Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
Вопрос 61. Основные понятия о мониторинге. Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде). Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга. Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:выделение (определение) объекта наблюдения;обследование выделенного объекта наблюдения;составление информационной модели для объекта наблюдения;планирование измерений;оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения.Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.Основные задачи экологического мониторинга:наблюдение за источниками антропогенного воздействия;наблюдение за факторами антропогенного воздействия;наблюдение за состоянием природной седы и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;оценка фактического состояния природной среды;прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды. Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки. Последний представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картоосновой местности.Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картоосновы. При движении экологической информации от локального уровня (город, район, зона влияния промышленного объекта и т. д.) к федеральному масштаб картоосновы, на которую эта информация наносится, увеличивается, следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов экологической обстановки на разных иерархических уровнях экологического мониторинга. Так, на локальном уровне экологического мониторинга в информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий (вентиляционные трубы промышленных предприятий, выпуски сточных вод т. д.). На региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются» в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном портрете небольшой город с несколькими десятками эмиссии выглядит как один локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга источников.На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т. д.;переносы загрязняющих веществ — процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т. д.;данные о состоянии антропогенных источников эмиссии — мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.5. Урбанизованная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д.6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации — природно-экосистемный.Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.В заключение следует отметить, что в отдельных регионах разрабатывают мониторинг экологического состояния геологической среды, мониторинг экологического состояния поверхностных вод и связанных с ним экосистем.На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.
Вопрос 62. Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет.Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом “Об экологической экспертизе” от 23 ноября 1995 г .Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.Принципы экологической экспертизы.Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.Независимость и вневедомственностъ экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная экологическая экспертиза.Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и Вопрос 63. Экологический аудит. Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности. Экологическое аудирование — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.Цели экоаудита. контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;. проверка соответствия объекта экологическим требованиям;. оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья работников;. оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на среду.Формы экоаудита:. добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия;. обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов.Объекты экоаудита:. сырьё;. продукты питания, пищеблоки;. технологические процессы;. продукция;. выбросы в атмосферу;. сточные воды;. отходы;. средства индивидуальной и коллективной защиты;. техника безопасности;. положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды;. экологический паспорт предприятия и др.Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. УказомПрезидента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, как системы независимого вневедомственного финансового контроля. В период 1994-95 гг. были разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита Порядок составления аудиторского заключения, Рекомендации по аудиторской проверке,Типовой договор на проведение аудиторских проверок, Типовая форма заключения аудиторской фирмы (аудитора), Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки. Виды и параметры аудита.Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Например, официальные природоохранные органы устанавливают определенную степень детальности проведения экологического аудита, тогда как совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях. Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимно исключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д.При приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявления пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей среды.В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных вЯпонии или Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенно значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия, например в обязанности персонала, ответственного за данную деятельность, будет дополнительно включено проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия.При определении параметров экологического аудита следует принимать во внимание:• степень детальности анализа деятельности предприятия, которая используется в аудите, т.е. касающаяся отдельных сторон или всей деятельности компании;• выработка концепции и мер, направленных на достижение согласования с нормативами и лимитами, установленными природоохранными органами;• географическое положение объекта (число офисов и местоположение заводов);• временная структура (частота проведения аудитов);• предмет экологического аудита (воздух, вода, земли, энергопотребление, отходы).В необходимых случаях план проведения экологического аудита может включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком.3.2 Процедура аудирования.Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным, для него критериям экологического аудита - Процедура проведения экологического аудита простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо:• идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или производственном процессе объекта аудирования;• четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;• определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;• разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.Основными этапами процедуры экологического аудита являются:• проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности;Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:• определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;• снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов;• усиление экологизации деятельности и политики предприятия, экологической сознательности и повышение экологической ответственности персонала предприятия;• определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим нормативам качества окружающей среды, установленным органами федеральной государственной власти и субъектами федерации;• разработка мер по улучшению экологической деятельности предприятия и одновременно по снижению стоимости производимой продукции;• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай возникновения опасности;• улучшение методов управления при решении экологических проблем;• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую природную среду;• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия;• соответствие стандарта, устанавливающим преемлемый уровень экологического риска, или экологоэточеским критерием.Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение— официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.
