Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:36, шпаргалка
Ответы на гос.экзамен(экономист)
Вопрос 68. Внешняя среда предприятия. Общая характеристика внешней среды предприятия. Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.Внешнюю среду подразделяют на: - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории. - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Вопрос 69. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности.
Вопрос 71. Источники финансирования - это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а так же список экономических субъектов, которые могут предоставить эти финансовые средства. Основа стратегии финансирования проекта заключается в разработке схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов. Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования: - Финансирование из внутренних источников. - Финансирование из привлеченных средств. - Финансирование из заемных средств. - Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование. Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.
Реинвестирование прибыли - это наиболее приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.Особенности внешних источников финансирования: 1. Привлеченные инвестиции: - инвестору интересны высокая прибыль и сама компания; - инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции; - доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании. 2. Заемные инвестиции: - компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа; - заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен; - компания платит за полученный заем проценты; - компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников); - если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии; - после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются. При осуществлении стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников: - продажа доли финансовому инвестору; - продажа доли стратегическому инвестору; - венчурное финансирование; - публичное предложение ценных бумаг (IPO); - закрытое (частное) размещение ценных бумаг; - выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки); - банковские кредиты, кредитные линии, ссуды; - коммерческий (товарный) кредит; - государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит); - облигационный заем; - проектное финансирование; - страхование экспортных операций; - лизинг; - франчайзинг; - факторинг; - форфейтинг; - гранты и благотворительные взносы; - соглашение об исследованиях и разработках; - государственное финансирование; - выпуск векселя; - взаимозачет; - бартер; - другие. Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты. Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Выделяются два типа долевых инвесторов. Инвестор финансового типа: - стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта; - не стремится к приобретению контрольного пакета; - не стремится сменить менеджмент компании; - предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет; - обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров. В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций. Инвестор стратегического типа: - стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности; - стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании; - активно участвует в управлении компанией; - в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей; - «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками. При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом. Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями. Объект вложения средств инвесторов – конкретный инвестиционный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств. Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную так называемую проектную компанию. Источник возврата вложенных средств – прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов). В рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).Отсутствие типичного для банков инструмента гарантий (это не исключает получение ряда гарантий на разных этапах проекта), основная гарантия – будущий денежный поток (cash flow). При проектном финансировании для инвесторов могут использоваться следующие гарантии: - залоги всех денежных поступлений проектной компании в пользу кредиторов; - договор управления проектом для обеспечения надлежащей эксплуатации; - право кредитора на его вступление в наиболее существенные договоры и права по проекту; - гарантированные договоры по обеспечению сырьем; - гарантированные договоры по сбыту продукции; - договоры на техническую поддержку и профилактический ремонт; - пакет страховочных гарантий; - договор концессии/передачи; - возможные государственные инвестиционные льготы (льготное налогообложение, освобождение от импортных пошлин); - механизмы для исключения рисков конвертации и перевода валюты. Для обеспечения полного финансирования проекта могут использоваться следующие гарантии: - юридические гарантии; - резервные фонды; - залоги, депозиты на специальных счетах; - банковские гарантии и поручительства; - резервные кредиты поддержки; - контракты с фиксированной ценой; - банковские счета с особым режимом (в том числе аккредитивы); - обязательства учредителей (спонсоров) по дополнительным взносам в капитал проектной компании; - cтрахование кредитов от риска непогашения, проектных активов и грузов от риска потери, страхование прибыли, ответственности разработчиков проекта, строительных и других рисков; хеджирование. Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы. В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.
Вопрос 72. «Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);Последняя модель применяется в случае, если рынок контрагента ограниченный. Например, в случае если число потребителей сильно ограничено, целесообразно применить модель, ориентированную на клиента или клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».В большинстве же случаев распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.
