в Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, данное постановление сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции РФ. В постановлении № 632 закреплен порядок определения платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы в водные объекты, а также за размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы приведены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.Обязанность по внесению платы предусмотрена также специальными законами — Федеральным законом от 04.05.99 № 96-ФЗ и Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее — Закон № 89-ФЗ).Кто является плательщиком.Круг лиц, обязанных вносить плату, определен в постановлении № 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.Понятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица появилось в гражданском законодательстве только с вступлением в силу части первой Гражданского кодекса — с 1 января 1995 года, а постановление № 632 было утверждено еще в 1992 году. В Федеральном законе от 04.05.99 № 96-ФЗ и Законе № 89-ФЗ, принятых после введения в действие части первой Гражданского кодекса, сказано, что плата взимается как с юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором. Они взимаются и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы по сути является условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются как компенсация нанесенного ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.Таким образом, Конституционный суд уточнил список плательщиков экологических платежей. Ими считаются субъекты, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду: российские и иностранные юридические лица любой формы собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Решения Конституционного суда обязательны для применения на всей территории России органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Об этом говорится в статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ.Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.Платность использования природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. (ст.20.)Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды".Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и водные объекты, и базовые нормативы платы. Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.К ним относятся:● плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников); ● плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; ● плата за размещение отходов; ● плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). РАСЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ.Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ. Установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов.Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:• платы за допустимые выбросы в атмосферу, • платы за выбросы в пределах лимита и • платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. Плата за размещение отходов складывается из:• платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов, • платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и • платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ. Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива. Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плн l баз при сжигании единицы топлива l–го вида.Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона. В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:1) Бензин неэтилированный, в руб/т. 2) Дизельное топливо, в руб/т. 3) Керосин, в руб/т. 4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3. 5) Сжиженный газ, в руб/т.Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», определен за единицу измерения в тоннах.
Вопрос 58. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ряде законодательных и нормативных актов РФ. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами: платежи за пользование лесным фондом; платежи за пользование водными объектами; платежи за право пользования объектами животного мира; налог на добычу полезных ископаемых; земельный налог; плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов. Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки. Лесные подати и аренднаяплата взимаются за: заготовку древесины, отпускаемой на корню; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством; нужды охотничьего хозяйства; культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории. Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др. Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 - лесные подати и 1050402 - арендная плата. В соответствии с ФЗ №176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616. В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов. В Московской области часть платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджет области, используется на реализацию программы "Леса Подмосковья" на 2001-05 гг. для проведения лесовосстановительных работ.Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном действующим законодательством. Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: забора воды из водных объектов, удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде, использование акватории водных объектов, осуществление сброса сточных вод в водные объекты. В соответствии со ст. 2 п. 2 ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами определен перечень организаций, освобождаемых от платы за пользование водными объектами. Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как: объем воды, забранной из водного объекта;
объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах. Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту РФ. Кроме того, к добытому полезному ископаемомуотносится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщикосамостоятельн
Вопрос 59. Объекты права собственности на природные ресурсы.Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государствен-ной, муниципальной и иных формах собственности могут нахо-диться земля и другие природные ресурсы Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.В природоресурсном законодательстве право собственности ус-тановлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняе-мые природные территории. С учетом неразвитости законодатель-ства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законода-тельстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что раститель-ный мир органически связан с землей, есть основания рассматри-вать его также как объект права собственности. В качестве собст-венника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собствен-ности. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии по-стоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий соб-ственника. Право частной собственности на природные ресурсыСтатья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на зе-мельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и рас-поряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и за-конодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной де-ятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.Правовое регулирование отношений частной собственности раз-вито в основном применительно к земле.Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным яв-ляется Земельный кодекс РСФСР ог2б апреля 1991 г. Наряду с земельным законодательством право собственности и другие вещные права на землю регулируются в гл. 17 ГК РФ В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земель-ного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в грани-цах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли-продажи, залога, дарения, наследования).Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые условия предо-ставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяй-ства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится уполномоченным на то органом, в веде-нии которого находится земельный участок, на конкурсной основе. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд.Таким образом, в части регулирования российским законода-тельством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие Рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве.5. Право государственной собственности на природные ресурсы. Государственная собственность на природные ресурсы яв-ляется доминирующей в структуре закрепленных законодательст-вом форм собственности.Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.В соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Фе-деративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, расти-тельный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих респуб-лик (ст. III). В Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы.Указом президента РФ « О федеральных природных ресурсах « установлены некоторые критерии отнесения природных ресурсов к федеральной собственности.К федеральным природным ресурсам могут относиться:* земельные участки и другие природные объекты, предостав-ляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности стра-ны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных орга-нов государственной власти;* земельные участки, занятые федеральными энергетически-ми, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также други-ми объектами, находящимися в федеральной собственности;* земельные участки, водные и иные природные объекты феде-ральных государственных природных заповедников, нацио-нальных природных парков, государственных природных за-казников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;* виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;* виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, под дающим под действие международных договоров;* месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосу-дарственное значение;* водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;* иные природные ресурсы по взаимной договоренности феде-ральных органов государственной власти Российской Феде-рации и органов государственной власти субъектов РФ.Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и эконо-мической зоны Российской Федерации» отнесены природные ре-сурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономи-ческой зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресур-сов этих территорий к федеральным соответствует ст. 71 Конституции РФ.Согласно ст. I Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и со-держащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности"Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.