Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить направления снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии.
Задачи:
- изучить теоретические основы себестоимости продукции,
- провести анализ себестоимости и резервов её снижения на исследуемом предприятии,
- определить направления снижения себестоимости продукции на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы ее снижения…………………………………………………………………………..7
2 Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции…….13
3 Планирование снижения себестоимости продукции………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………...37
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство [9, с.314].
3.
Изменение объема и структуры
продукции, которые могут привести
к относительному уменьшению условно-постоянных
расходов (кроме амортизации), относительному
уменьшению амортизационных отчислений,
изменению номенклатуры и ассортимента
продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные
расходы не зависят непосредственно от
количества выпускаемой продукции. С увеличением
объема производства их количество на
единицу продукции уменьшается, что приводит
к снижению ее себестоимости. Относительная
экономия на условно-постоянных расходах
определяется по формуле:
ЭП
= (Т х ПС) / 100, (1.2)
где ЭП - экономия условно-постоянных расходов
ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году
Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным
годом [5, с.311].
Относительное
изменение амортизационных отчислений
рассчитывается особо. Часть амортизационных
отчислений (как и других затрат на производство)
не включается в себестоимость, а возмещается
за счет других источников (спецфондов,
оплаты услуг на сторону, не включаемых
в состав товарной продукции, и др.), поэтому
общая сумма амортизации может уменьшиться.
Уменьшение определяется по фактическим
данным за отчетный период. Общую экономию
на амортизационных отчислениях рассчитывают
по формуле:
ЭА
= (АОК / ДО - А1К / Д1)
х Д1, (1.3)
где ЭА - экономия в связи с относительным снижением
амортизационных отчислений,
А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном
году,
К - коэффициент, учитывающий
отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году,
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда [8, с.296].
4.
Улучшение использования
5.
Отраслевые и прочие факторы.
К ним относятся: ввод и
Значительные
резервы заложены в снижении расходов
на подготовку и освоение новых видов
продукции и новых
ЭП
= (С1 / Д1 - С0
/ Д0 ) х Д1
, (1.4)
где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства,
С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года,
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов.
При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы [1, с.188].
Если
изменения величины затрат в анализируемый
период не нашли отражения в
Выявленные
в результате анализа факторы
снижения себестоимости и резервы
необходимо суммировать в окончательных
выводах, определить суммарное влияние
всех факторов на снижение общей величины
затрат на единицу продукции.
2 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ
И ФАКТОРОВ СНИЖЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» является одним из крупнейших холодильников в Республике Беларусь.
Хладокомбинат занимается заготовкой, хранением и реализацией мясомолочной продукции, тем самым обеспечивает торговлю и общественное питание столицы мясными и молочными продуктами в широком ассортименте.
Хладокомбинат выполняет функции крупнейшей товаропроводящей сети, обеспечивает целостность системы, является опорой потребительского рынка, позволяет обеспечивать продовольственную безопасность города. Предприятие обеспечивает своевременность расчетов с сельхозпроизводителями за поставленную продукцию.
Основными видами деятельности предприятия являются оптовая торговля продуктами питания и производство: мороженого, сухого льда, углекислоты, булочно-кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, безалкогольных газированных напитков и питьевой воды.
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» по своему потенциалу, количеству, ассортименту реализуемой и качеству выпускаемой продукции является одним из крупнейших холодильников, создающий запасы мясомолочной продукции для населения г. Минска, и производитель мороженого в республике.
Структура реализуемой продукции предприятием выглядит следующим образом:
48%
- мясо и мясопродукты в
47% - молокопродукты, в т.ч. масло животное – 12%, сыры сычужные – 14,5%, мороженое – 19%, молочные консервы – 1,5%;
5% - прочие товары (майонез, пельмени, напитки газированные, углекислота, булочно-кондитерские изделия и др.).
Динамика структуры капитала ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» за 2008-2010 гг представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Структура капитала ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» за 2008-2010 гг, млн. руб.
Показатель | 2008 | Уд.вес, % | 2009 | Уд.вес, % | 2010 | Уд.вес, % | Темп роста, % | |
2009/2008 | 2010/2009 | |||||||
Всего имущества (активов) | 59223 | 100,0 | 62928 | 100,0 | 68988 | 100,0 | 106,3 | 109,6 |
В т.ч.
внеоборотный капитал |
32815 | 55,4 | 33417 | 53,1 | 34918 | 50,6 | 101,8 | 104,5 |
Из
него
основные средства |
20115 | 61,3 | 21588 | 64,6 | 20796 | 59,6 | 107,3 | 96,3 |
Оборотный капитал | 26408 | 44,6 | 29511 | 46,9 | 34070 | 49,4 | 111,8 | 115,4 |
Из таблицы 2.1 видно, что наибольший удельный вес в общем объёме имущества (активов) ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» занимает внеоборотный капитал: в 2008 г – 55,4 %, в 2009 г – 53,1 %, в 2010 г – 50,6 %. Общая сумма активов предприятия в 2009 г возросла по сравнению с 2008 г на 6,3% и составила 62928 млн. руб., в 2010 г – на 9,6% и составила 68988 млн. руб. Это является положительным моментом в деятельности исследуемого предприятия.
Основные экономические показатели деятельности ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» за 2008-2010 гг представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Динамика основных экономических показателей деятельности ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» за 2008-2010 гг, млн. руб.
№ п/п | Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | Темп роста, % | |
2009/2008 | 2010/2009 | |||||
1 | Объём произведенной продукции | 85895 | 96708 | 126000 | 112,6 | 130,3 |
2 | Выручка от реализации продукции (без налогов) | 94615 | 100951 | 130255 | 106,7 | 129,0 |
3 | Себестоимость продукции | 84950 | 89068 | 117810 | 104,8 | 132,3 |
4 | Расходы на реализацию | 8400 | 9030 | 12711 | 107,5 | 140,8 |
5 | Прибыль от реализации продукции | 1265 | 2853 | -266 | 225,5 | -3119 млн.руб. |
6 | Прибыль отчётного года | 2200 | 3862 | 1412 | 175,5 | 36,6 |
7 | Чистая прибыль | 1720 | 2585 | 725 | 150,3 | 28,0 |
8 | Рентабельность продукции, % | 1,5 | 3,2 | 0,2 | +1,7 п.п. | -3,0 п.п. |
9 | Среднемесячная заработная плата одного работающего | 0,701 | 0,814 | 0,955 | 116,1 | 117,3 |
10 | Среднесписочная численность работающих, чел. | 150 | 155 | 156 | 103,3 | 100,6 |
11 | Производительность труда | 572,6 | 623,9 | 807,7 | 109,0 | 129,5 |
Информация о работе Себестоимость продукции предприятия и методика её планирования