Шпаргалка "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Ответы на гос.экзамен(экономист)

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ ПО ГОСАМ (3).doc

— 1,018.00 Кб (Скачать)

Вопрос 68.   Внешняя среда предприятия. Общая характеристика внешней среды предприятия. Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.Внешнюю среду подразделяют на: - микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории. - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Вопрос 69. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности.Объединение физических и юридических лиц для ведения совместной деятельности позволяет увеличить объем привлекаемых производственных ресурсов. Вместе с тем, на предприятиях, имеющих нескольких владельцев невысока оперативность принятия решений.Преимуществами небольших предприятий можно считать хороший обзор бизнеса, недостатком – высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов.Крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах деятельности.Коммерческие предприятия согласно российскому законодательству могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, в форме унитарных предприятий и производственных кооперативов.Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное и произведенное в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности.Хозяйственные товарищества и общества имеют много общих черт, основное же их различие состоит в том, что товарищество – это объединение лиц, а общество – это объединение капиталов.Хозяйственные товарищества - могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).Основным документом, определяющим принципы деятельности хозяйственного товарищества, является учредительный договор.Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.Члены хозяйственного товарищества имеют право участвовать в управлении делами товарищества, принимать участие в деятельности товарищества. Полученная прибыль делится между совладельцами пропорционально долям в складочном капитале. В случае ликвидации товарищества его участники получают часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами.Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.В полном товариществе все участники равны в своих правах и обязательствах по делам созданной ими фирмы. При неудаче они рискуют собственным имуществом. Полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность. Солидарная ответственность означает, что отвечают все, независимо от того, на кого обращено взыскание. Субсидиарная ответственность означает то, что если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, товарищи отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально вкладам.Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.Вкладчики имеют право на долю прибыли, пропорциональную их вкладу.Предприятия, созданные в форме товариществ имеют ряд преимуществ:· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;· каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;· полные товарищества наиболее привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества;· дополнительным преимуществом товарищества на вере является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков.Недостатки:· между полными товарищами должны быть доверительные отношения;· каждый член товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам этой организации, т.е. в случае банкротства каждый член (кроме коммандитистов) отвечает не только вкладом, но и личным имуществом;· товарищество не может быть  создано одним участником.Такая организационно-правовая форма, как полное товарищество, в практике российского предпринимательства почти не встречается. Она непопулярна среди предпринимателей, потому что не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества. При этом государство не предоставляет никаких привилегий для товариществ.За рубежом для товариществ существуют льготы по налогам и кредитованию. Они широко распространены в аграрном секторе, сфере услуг (юридических, аудиторских, консультационных, медицинских фирмах и т.д.), торговле, общественном питании.Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Для текущего управления деятельностью общества создается исполнительный орган, который может быть избран также и не из числа его участников.Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества.Преимущества общества с ограниченной ответственностью:· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;· может быть создано одним лицом· в деятельности могут участвовать как юридические, так и физические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие;· члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.Недостатки:· уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством;· общество не очень привлекательно для кредиторов, так как его члены несут ограниченную ответственность;· число участников ООО не должно превышать пятидесяти.Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от общества с ограниченной ответственностью тем, что его участники несут ответственность по обязательствам общества своим имуществом в размере кратном стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками. Отличие от полного товарищества в том, что размер ответственности ограничен. Ответственность может, например, ограничиваться трехкратным размером вклада.Все перечисленные выше организационно-хозяйственные формы характерны для небольших по размерам предприятий. Для крупных производств требуется другая форма привлечения капитала, которая бы обеспечивала стабильное функционирование общества. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в форме акционерного общества.Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,  связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа.Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (АО).Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО).Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.Акционеры не могут прямо контролировать операции АО. Они выбирают совет директоров, который руководит хозяйственной деятельностью АО с целью извлечения прибыли в пользу акционеров.Высшим органом управления является общее собрание его акционеров.Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом.Преимущества АО:· гарантия от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен;· возможность сконцентрировать большой капитал;· возможность быстрого отчуждения акций, что дает возможность почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;· ограниченная ответственность акционеров (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.К недостаткам можно отнести отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, так как для реального контроля надо иметь не менее 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетентности в его использовании.В России акционерные общества появились в начале XVIII в. Спрос на акции всегда был высок. Это способствовало появлению большого количества предприятий такой формы. По данным статистики за 1911 год общее число акционерных предприятий только в промышленности и на транспорте составили 821.В конце 1917 – начале 1918 гг. процесс развития акционерных обществ прекратился. Однако с 1920 году опять начался рост их числа. На начало 1925 года насчитывалось свыше ста пятидесяти акционерных обществ. Важнейшей сферой была торговля и торгово-промышленная деятельность. В конце 20-х – начале 30-х годов акционерные общества были ликвидированы или преобразованы в государственные объединения. Сохранились лишь два акционерных предприятия: Банк для внешней торговли СССР (создан в 1924 г.) и Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (организовано в 1929 г.). В 1973 году было создано страховое акционерное общество СССР  - «Ингосстрах».Производственные кооперативы – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносовОсновным отличием производственного кооператива от товариществ и обществ заключается в том, что он основан на добровольном объединении физических лиц – граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но участвуют в деятельности кооператива личным трудом. Соответственно этому каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетом их трудового участия членов кооператива. Членов кооператива должно быть не менее пяти человек;Преимущества кооператива:· прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду;· законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив;· равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос.Основные недостатки кооператива:· число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию;· каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива.В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.Унитарное предприятие имеет ряд особенностей:· собственником имущества остается учредитель, т.е. государство;· имущество унитарного предприятия неделимо, т.е. ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;· во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником имущества.Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.  Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.Несмотря на некоторые ограничения в распоряжении имуществом,  унитарное предприятие обладает большими правами в области производственной и хозяйственной деятельности.

Вопрос 71. Источники финансирования - это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а так же список экономических субъектов, которые могут предоставить эти финансовые средства. Основа стратегии финансирования проекта заключается в разработке схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов. Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования: - Финансирование из внутренних источников. - Финансирование из привлеченных средств. - Финансирование из заемных средств. - Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование. Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.

Реинвестирование прибыли - это наиболее приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.Особенности внешних источников финансирования: 1. Привлеченные инвестиции: - инвестору интересны высокая прибыль и сама компания; - инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции; - доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании. 2. Заемные инвестиции: - компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа; - заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен; - компания платит за полученный заем проценты; - компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников); - если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии; - после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются. При осуществлении стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников: - продажа доли финансовому инвестору; - продажа доли стратегическому инвестору; - венчурное финансирование; - публичное предложение ценных бумаг (IPO); - закрытое (частное) размещение ценных бумаг; - выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки); - банковские кредиты, кредитные линии, ссуды; - коммерческий (товарный) кредит; - государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит); - облигационный заем; - проектное финансирование; - страхование экспортных операций; - лизинг; - франчайзинг; - факторинг; - форфейтинг; - гранты и благотворительные взносы; - соглашение об исследованиях и разработках; - государственное финансирование; - выпуск векселя; - взаимозачет; - бартер; - другие. Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты. Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Выделяются два типа долевых инвесторов. Инвестор финансового типа: - стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта; - не стремится к приобретению контрольного пакета; - не стремится сменить менеджмент компании; - предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет; - обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров. В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций. Инвестор стратегического типа: - стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности; - стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании; - активно участвует в управлении компанией; - в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей; - «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками. При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом. Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями. Объект вложения средств инвесторов – конкретный инвестиционный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств. Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную так называемую проектную компанию. Источник возврата вложенных средств – прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов). В рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).Отсутствие типичного для банков инструмента гарантий (это не исключает получение ряда гарантий на разных этапах проекта), основная гарантия – будущий денежный поток (cash flow). При проектном финансировании для инвесторов могут использоваться следующие гарантии: - залоги всех денежных поступлений проектной компании в пользу кредиторов; - договор управления проектом для обеспечения надлежащей эксплуатации; - право кредитора на его вступление в наиболее существенные договоры и права по проекту; - гарантированные договоры по обеспечению сырьем; - гарантированные договоры по сбыту продукции; - договоры на техническую поддержку и профилактический ремонт; - пакет страховочных гарантий; - договор концессии/передачи; - возможные государственные инвестиционные льготы (льготное налогообложение, освобождение от импортных пошлин); - механизмы для исключения рисков конвертации и перевода валюты. Для обеспечения полного финансирования проекта могут использоваться следующие гарантии: - юридические гарантии; - резервные фонды; - залоги, депозиты на специальных счетах; - банковские гарантии и поручительства; - резервные кредиты поддержки; - контракты с фиксированной ценой; - банковские счета с особым режимом (в том числе аккредитивы); - обязательства учредителей (спонсоров) по дополнительным взносам в капитал проектной компании; - cтрахование кредитов от риска непогашения, проектных активов и грузов от риска потери, страхование прибыли, ответственности разработчиков проекта, строительных и других рисков; хеджирование. Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы. В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.

Вопрос 72. «Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);Последняя модель применяется в случае, если рынок контрагента ограниченный. Например, в случае если число потребителей сильно ограничено, целесообразно применить модель, ориентированную на клиента или клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».В большинстве же случаев распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.

Вопрос 73. Внутрифирменное предпринимательство. В развитой рыночной экономике в последнее время наблюдается становление внутрифирменного предпринимательства, сущность которого состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе всемерного проявления творческой предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов. Как показывает опыт, внутрифирменное предпринимательство может развиваться, если творческие работники фирмы (отдельные подразделения) «обеспечиваются» со стороны руководства фирмы следующими условиями, позволяющими всесторонне проявить свой инновационный характер деятельности: во-первых, свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта; во-вторых, самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда; в-третьих, возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта; в-четвертых, распоряжение частью прибыли, полученной о реализации личного проекта; в-пятых, принятие на себя части риска при осуществлении проекта. Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения — венчурные группы, отделы нововведений и др. Первое слагаемое создаваемой сети — формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей. Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов. Но чтобы использовать эти фонды и источники финансовых средств, внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы, Правда, по российскому законодательству акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом для организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета. Интерес представляет механизм создания системы мелких предприятий как основы реорганизации японской компании «Омрон» с целью создания сети отдельных фирм, ориентированных на главные рынки фирмы. Руководство компании ставило главной целью стимулирование духа предпринимательства в создаваемых малых и средних компаниях, действующих в рамках большой компании. Так, в рамках одного из крупнейших подразделений компании «Омрон», сделки которого составляли около 70% всех продаж компании, было создано 11 мелких внутренних фирм; в целом внутри компании «Омрон» было создано 20 мелких фирм — 20 компаний риска в рамках единой большой компании. Они были названы подразделениями стратегического бизнеса и наделены правом осуществлять любую деятельность — от исследовательских работ и изобретательства до выпуска продукции на внутренний рынок, а в отдельных случаях — на внешний рынок. Низовым предприятиям предоставлено право в меру своих способностей заниматься краткосрочным планированием, усовершенствованием уже созданных товаров и разработкой новых. Руководитель внутреннего (низового) предприятия стал нести ответственность не только за прибыль и убытки, но за общий объем продаж, следить за поступлением наличных платежей, за всеми нюансами бухгалтерского баланса. На руководителя низового подразделения возлагаются обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки, поэтому низовым подразделениям не оставалось ничего другого, как стать предприятиями риска. В практику деятельности внедрились принципы «Реагировать немедленно!» и «Действовать молниеносно!». Развитие внутрифирменного предпринимательства, введение трех главных линий менеджмента (изучать запросы покупателя, по достоинству оценивать каждого работника, поощрять дух соревновательности) позволили компании добиваться устойчивых успехов.

