Кроме того, в целях реализации мероприятий
программы по обеспечению временной занятости
работников предприятий, находящихся
в вынужденных отпусках, принят Указ Главы
государства от 26 июня 2009 г. №333 “О дополнительных
мерах социальной защиты населения”,
в соответствии с которым данной категории
граждан предоставлена возможность участия
оплачиваемых общественных
работах наравне с безработными и выплаты
им вознаграждений из средств, направляемых
на мероприятия по обеспечению занятости
Фондом социально защиты населения.
Среди мер, используемых для
защиты рабочих мест, наибольшее
распространение получили бюджетные
ссуды, выделяемые нанимателям
при организации и модернизации
этих мест сроком до трёх лет. Бюджетная
ссуда выдаётся беспроцентно на возвратной
основе сроком до трёх лет. Более того,
размер её не ограничен, величина устанавливается
исходя из разработанного бизнес-плана,
в котором обосновываются затраты на создание
рабочего места [
].
В целях содействия занятости
населения было принято решение
о предоставлении в безвозмездное
пользование зданий нежилых помещений
под оформленные договором обязательства
по созданию рабочих мест. При
этом не менее 50% их числа
должно быть использовано для
трудоустройства безработных граждан
по направлениям районных управлений
по труду, занятости и социальной
защите.
Одно из главных направлений
противодействия безработице –
стимулирование развития занятости
в сфере малого бизнеса. В
2009 г. по поддержке предпринимателей
осуществлены специальные меры,
упрощающие систему налогообложения
и снижающие налоговую нагрузку
для малого и среднего бизнеса.
Издан указ Президента Республики
Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 “О
некоторых мерах государственной поддержки
малого предпринимательства ”, определяющий
на конкурсной основе порядок и основные
механизмы государственной финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства,
инвестиционных проектов, а также инфраструктуры
за счёт средств, предусмотренных в соответствующих
государственных программах.
Особое внимание уделяется развитию
самозанятости граждан из числа безработных.
В частности, размер субсидии безработному
для организации предпринимательской
деятельности повышен до 11-кратной величины
бюджета прожиточного минимума, а при
организации предпринимательской деятельности
в малых городах и населённых пунктах
с устойчиво высоким уровнем безработицы
– до 15-кратной величины БПМ. Предоставлена
возможность оказания финансовой поддержки
в виде субсидии из средств Фонда социальной
защиты населения также безработным, организующим
частное унитарное предприятие, крестьянское
(фермерское) хозяйство.
В целях стимулирования переселения
семей безработных на новое
место жительства и работы
увеличен размер выплачиваемых
денежных средств каждому безработному,
переселяющемуся из города в
сельскую местность, с пяти- до
семикратной величины бюджета прожиточного
минимума. Только в 2009 г. на новое место
жительства и работы переселено 408 семей.
Немаловажное значение имеет
профессиональное обучение безработных.
Программой занятости населения
с 2009 г. предусмотрена организация
опережающего обучения работников,
находящихся под риском увольнения,
с целью дальнейшего их трудоустройства
на другие рабочие места, что
будет способствовать сохранению
кадрового потенциала субъектов
хозяйствования. При этом затраты
нанимателей на это компенсируется
за счёт средств Фонда социальной
защиты населения.
Важной мерой защиты и сохранения
рабочих мест молодёжи стал
пересмотр системы организации
нанимателями субсидированных рабочих
мест для молодёжи на возмездной
основе в рамках “Молодёжной
практики”. В целях стимулирования трудоустройства
молодёжи нанимателям, организующим молодёжную
практику, предусмотрены компенсации
затрат по оплате труда в размере минимальной
заработной платы и по уплате обязательных
страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения.
Результатом реализации всех
названных мер стало создание
168 тыс. рабочих мест, в том числе
19,6 тыс. – в сельской местности.
Около 2,7 тыс. безработных оказана
финансовая поддержка в организации
собственного дела, на профессиональную
подготовку и переподготовку
направлено около 25 тыс. чел., в
общественных работах приняли
участие 95 тыс. чел., в том числе
51 тыс. безработных [
].
Наиболее острой остаётся проблема
социальной поддержки безработных
граждан. Надо признать, что пособия
по безработице у нас невысокие.
В настоящее время их максимальный
размер с учётом ежемесячной
денежной компенсации – около
29 долл. США, минимальный – чуть
более 12 долл., средний в 2009 г.
равнялся 45 тыс. руб., или 17,9% БПМ.
Это обусловлено прежде всего привязкой
размера пособия к базовой величине, уровень
которой в течение длительного времени
не изменялся. На рассмотрении в Совете
Министров находится предложение о необходимости
повышения размера пособия по безработице,
подготовлено финансово-экономическое
обоснование его увеличения до прожиточного
минимума
[
].
Сегодня по-прежнему важными остаются
вопросы сохранения управляемой
ситуации на рынке труда, повышения
эффективности мер государственной
политики по обеспечению занятости
населения и противодействия
безработице.
К приоритетным следует отнести меры
по стимулированию создания новых рабочих
мест, включая и общеэкономические, и определяющие
спрос на рабочую силу:
- установление
системы льготного налогообложения и
кредитования субъектов хозяйствования
с целью формирования новых рабочих мест
в жизненно важных производствах и сфере
услуг, а также в районах с критическим
состоянием рынка труда;
- расширение
прямых бюджетных инвестиций в создание
и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных
и наукоёмких производствах и сфере услуг;
- обеспечение
экономической заинтересованности предприятий
в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных
на рынке труда (предоставление льгот
по платам в бюджет, дотации для формирования
специализированных рабочих мест и т.д.);
- активизация
создания временных рабочих мест на основе
общественных работ и развитие нестандартных
форм занятости с помощью мер, способных
экономически заинтересовать в этом субъекты
хозяйствования (снижение взносов на социальное
страхование за временных и частично занятых
работников; облегчение процедуры приёма
их на работу и т.д.) [
].
Построение
эффективной системы создания и
сохранения рабочих мест обусловливает
необходимость определения потребности
в них на среднесрочную перспективу.
Для этого следует:
- осуществить
на основе аттестации рабочих мест оценку
общей и дополнительной потребности в
них на среднесрочный период с учётом
отраслевых и региональных особенностей;
- разрабатывать
на каждом предприятии (в организации)
план-прогноз профессионально-квалификационной
структуры кадров с последующим согласованием
потребности производства в работниках
с возможностью профподготовки в рамках
системы профессионального образования,
а также профессионального обучения непосредственно
на производстве. В случае выявления недостатка
кадров составлять заказ-договоры (заявки)
нанимателей на их подготовку, при избытке
– заблаговременно (например, за год) уведомлять
службу занятости о численности рабочих
и специалистов, находящихся под угрозой
высвобождения, с целью принятия упреждающих
мер;
- на основе
данных организаций о потребностях в рабочих
местах разрабатывать отраслевые и региональные
программы их создания, которые будут
учитываться при разработке государственных
программ социально-экономического развития
страны, а также прогнозов профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров.
Стратегически
важным направлением является содействие
развитию малого бизнеса и индивидуального
предпринимательства, которое обеспечивает
более эффективное использование
рабочей силы в условиях постоянно
меняющегося спроса производства на
рабочие места , позволяет вовлечь в
него высвобождаемые ресурсы труда, а
также часть граждан из неформального
сектора.
В связи с этим одной из
главных задач становится обеспечение
благоприятных условий для малого
предпринимательства, устранение
административно-организационных ограничений
и барьеров, препятствующих его
становлению и эффективному функционированию.
Среди приоритетных мер следует
выделить повышение доступа субъектов
малого предпринимательства к
финансовым ресурсам, в первую
очередь за счёт упрощения
процедуры получения банковских
кредитов. Решение данной проблемы
предусматривает также комплекс
мер по стимулированию инвестиционной
активности субъектов малого
бизнеса на основе использования
таких инструментов, как льготное
обеспечение кредитными ресурсами,
привлечение малых предприятий
к выполнению заказов для государственных
нужд и т. д. [
].
Как
показал анализ, одним из наиболее
эффективных направлений политики
является совершенствование системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочей силы. Учитывая
отечественный и мировой опыт,
можно выделить увеличение масштабов
профессиональной подготовки и переподготовки
работников по конкретным заявкам нанимателей
на основе договорных форм профессионального
обучения кадров с гарантией последующего
трудоустройства.
Итак,
рассмотрев данный главу, можно сделать
следующие выводы:
- в целях стабилизации
ситуации на рынке труда Правительством
принят ряд антикризисных мер:
- организован
еженедельный мониторинг ситуации на
рынке труда;
- производится
сокращение свободных рабочих мест и вакантных
должностей;
- предоставляются
административные отпуска с частичным
сохранением (без сохранения) оплаты труда;
- осуществление
специальных мер по поддержке предпринимателей,
которые касаются упрощённой системы
налогообложения и снижения их налоговой
нагрузки, предоставления льготных кредитов
за счёт средств местных бюджетов, предусмотренных
программами государственной поддержки
малого предпринимательства и др.
- Основные
усилия в регулировании рынка труда Республики
Беларусь должны быть направлены не на
сохранение достигнутого уровня занятости,
а на совершенствование её структуры путём
активизации процесса создания рабочих
мест (особенно в сфере услуг – телекоммуникаций,
информационных, компьютерных, маркетинговых
и рекламных и др.). Росту занятости будет
способствовать также развитие социальной
инфраструктуры в сельской местности,
расширение малого бизнеса и предпринимательской
деятельности .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок
труда, как экономическая категория,
представляет собой очень важную
систему производственных отношений.
Это специфический рынок, так как объектом
контрактов на нём выступает сам человек.
Структура рынка труда представляет собой
совокупность составляющих его элементов
таких как: субъекты рынка труда; экономические
программы, решения и юридические нормы,
принятые субъектами; рыночный механизм
(спрос и предложение рабочей силы, цена
рабочей силы, конкуренция); безработица
и социальные выплаты, связанные с ней;
рыночная инфраструктура; и взаимосвязей
между ними.
Он
позволяет эффективно использовать
трудовой потенциал страны, обеспечивает
пропорциональность распределения
рабочей силы в соответствии со структурой
общественных потребностей, поддерживает
равновесие между спросом на труд
и предложением рабочей силы, содействует
формированию оптимальной профессионально-квалификационной
структуры, воздействует на условия
реализации личного трудового потенциала.
Формирование
рынка труда в Республике Беларусь
происходит с 1991 г. в условиях переходной
экономики. Характерными для него чертами
на сегодняшний день являются:
- временный
рост предложения, хотя в перспективе
предполагается его снижение из-за демографических
проблем; рост экономически неактивного
населения, а также напоминает о себе проблема
качества рабочей силы и развития внешней,
в том числе нелегальной, трудовой миграции;
- спрос формируют
организации государственной формы собственности,
в отраслевом разрезе доминируют промышленность
и сельское хозяйство, где 80% вакансий
предназначены для рабочих, причём качество
свободных мест и вакансий достаточно
низкое;
- модель ценообразования
является нестандартной, т.к. заработная
плата зависит от внешних факторов, надтарифная
часть превышает тарифную в оплате труда;
- для безработицы
характерен её невысокий официальный
уровень, однако особенностью является
наличие скрытой безработицы, намного
превышающей её официальные показатели;
безработица в Беларуси не является долгосрочной,
но характеризуется высокой долей женщин,
что говорит о том, что женщины более уязвимы
на рынке труда, чем мужчины;
- актуальна
проблема неэффективной занятости,
что находит выражение в сохранении и
поддержании предприятиями неэффективных
рабочих мест.