Вопрос 73. Внутрифирменное предпринимательство. В развитой рыночной экономике в последнее время наблюдается становление внутрифирменного предпринимательства, сущность которого состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе всемерного проявления творческой предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов. Как показывает опыт, внутрифирменное предпринимательство может развиваться, если творческие работники фирмы (отдельные подразделения) «обеспечиваются» со стороны руководства фирмы следующими условиями, позволяющими всесторонне проявить свой инновационный характер деятельности: во-первых, свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта; во-вторых, самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда; в-третьих, возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта; в-четвертых, распоряжение частью прибыли, полученной о реализации личного проекта; в-пятых, принятие на себя части риска при осуществлении проекта. Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения — венчурные группы, отделы нововведений и др. Первое слагаемое создаваемой сети — формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей. Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов. Но чтобы использовать эти фонды и источники финансовых средств, внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы, Правда, по российскому законодательству акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом для организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета. Интерес представляет механизм создания системы мелких предприятий как основы реорганизации японской компании «Омрон» с целью создания сети отдельных фирм, ориентированных на главные рынки фирмы. Руководство компании ставило главной целью стимулирование духа предпринимательства в создаваемых малых и средних компаниях, действующих в рамках большой компании. Так, в рамках одного из крупнейших подразделений компании «Омрон», сделки которого составляли около 70% всех продаж компании, было создано 11 мелких внутренних фирм; в целом внутри компании «Омрон» было создано 20 мелких фирм — 20 компаний риска в рамках единой большой компании. Они были названы подразделениями стратегического бизнеса и наделены правом осуществлять любую деятельность — от исследовательских работ и изобретательства до выпуска продукции на внутренний рынок, а в отдельных случаях — на внешний рынок. Низовым предприятиям предоставлено право в меру своих способностей заниматься краткосрочным планированием, усовершенствованием уже созданных товаров и разработкой новых. Руководитель внутреннего (низового) предприятия стал нести ответственность не только за прибыль и убытки, но за общий объем продаж, следить за поступлением наличных платежей, за всеми нюансами бухгалтерского баланса. На руководителя низового подразделения возлагаются обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки, поэтому низовым подразделениям не оставалось ничего другого, как стать предприятиями риска. В практику деятельности внедрились принципы «Реагировать немедленно!» и «Действовать молниеносно!». Развитие внутрифирменного предпринимательства, введение трех главных линий менеджмента (изучать запросы покупателя, по достоинству оценивать каждого работника, поощрять дух соревновательности) позволили компании добиваться устойчивых успехов.
19
Вопрос 75. Методы регулирования предпринимательской деятельности. Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно – правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия»[7]. Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит:«Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.По содержанию, общий государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности».По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежит Министерству экономики РФ.Министерство экономики:. «Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, прогноза социально – экономического развития РФ, регионов, отраслей, секторов экономики;. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;. анализирует экономическое положение страны, основные тенденции проведения экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;. организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику, меры по стимулированию инвестиционной активности. формирует объем и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;. участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства, социальной политики;. вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;. лицензирует деятельность лизинговых компаний;. организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества». Также для государственно-правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности используются различные средства. К их числу Ю.А. Тихомиров относит:1. «нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);2. официальное признание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности(регистрация, лицензирование и т.д.);3. определение порядка ведения хозяйственной деятельности;4.
установления нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;5. организация поддержки предпринимательской деятельности;6. контроль за соблюдением законности;7. введение запретов и санкций за отступление от нормативов».Одним из методов административно-правового регулирования, является налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Остальные законы посвящены видам налогов. В РФ 15 видов федеральных налогов, а также существует более 20 видов местных налогов. Субъектам федераций даны обширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные органы могут вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных налогов. В целях ослабления налогового бремени для производителя, для того чтобы поддержать отечественного производителя, был издан Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговой политики». Данный Указ предусматривает ряд мер: а) уменьшение количества налогов; б) снижение на 10-20% уровня ставок взимаемых с предприятия основных налогов; в) введение ограниченного перечня продовольственных товаров, обложение которых налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г) уменьшение количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгий порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями ЗаконовРоссийской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям»[12]. Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы. Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано вЗаконе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России.Государственные органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный вид регулирования осуществляетГоскомсанэпиднадзо