Вопрос 64. Понятие, сущность, значение природоохрынных норм и правил (ПНиП).Для того чтобы хозяйственная деятельность удовлетворяла экологическим требованиям, последние должны быть развернуты в соответствующую систему норм и правил поведения хозяйствующих субъектов. Однако это лишь необходимое, но еще не достаточное условие. Достаточным оно становится тогда, когда эти нормы и правила обретают статус государственных стандартов. С этого момента они являются предметом строгого контроля компетентными государственными органами, причем уже на стадии проектирования хозяйственных объектов. И это вполне естественно: объект не может подчиняться каким-либо нормам и правилам, если этим нормам и правилам не удовлетворяет его проект. Так возникает система природоохранных норм и правил, действующая как правовой институт в сфере проектирования и строительства хозяйственных объектов. "Санитарные нормы и правила можно трактовать также как результат преобразования общих требований природоохранного законодательства в систему регламентов, содержащихся в нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по ведению хозяйственной деятельности и позволяющих осуществлять размещение, строительство, эксплуатацию и ликвидацию будущих и действующих предприятий с учетом экологического фактора".[1] Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник. М., 1990. С. 3.Основой природоохранных норм и правил являются научно обоснованные и законодательно установленные нормативы предельно допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Наиболее распространенные из них - предельно допустимая концентрация (ПДК) и предельно допустимые выбросы и сбросы (ПДВ и ПДС). Например, в соответствии с ГОСТом 17.2.1.04-77 ПДК для атмосферного воздуха определяется как максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия, а также на окружающую среду в целом. ПДВ согласно тому же ГОСТу определяется как научно-технический норматив, устанавливаемый для воздуха от источника или их совокупности.Разработка нормативов качества окружающей среды осуществляется в соответствии с общепринятой классификацией основных элементов среды (гидросфера, атмосфера, почвы, флора и т.д.). Этому же принципу следует и разработка ГОСТов по охране природы. Наибольшее число ГОСТов относится к гидросфере (более 20). В них зафиксированы основные термины и определения, классификация водных объектов и способов водопользования, показатели состояния водной среды и правил контроля качества воды, требования к охране поверхностных и подземных вод от различных факторов хозяйственной деятельности, требования к зонам рекреации водных объектов и т.д.По такой же схеме составляют экологические стандарты для атмосферы и почвы. Существует также группа стандартов, регулирующих вопросы землепользования и рекультивации земель. Малоразработанными остаются стандарты для флоры, и практически нет стандартов, в которых бы были отражены природные комплексы и комплексное природопользование.В целом можно сказать, что институт стандартизации в сфере природопользования проходит стадию становления. Его дальнейшее развитие подталкивается потребностями в проведении более тщательных экологических экспертиз. Трудности таких экспертиз во многом обусловлены отсутствием развитой системы экологических стандартов.Эксперты вынуждены проводить комплекс оригинальных научных исследований, решающих задачу долгосрочного экологического прогноза, вместо того чтобы соотнести проект с системой действующих экологических стандартов. Но в таком случае разработка стандартов должна ориентироваться не только и не столько на различные элементы окружающей среды, сколько на виды и типы природопользования. С экологической точки зрения любой хозяйственный проект - это в первую очередь проект природопользования, причем чаще всего комплексного.Мнение о необходимости разработки стандартов, основанных на виде природопользования, высказывается и за рубежом. Возможно, эта тенденция в скором времени проявит себя с большей силой в связи с актуализацей программ устойчивого развития во многих регионах мира. "Требует определенного пересмотра также концентрация нормативной базы стандартизации. И не потому, что прежний подход в этой области оказался ложным или неэффективным. Хотя попытки, предпринимаемые государственными и общественными организациями в области охраны природы, в целом не переломили негативных тенденций, выбранный курс на нормирование природопользования, постепенное ужесточение норм ПДВ, ПДС и других оказался правильным и уже дал свои положительные результаты. С введением механизма природопользования (плата за ресурсы, лицензирование, налоги, санкции и прочее) появляются, по мнению некоторых авторов, даже новые возможности". Территориальная комплексная программа охраны окружающей среды Кемеровской области до 2000 г. Кемерово, 1993. Т. 1/3. С. 7. К сожалению, возможности экологического контроля хронически и все более нарастающими темпами отстают от реальной потребности в нем. Мы слишком плохо знаем пока свойства той новой химической среды, в которую себя погружаем. В литературе можно найти, в частности, такие данные. "В настоящее время используется около 50 тыс. видов химических веществ, причем 5 тыс. из них обладают явными признаками токсичности, но только воздействия на здоровье человека ста из них точно известны. Аналогичная информация имеется в другой работе, где говорится, что из 65 тыс. химических веществ, находящихся в хозяйственном обороте США, менее чем 2% испытаны должным образом с точки зрения экологии и защиты природной среды".[3] Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992. С. 24.Проходящие экологическую экспертизу вещества могут быть опасны в долгосрочной перспективе. Мы очень плохо знаем, каковы экологические последствия слабых, но длительное время воздействующих на организм концентраций загрязнителей. К тому же разработка ПДК осуществляется, как правило, путем опытов на лабораторных животных. До сих пор идут споры о правомерности распространения полученных таким образом заключений на человека и другие организмы, входящие в природные экосистемы. В целом поступление в биосферу несвойственного ей химического вещества представляет собой потенциальный риск.Логично в связи с вышесказанным допустить, что будущая концепция экологического контроля будет все более ориентироваться на системный подход.