19

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 75. Методы регулирования предпринимательской деятельности. Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно – правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия»[7]. Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит:«Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.По содержанию, общий государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности».По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежит Министерству экономики РФ.Министерство экономики:. «Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, прогноза социально – экономического развития РФ, регионов, отраслей, секторов экономики;. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;. анализирует экономическое положение страны, основные тенденции проведения экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;. организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику, меры по стимулированию инвестиционной активности. формирует объем и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;. участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства, социальной политики;. вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;. лицензирует деятельность лизинговых компаний;. организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества». Также для государственно-правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности используются различные средства. К их числу Ю.А. Тихомиров относит:1. «нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);2. официальное признание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности(регистрация, лицензирование и т.д.);3. определение порядка ведения хозяйственной деятельности;4.

установления нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;5. организация поддержки предпринимательской деятельности;6. контроль за соблюдением законности;7. введение запретов и санкций за отступление от нормативов».Одним из методов административно-правового регулирования, является налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Остальные законы посвящены видам налогов. В РФ 15 видов федеральных налогов, а также существует более 20 видов местных налогов. Субъектам федераций даны обширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные органы могут вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных налогов. В целях ослабления налогового бремени для производителя, для того чтобы поддержать отечественного производителя, был издан Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговой политики». Данный Указ предусматривает ряд мер: а) уменьшение количества налогов; б) снижение на 10-20% уровня ставок взимаемых с предприятия основных налогов; в) введение ограниченного перечня продовольственных товаров, обложение которых налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г) уменьшение количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгий порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями ЗаконовРоссийской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям»[12]. Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы. Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано вЗаконе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России.Государственные органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный вид регулирования осуществляетГоскомсанэпиднадзор России, центры государственного санитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.В юридической литературе выделяется административный надзор как составная часть государственного управления. Вот что говорит о свойствах административного надзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер». Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор». Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций любого предпринимателя в рамках государственной специализированной деятельности.Существует несколько видов функционального контроля и надзора:1. Таможенный контроль. Таможенный контроль является одним из важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российского рынка. Нормативное закрепления основ таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: «О таможенном тарифе»;2. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно–правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»3. Энергетический надзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ». Органы – Главное управление государственного энергетического надзора Министерство топлива и энергетики. Органы осуществляют надзор за проведением предприятиями мероприятий по сбережению электрической и тепловой энергии и следят за техникой безопасности.4. Надзор в сфере трудовых отношений. Регулируется Указом Президента от 4 мая 1994 года «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». Осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда РФ и подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов РФ.5. Существуют так же и другие органы государственного контроля:Государственная инспекция по торговле (Госторгинспекция), качеству товаров и защите прав потребителей, и т.д.Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности.Взаимоотношения предпринимателя с административной властью.Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее число видных экономистов и предпринимателей считают необходимым признание роли государства в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности. Так как опыт последних лет по «разгосударствлению» экономики и предпринимательской деятельности наглядно показал неэффективность данного метода ведения экономики. Сейчас происходят значительные перемены в структуре государственной власти. А именно «отказ от отождествления государства с административным аппаратом, децентрализация управления, демократизация государственных институтов, усиление начал самоуправления, признание ведущей роли законодательного регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня, класса работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических, консультативных звеньев»[15]. Именно претерпевая данные изменения, которые должны проходить повсеместно, на всех уровнях государственных органов (весь аппарат управления), государство сможет По-новому воздействовать на