Школы экономической теории неоконсервативной ориентации в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Рассмотривается такой феномен как «неоконсервативная революция», имевший место в развитых странах Запада в последние десятилетия XX века. Будут рассмотрены основные концепции неоконсервативной направленности, разработанные в США на рубеже 1970 - начале 1980-х гг., их основополагающие идеи и практические рекомендации, а также оценка возможностей их реализации и фактических итогов применения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. «Консервативная контрреволюция» 3
Глава 2. Монетаризм 5
2.1. Чикагская школа монетаризма. Милтон Фридмен 5
2.2. Основные идеи монетаризма Фридмена 8
2.3. Оценка теории монетаризма 12
Глава 3. Теория рациональных ожиданий 13
3.1. Сущность теории рациональных ожиданий 13
3.2. Недостатки теории рациональных ожиданйи 16
Глава 4. Экономическая теория предложения 17
4.1. Суть теории 17
4.2. Теории безработицы и инфляции 19
4.3. Особенности концепции экономического роста 21
4.4. Проекты налоговой реформы 22
4.5. Эффект Лаффера 24
4.6. Оценка теории предложения 25
Заключение 26

Работа содержит 1 файл

МКР.docx

— 91.73 Кб (Скачать)

Своеобразие их позиции заключается  в том, что главным фактором роста  безработицы считается система  государственного социального обеспечения. Во-первых, в ней усматривают причину  ослабления стремления незанятых к  поиску рабочих мест, а соответственно, и деформации свободного рынка работы, увеличения «естественной» нормы безработицы. Во-вторых, с социальными программами связывается рост расходов государственного бюджета, что, в свою очередь, требует довольно высоких ставок налогообложения. Уровень реальных доходов после уплаты налогов отклоняется от значения, характерного для свободного рынка работы, уменьшая привлекательность занятости и заработной платы в сравнении с праздностью. Возникает эффект замены, когда все больше людей, не удовлетворенных своими реальными доходами, добровольно переходят в разряд безработных. Распределение ресурсов становится неоптимальным, в частности искусственно занижается предложение труда. Получается, что высокие налоги удваивают отрицательный эффект пособий по безработице и других форм социального обеспечения. В связи с этим центральную идею теории предложения А. Лаффер выразил следующим образом: «…Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Работая, они думают о том, что останется после уплаты налогов».

Кроме того, государственные  расходы на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой  и сберегаемой частями денежных доходов. Рассчитывая на помощь государства, люди смело тратят свой текущий доход, а склонность к сбережениям сокращается. В результате увеличивается доля текущего потребления, происходит снижение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшается объем кредитных ресурсов и источников накопления, что вызывает замедление экономического роста и отрицательно влияет на занятость.

Анализируя экономику  Запада 70-х гг., «сэплайсайдеры» («supply-side economics» - экономическая теория, рассматривающая экономику со стороны предложения) предлагали следующие способы решения проблем безработицы. Поскольку в большинстве развитых стран она является преимущественно продуктом кейнсианского регулирования (меньше «естественной» нормы), прекращение такого регулирования должно привести к временному увеличению ее вплоть до «естественной» отметки. Ну а затем, обещали создатели теории предложения, под влиянием радикальной перестройки социальной политики и налоговой реформы в полную силу заработает механизм рынка и труда. Начнется понижение безработицы до равновесного уровня.

Как видно, идеи теории предложения  органически вливаются в общий  поток объяснения неоконсерваторами  механизма безработицы. Отметим, что  если монетаристами представлены экономические  доказательства негативного воздействия  на занятость со стороны кейнсианской политики, то с доводами теории предложения  дело обстоит иначе. Ее сторонники пока не располагают надежными эконометрическими  свидетельствами того, что государственные  социальные программы действительно  отрицательно влияют на выбор занятых  между сохранением рабочих мест и праздностью.

Представители теории предложения  в основном поддерживают монетаристскую версию инфляции. Особенности их понимания этого явления выражаются в оценке степени важности различных факторов непредвиденной инфляции и роли денежной политики в ее устранении.

В отличие от монетаристов, создатели теории предложения считают  главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и действия государства, которые  вызывают неожиданные колебания  издержек производства (разные финансовые санкции, требования осуществлять капиталовложение с целью охраны окружающей среды  и т.п.). В непредвиденном повышении  цен они видят способ компенсации  предпринимателями этих негативных эффектов.

Существенны их расхождения  и по вопросу о бюджетном дефиците. Монетаристы занимают здесь спорную позицию.С одной стороны, продолжая неоклассическую традицию, выступают в целом против дефицита, усматривая в нем фактор непредвиденной инфляции. С другой стороны, из этого правила делается исключение: дефицит, считают монетаристы, не представляет серьезной опасности для экономики в том случае, когда его размеры и способы финансирования не противоречат установке М.Фридмена на стабилизацию темпа роста предложения денег. Иными словами - дефицит, разумеется, зло, и лучше, если его нет. Но раз он все-таки существует, зло надо обратить в благо, превратив покрытие дефицита один из инструментов долгосрочного денежного регулирования, имеющего антиинфляционную направленность.

Теоретики монетаризма верят  в то, что операции центрального банка с государственными ценными бумагами (а они вместе с учетной ставкой и нормой обязательных резервов в значительной мере определяют реальную динамику денежной массы) можно уложить в русло правильное (по монетаристским канонам) денежной политики. Они убеждены - государство способно подчинить бюджетную политику денежной и должно это сделать; решения о финансировании дефицита ему следует принимать с постоянной оглядкой на монетаристский регламент денежного регулирования, бдительно следя за тем, чтобы ни в коем случае его не нарушить.

Представители теории предложения  полностью отбрасывают дефицит, они выступают за сбалансированный бюджет, оздоровление финансов. По их мнению, монетаристы преувеличивают способность государства контролировать циркуляцию денег и управлять ею. На практике денежная политика часто является орудием кейнсианского регулирования кредита, производства и занятости и не предусматривает стабилизации денежных агрегатов, как того требует М. Фридмен. Тем более сомнительны их надежды на преобразование бюджета всего лишь в инструмент денежной политики. Сторонники теории предложения советуют государству полностью перекрыть бюджетный канал непредвиденной инфляции, изменять предложение денег другими путями, минуя дефицит. Они выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику. Ведь один из устоев теории предложения - твердая убежденность в высокой эффективности налогового стимулирования экономики.

Недоверие создателей теории предложения к государственным  органам, проводящим денежную политику, скептицизм в отношении их способности финансировать дефицит в рамках монетаристской денежной стратегии, не допуская непредвиденной инфляции, указывает на то, что по проблемам бюджета они занимают более реалистическую позицию, нежели монетаристы.

 

    1. Особенности концепции экономического роста

 

Если в концепциях безработицы  и инфляции представители теории предложения лишь дополняют монетаристские версии, то проведенный ими анализ проблем экономического роста носит  оригинальный характер. Здесь теория предложения имеет приоритет, поскольку  монетаризм не имеет в своем распоряжении собственной разработки вопросов экономической  динамики.

Как и другие элементы неоконсерватизма, концепция экономического роста  отличается критической направленностью  и сконцентрирована на исследовании факторов, которые препятствуют развитию экономики. Широко используется традиционный для неоконсерваторов «метод противопоставления»: дискредитация, например, кейнсианского регулирования или социальной политики государства расценивается как решающий аргумент в пользу собственной версии, которая наделяется качествами единой альтернативы, имеющейся в распоряжении современного общества. Центральное место в концепции принадлежит проблеме сбережений. В нехватке последних усматривается главная непосредственная причина замедления экономического развития. Очевидно, что такой подход к сбережениям диаметрально противоположный принципам кейнсианства.

 Дефицит сбережений, в свою очередь, обусловлен несовершенством налоговой системы. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста. Когда уменьшаются реальные доходы, которые остаются после налогообложения, начинает действовать механизм сокращения личных сбережений, подрывая финансовую основу накопления. В том же направлении, утверждают сэплайсайдеры, действует социальная политика государства, которая не только стимулирует рост текущего потребления за счет сбережений, но и вызывает снижение предложения труда, увеличение безработицы, уменьшение объема трудовых доходов, а следовательно, и сбережений.

Заботясь о тех, кто  получает монопольные прибыли, о  получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших  требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов. Такие меры рассматриваются  как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных  условий для поддержания деловой  активности на основе неограниченного  рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного  темпа экономического роста.

Немалый урон экономическому развитию наносит инфляция, провоцируя повышение номинальных процентных ставок, ограничивая доступ предпринимателей к источникам кредита. Когда же инфляция переплетается с непомерно высоким  налогообложением прибыли, вероятно падение  дивидендов, побуждающее акционеров воздерживаться от вложений капитала. Давит и дополнительный инфляционный налог - сумма налоговых платежей корпораций становится равной обычному налогу, умноженному на темп инфляции. Наконец, как убедительно доказали сэплайсайдеры, в условиях постоянного  увеличения темпа роста цен возрастает продолжительность жизни основного  капитала, повышается доля устаревшего  оборудования, что тормозит освоение достижений НТП и замедляет экономический  рост.

Исходя из этих представлений, сэплайсайдеры предлагают правительствам покончить с кейнсианской боязнью  сбережений, способствовать их увеличению посредством налоговой реформы, сокращения государственных социальных расходов, устранения бюджетных дефицитов. Определенное значение предоставляется  и стимулированию производства с  помощью политики ускоренной амортизации. Такие меры расцениваются как  средство преодоления деформации рыночных процессов, ключ к решению проблемы ускорения экономического роста.

 

    1. Проекты налоговой реформы

 

Выводы концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики, выдвинутый в качестве альтернативы кейнсианской экономический политике.

И монетаристы, и сторонники теории предложения едины в требованиях  значительно уменьшить размеры  государственного бюджета (и его  долю в национальном доходе) главным  образом за счет экономии на затратах. В концепциях неоконсерватизма расходы  государства играют в целом пассивную  роль, не несут никакой регулирующей нагрузки. В их сокращении видят  лишь самый простой и верный путь к тому, чтобы отнять у государства  финансовые ресурсы, позволяющие ему  необоснованно вмешиваться в  экономические процессы. Если монетаристы  примерно так же подходят к налогам, то сторонники теории предложения, напротив, расценивают налоговую политику важнейший инструмент государственного регулирования.

Основным направлением радикальной  реформы системы налогообложения  считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должно более полно раскрыть возможности  рыночной системы. Такая точка зрения полностью расходится с кейнсианской политикой, одной из форм которой  есть управления совокупным спросом  с помощью манипулирования налоговыми ставками.

В налоговом разделе теории предложения предполагается, что  снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной эффективности. Например, большей мерой надо сократить  те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это касается налогов на доходы от капиталовложений. Тогда появляется возможность переместить  в производственную сферу те денежные ресурсы, которые раньше вкладывались в недвижимость, тратились на другие, не связанные с производством  цели. Существенная роль отводится  также реформе налогообложения  лиц с высокими доходами. Основной аргумент - это даст сильный эффект, потому что богатых отличает большая  склонность к сбережениям в сравнении  с бедными.

В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный  путь к решению многих проблем  современной экономики.

С налоговыми стимулами связывается  повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному  свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы  накоплений. Это поможет образованию  новых рабочих мест, причем, что  особенно важно, увеличение занятости  будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после изменения  налогообложения возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Объем личных сбережений увеличится настолько, надеются создатели теории предложения, что его хватит как  для частных инвестиций, так и  для финансирования временного бюджетного дефицита, который не исключен во время  перехода на консервативную экономическую  политику. Личные сбережения рассматриваются, как видно, в качестве своеобразного  запасного резервуара денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

Налоговая реформа принесет увеличение частных и кредитных  ресурсов, расширяя финансовую основу экономического роста, устранит вредный  для экономики перекос доходов  в сторону текущего потребления. Этот эффект, правда, считается возможным  лишь при условии, что изменения в налоговой структуре будет сопровождаться ограничительной денежной политикой, отвечающей рекомендациям монетаристских теоретиков. Только тогда можно рассчитывать на ослабление инфляционных ожиданий, а в перспективе - на появление дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста доходов, чем к его потреблению.

Информация о работе Школы экономической теории неоконсервативной ориентации в США