Вопрос 66.Методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба. Методика базируется на основных положениях Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений и Методики определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. Эти положения развиваются применительно к природоохранным мероприятиям. Данная Методика будет доработана и утверждена в установленном порядке.Методика предназначается для расчета экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий при: экономическом обосновании основных этапов достижения нормативного качества окружающей среды; оценке фактической эффективности осуществляемых мероприятий; оценке результатов природоохранной деятельности предприятий и объединений, министерств и ведомств, городских и поселковых Советов народных депутатов. Методика может быть использована для оценки экономической эффективности водо- и атмосфероохранных мероприятий при проектировании объектов производственного и непроизводственного назначения. На ее основе разрабатываются соответствующие отраслевые методики и методики оценки ущерба, причиняемого загрязнением среды отдельным видам объектов.К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны: строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивация земель, меры по борьбе с эрозией почв, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.Методика базируется на следующих принципах экономического обоснования природоохранных мероприятий:Проектируемый и планируемый комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать достижение целей:соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам охраны здоровья, людей и охраны окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами;получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.Общий экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния и проявляется в снижении объемов поступающих в среду загрязнений и уровня ее загрязнения (концентраций вредных веществ в среде, уровней шума, радиации и т.п.), увеличение количества и улучшение качества пригодных к использованию земельных, лесных и водных ресурсов и т.д.Общий социально - экономический результат заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических результатов.Социальные результаты - это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда), сохранение эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, для совершенствования нравственного сознания человека. Социальные результаты, выраженные в денежной форме, приобретают возможность отражения в общих экономических оценках результатов природоохранных мероприятий.При экономическом обосновании систем природоохранных мероприятий должен соблюдаться народнохозяйственный подход, что предлагает:а) возможно более полный охват всех позитивных (а также негативных, если они возникают) социально - экономических последствий реализации различных вариантов природоохранных мероприятий в разных сферах народного хозяйства, как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе;б) возможно более полный охват затрат, связанных с осуществлением рассматриваемых вариантов природоохранных мероприятий;в) учет фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;г) межотраслевой подход к обоснованию природоохранных мероприятий с учетом необходимости экономии затрат на улучшение состояния окружающей среды и обеспечения более эффективного использования природных ресурсов в масштабах рассматриваемой территории (района, области, республики).Экономическое обоснование природоохранных мероприятий осуществляется путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий. Экономическим результатом (полным экономическим эффектом) природоохранных мероприятий при расчете общей эффективности природоохранных затрат именуется обеспечиваемые этими мероприятиями:в сфере материального производства - прирост объемов чистой продукции или прибыли, а в отдельных отраслях или на предприятиях – снижение себестоимости;в непроизводственной сфере - экономия затрат на производство работ и оказание услуг;в сфере личного потребления - сокращение расходов из личных средств населения.Экономическим результатом природоохранных мероприятий при расчете чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий именуется сумма следующих величин:предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т.е. не произведенных благодаря уменьшению загрязнений окружающей среды затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере и расходов населения;прироста экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сберегаемых (улучшаемых) в результате реализации природоохранного мероприятия;прироста денежной оценки реализуемой продукции, получаемого благодаря более полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, в результате осуществления природоохранного мероприятия.Экономический результат природоохранных мероприятий, исчисляемый для определения их чистого экономического эффекта, может использоваться также и в расчетах общей экономической эффективности соответствующих природоохранных затрат.Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных затрат исчисляется как отношение годового объема полного экономического эффекта от природоохранных мероприятий к вызвавшим их затратам. Он используется в ходе обоснования структуры и объемов природоохранных мероприятий в территориальном разрезе (включая строительство природоохранных объектов) или структуры и объемов капитальных вложений природоохранного назначения.