Школы экономической теории неоконсервативной ориентации в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Рассмотривается такой феномен как «неоконсервативная революция», имевший место в развитых странах Запада в последние десятилетия XX века. Будут рассмотрены основные концепции неоконсервативной направленности, разработанные в США на рубеже 1970 - начале 1980-х гг., их основополагающие идеи и практические рекомендации, а также оценка возможностей их реализации и фактических итогов применения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. «Консервативная контрреволюция» 3
Глава 2. Монетаризм 5
2.1. Чикагская школа монетаризма. Милтон Фридмен 5
2.2. Основные идеи монетаризма Фридмена 8
2.3. Оценка теории монетаризма 12
Глава 3. Теория рациональных ожиданий 13
3.1. Сущность теории рациональных ожиданий 13
3.2. Недостатки теории рациональных ожиданйи 16
Глава 4. Экономическая теория предложения 17
4.1. Суть теории 17
4.2. Теории безработицы и инфляции 19
4.3. Особенности концепции экономического роста 21
4.4. Проекты налоговой реформы 22
4.5. Эффект Лаффера 24
4.6. Оценка теории предложения 25
Заключение 26

Работа содержит 1 файл

МКР.docx

— 91.73 Кб (Скачать)

 

    1. Эффект Лаффера

 

Значительное снижение налоговых  ставок должно теоретически вызвать  сокращение объема государственных  доходов, а значит, приведёт к дефициту государственного бюджета. Чтобы не допустить этого, сторонники теории предложения считают необходимым  одновременно резко сократить уровень  государственных расходов, прежде всего  на социальные нужды. В долгосрочном плане они рассчитывают, что результатом  сокращения налоговых ставок явится не уменьшение, а увеличение общих  налоговых поступлений. Таким образом, долгосрочным последствием снижения налоговых  ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что  поможет стабилизации инфляционного  процесса.

Для объяснения такого эффекта  используется так называемая кривая Лаффера.

Согласно концепции американского  экономиста А. Лаффера, между величиной налоговой ставки и поступлениями от налогообложения в государственный бюджет существует сложная нелинейная зависимость. Первоначально при увеличении ставки налога доход государства увеличивается (на графике – движение от 0 до точки А).

 


 

 

           A

       Тa

 

 

       Tb                                                                               B

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                  

    0

 

При некотором оптимальном  размере налоговых ставок обеспечиваются максимальные поступления в государственный  бюджет. Однако в случае дальнейшего  повышения налоговых ставок стимулы  к труду и предпринимательству  падают (движение от А к В), а при 100% налогообложении, что можно представить в основном как абстракцию, доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. В реальной действительности при высоких налогах люди, конечно, не перестанут работать и зарабатывать себе на жизнь, но начинают скрывать от государства свои доходы, и, таким образом, начинает разрастаться теневая экономика. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% дохода в качестве налогов провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Другими словами, согласно идее эффекта Лаффера, в долгосрочной перспективе снижение чрезмерно  высоких налогов обеспечит, с  одной стороны, рост сбережений, инвестиций, занятости, следовательно, размера  совокупных доходов, подлежащих налогообложению (больше продукции — больше налогов). Высокие же налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. С другой стороны, будет сокращаться теневой сектор в экономике, поскольку люди будут предпочитать платить разумные налоги, а не вступать в конфликт с законом. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объём государственных доходов, уменьшится дефицит бюджета, произойдёт ослабление инфляции и ускорение экономического роста.

Сторонники этой теории считают, что снижение налоговых ставок должно быть предусмотрено главным образом  на высокие доходы и прибыли корпораций (поскольку именно получатели крупных  доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые  ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды.

Следует отметить, что «эффект  Лаффера», по мнению его автора, проявляется  лишь в случае нормального функционирования свободных рыночных механизмов.

Эффект Лаффера занимает в теории предложения исключительно  важное место. Именно через него проходит в сущности единственная линия связи  между концепцией налогового регулирования, находящейся в центре этой теории, и принципом равновесия государственного бюджета, который, вспомним, лежит в  основе концепций инфляции и экономического роста. «Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту  государственных доходов, - подчеркивает американский экономист С. Руссо, - играет решающую роль в теории предложения».

Иллюстрируя действие механизма "эффекта Лаффера", сторонники экономической теории предложения  настоятельно рекомендовали администрации  США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.

 

    1. Оценка теории предложения

 

Экономическая теория предложения  ориентирует на стимулирование широкой  частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических  проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение  привилегий корпорациям. Только через  стихийный рыночный механизм и всемерное  повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное  использование ресурсов и стимулировать  спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния  экономики, предлагается устранить.

То, что фактор спроса фактически оказался выведенным из рамки теории, а также настойчивые призывы сэплайсайдеров навсегда покончить с антициклическим регулированием экономики вызвали в мировой экономической науке далеко не однозначную реакцию.

Экономическая теория предложения  вызвала резкую критику со стороны  известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем  преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной  политике». Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом «будет отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом».

В 80-е гг. теория "экономики  предложения" нашла практическое применение в развитых странах. Начало положила налоговая реформа администрации президента Рейгана в США (в 1982-1984 гг. председателем Совета экономических консультантов при президенте был М. Фелдстайн). В ходе этой реформы максимальная ставка налога на корпоративную прибыль была снижена с 46 до 34%, а максимальная ставка индивидуального подоходного налога - с 70 до 28% с резким уменьшением прогрессивности, также в этой реформе предусматривалось предоставление налоговых льгот промышленности. Реформа стимулировала экономическое развитие США, поэтому аналогичные реформы стали проводиться в других развитых странах. Во всех этих странах произошло сокращение льгот по налогу на прибыль, однако система льгот, хотя и в урезанном виде, сохранилась, особенно льготы на инвестиционные и научно-исследовательские расходы, а также ускоренная амортизация.

Одновременно рассчитывали ослабить действие инфляционных факторов, стабилизировать цены. Однако надежды  не оправдались. Практический эффект теории оказался намного ниже рекламируемого. Если рекомендации по устранению препятствий  свободной предпринимательской  инициативы, развязыванию рыночных сил  способствовали оживлению экономической  конъюнктуры после экономического спада на рубеже 80-х годов и  последовавшего затем циклического подъема, а налоговая реформа 1981 года несколько стимулировала деятельность корпораций, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике. "Отцы" рейганомики, ориентировавшиеся на рекомендации монетаристов и сторонников экономики  предложения, вынуждены были вскоре отказаться от полного прекращения  антициклических регулирующих мероприятий  со стороны государства, системы  неограниченных валютных ресурсов.

Низкую практическую эффективность  экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения  ресурсов и заслуживает большого внимания, авторы теории не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась. Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики.

В 1983 году в США Федеральная  резервная система вновь вернулась  к краткосрочному антициклическому регулированию процентных ставок, производства и занятости. В этом повороте просматриваются мероприятия кейнсианского характера. Тем более это проявляется в отношении бюджетного дефицита.

 

Заключение

 

Фактически с момента  своего возникновения, неоконсервативные  взгляды подвергались жесткой критике. Все предостережения по поводу пробелов в этих концепциях хотя и побудили политиков проявлять известную осторожность в отношении положений неоконсерватизма, но не помешали им сделать выбор в его пользу. В 80-е годы ряд принципов монетаризма и теории предложения был положен в основу экономической политики правительств США, Великобритании и других развитых стран. Тем самым экономика и политика последнего десятилетия дают достаточно оснований для оценки реальной значимости неоконсерватизма.

       Оказалось, что в практическом отношении входящие в него концепции отнюдь не равноценны. Высветились крайности, предложения, малопригодные для реальной экономической политики (демонтаж системы государственного социального обеспечения, отказ от антициклического регулирования и др.), на которые не откликнулось ни одно консервативное правительство. Кроме того, среди рекомендаций неоконсерваторов обнаружились и такие, что на практике дали эффект, ниже ожидавшегося. Например, развитие экономики США в 80-е годы показало, что «эффект Лаффера» оказался недостаточным для преодоления бюджетного дефицита, хотя условия этого эффекта были соблюдены (консервативная направленность налоговой политики, действенное антиинфляционное регулирование и ряд других мер). В то же время выявились не учтенные неоконсерваторами резервы регулирования, мобилизация которых позволила американскому государству снизить темп инфляции, ускорить экономический рост и придать ему новое качество. Вопреки доводам представителей теории предложения, оно сумело это сделать в условиях хронического федерального дефицита.

Практика развитых стран  подтвердила, что в неоконсервативных  концепциях есть немало реалистических моментов. Речь идет о новых научных  результатах, уточнении или опровержении известных положений применительно  к условиям современной экономики. Главная заслуга неоконсерваторов состоит в том, что они точнее, чем представители других течений  мировой экономической мысли, разработали  диагностику наиболее сложных и  запутанных болезней экономики развитых стран 70-х годов. Для этого понадобились содержательные исследования проблем  безработицы, инфляции, экономического роста, денежного обращения, государственных  финансов и т.п. Именно неоконсерваторы  доказали необходимость перестройки  системы государственного регулирования  экономики, сложившейся в этих странах  в послевоенный период. Они верно  уловили, что магистраль такой перестройки  проходит через всемерную мобилизацию  созидательного потенциала рынка, максимальное использование его возможностей. Большую ценность имеют и конкретные разработки, касающиеся, в частности, инфляционных ожиданий, налогового стимулирования производственного накопления, разграничения  функций денежной и бюджетной  политики.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. А. В. Холопов. История экономических учений; 2-е изд., дополненное., «Эксмо», 2009 г.
  2. Всемирная история экономической мысли (гл. ред. В.Н. Черковец), том 5 «Теоретические и прикладные концепции развитых стран Запада»; Москва, «Мысль», 1994 г.
  3. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.
  4. История экономических учений: (современный этап); под ред. А.Г. Худокормова.  М.: ИНФРА-М, 1998.
  5. История экономических учений; под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – Гл. 32-34.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. http://www.i-u.ru – электронная библиотека (Русский гуманитарный интернет-уриверситет)
  2. http://www.istorya.ru/ - Всемирная история
  3. http://economuch.com/ - электронная библиотека (книги по экономике и экономической теории)
  4. http://polbu.ru/borisov_econtheory/ch29_i.html - Е.Ф. Борисов. Хрестоматия по экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Школы экономической теории неоконсервативной ориентации в США