экономические процессы и разумно регулировать предпринимательскую деятельность. Какими же должны быть основные линии воздействия? Во-первых, введение общих правил экономической деятельности (согласование интересов хозяйствующих субъектов и оценка результатов их деятельности). Во-вторых, содействие формированию благоприятной экономической среды и условий для нормального функционирования рынка (создание и функционирование единой денежной, финансово - кредитной систем, установление налогов, которые будут стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей мощью, и иных обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование важнейших государственных программ). В-третьих, обеспечение социальных гарантий трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан. В- четвертых, предотвращение образования монополистических явлений в экономике, борьба с коррупцией, преступностью в сфере экономики. В-пятых, введение законодательного запрета государственным органам вмешиваться в деятельность предприятий, без основательных причин, введение ответственности за принятие ошибочных решений и за причиненные убытки.Сейчас уже происходят некоторые изменения в государственном механизме управления. Хотя как не прискорбно, но при выработке теории управления государственные органы действовали «методом проб и ошибок», разовым отказом от командно-административной системы без какой – либо выработанной концепции и в результате разгул коррупции, произвол местных властей, и т.д. и т.п. Сейчас исполнительные органы стали единственными властными структурами, влияющими на экономику.Государство расширяет свою помощь малому предпринимательству. В соответствии с законом от 12 июня 1995 г. – это государственные программы поддержки, это признание фондов поддержки малого предпринимательства, это привлечение для оказания «услуг» государству, это производственно- техническая поддержка, это содействие образованию и деятельности союзов(ассоциаций) малого предпринимательства. Но зачастую все благие начинанияПравительства РФ, Президента РФ, Государственной думы, по более разумному регулированию тонут в «бюрократической системе» местных органов самоуправления. Например, Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» разрешает местным органам самоуправления на выбор установить порядок исчисления налога:1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации.В чем же разница между совокупным доходом и валовой выручкой? Сам законодатель определяет это в ст. 3 Закона.«2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование» т.д. и т.п. то есть все затраты.3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов»[16]. И областная дума, во главе с господином Давыдовым В.Ф., принимает Постановление «О введении упрощенной системы учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области» от 21.11.96. №596. В данном Постановлении говорится: «1. Установить для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территорииЧелябинской области, объект обложения единым налогом организаций - валовую выручку, полученную за отчетный период»[17]. Таким образом, органы местного самоуправления «поддерживают» предпринимателя. Данное постановление было принято просто «для галочки» так как реально ни один предприниматель не будет выплачивать сначала стоимость патента, а потом еще и 10% от валовой выручки, так как ранее принятая система налогообложения является более мягкой по отношению к предпринимателю.Источники предпринимательского права. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Конституция РФ закрепляет основополагающие начала предпринимательского права. Гражданский кодекс РФ содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе субъектов предпринимательской деятельности, правовом режиме имущества предпринимателей, об обязательствах, возникающих из договоров, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельностиФедеральные законы(законы РФ, Законы РСФСР).Законы, определяющие состояние рынка, напр., ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»Законы, регулирующие порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, напр., ФЗ «О рекламе», ФЗ «О связи».Законы, определяющие правовое положение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, напр., ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О финансово-промышленных группах».Законы, содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности, напр., ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».Иные законы, регулирующие предпринимательские отношения, напр., ФЗ «О несостоятельности (банкротстве», ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».Подзаконные нормативно-правовые акты указы Президента РФ, напр., Указ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», Указ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».Постановления Правительства РФ, напр., Постановление «О федеральной программе развития экспорта», Постановление, утвердившее «Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ».Акты федеральных органов исполнительной власти, напр., «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. приказом Минфина РФ, «Правила сертификации работ и услуг в РФ», утв. Постановлением Госстандарта РФ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ. Акты органов законодательной власти напр. Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве», Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском а.о.».Акты высших органов исполнительной власти, напр., распоряжение Мэра Москвы «Об утверждении положения о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы», Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Положения о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих».Нормативные акты иных органов исполнительной власти (департаментов, палат, комитетов и т.д.) напр., Письмо Московской лицензионной палаты «О перечне видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Московской лицензионной палатой».НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Локальные нормативные акты, применяемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования своей предпринимательской деятельности, напр., приказ об учетной политике организации

Информация о работе Шпаргалка "Экономика"