Показатель сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат определяется величиной минимально необходимых совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений в реализацию природоохранных мероприятий, приведенных к годовой размерности с учетом фактора времени. Он используется для выбора экономически наилучшего варианта природоохранных мероприятий в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение одинакового качества окружающей среды и тождественны по основным социальным и экономическим результатам в границах территории, на которую распространяется воздействие природоохранного мероприятия.Показатель чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий определяется в виде разности между приведенными с учетом фактора времени к одинаковой размерности экономическими результатами этих мероприятий и затратами на их осуществление. Экономически наилучший вариант природоохранного мероприятия, соответствующий максимальной величине получаемого чистого экономического эффекта, выбирается в тех случаях, когда сравниваемые варианты мероприятий неодинаковы по своим социальным и экономическим результатам, а единовременное осуществление всех необходимых по экологическим и социальным соображениям природоохранных мероприятий невозможно из-за ограниченности материальных и трудовых ресурсов.Основное назначение показателей сравнительной экономической эффективности и чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий - обоснование проектного решения природоохранного комплекса или объекта заданного типа и мощности. Эти вопросы решаются при проектировании конкретных сооружений.При разработке средозащитных мероприятий необходимо по возможности предусматривать достижение таких значений характеристик окружающей среды, которые находятся в пределах действующих медико-санитарных норм. При проведении долгосрочных прогнозных расчетов следует учитывать возможные изменения этих норм.Различаются одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия. Одноцелевые (строительство и эксплуатация очистных и улавливающих сооружений и т.п.) направлены исключительно или главным образом на снижение загрязнения окружающей среды. Многоцелевые (строительство и эксплуатация систем замкнутого водоснабжения, утилизации отходов производства и потребления, малоотходных технологических процессов и производств) предусматривают достижение таких целей, как улучшение производственных результатов деятельности предприятий и объектов (в том числе в смежных отраслях); уменьшение расхода материальных и трудовых ресурсов; увеличение выпуска продукции; расширение ее ассортимента и повышение качества.Экономическая эффективность осуществления средозащитных мероприятий рассчитывается в соответствии с настоящей Методикой при разработке прогнозов и планов экономического и социального развития народного хозяйства СССР и союзных республик, планов работ по охране окружающей среды, территориальных комплексных схем охраны природы и рационального использования природных ресурсов, генеральных планов застройки городов, при проектировании и экспертизе проектов крупных предприятий и сооружений.Общая (абсолютная) экономическая эффективность средозащитных затрат устанавливается путем отнесения полного экономического эффекта средозащитных мероприятий к вызвавшим их средозащитным затратам. Полный экономический эффект средозащитных затрат рассчитывается по разности показателей чистой продукции или прибыли в материальном производстве, затрат в непроизводственной сфере, расходов из государственного бюджета и личных средств населения при сложившемся состоянии окружающей среды (или состоянии, которой может возникнуть без проведения средозащитных мероприятий) и при проектируемом (достигаемом) ее состоянии.Общая эффективность средозащитных затрат определяется на всех стадиях планирования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов по народному хозяйству в целом, союзным республикам, экономическим районам, автономным республикам, краям и областям, отраслям, министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, при проектировании средозащитных объектов, а также при оценке результатов выполнения планов охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Вопрос 67. Цели предпринимательской деятельности. Установление целей - это выбор ряда целей, внутреннее их согласование, уточнение путем привязки к, ресурсам, сопоставление, текущий контроль и корректировка.Цели предпринимательской деятельности в отличие от целей организации, учреждения, ее является априорно заданной. Цель вырабатывается предпринимателем на основе располагаемых им возможностей, например, средств производства, внешних условий, конъюнктуры рынка, личных мотивов. В общем случае, установление целей носит итерационный характер. Планирование предпринимательской деятельности осуществляется предпринимателем часто субъективно. Так, после предварительного установления целей уточняются средства и условия их достижения. Затем определяются цели, наиболее полно отвечающие сложившимся обстоятельствам. Качественно установленная цель может исключить излишние расходы по их достижению, повысить отдачу имеющихся средств, а также позволяет использовать благоприятные условия. Качество установленных целей контролируется руководством на протяжении всего периода деятельности.Установление целей предполагает разработку основной цели деятельности, промежуточных целей и задач (подцели).Предпринимательская деятельность имеет высшие цели. Это цели вызвавшие необходимость, ее проведения. Из множества высших целей, выделяют две первоочередные. Первая - деятельность ради получения прибыли путем наполнения рынка товарами, услугами, продукцией. Вторая - снижение затрат при удовлетворении конкретных заказов. К остальным относятся хозяйственные, социальные, личные и экологические цели.Виды предпринимательской деятельности. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: