ГЛАВА
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУЬ
На современном этапе наиболее
важными являются вопросы сохранения
контролируемой и управляемой
ситуации на рынке труда, повышения
эффективности государственной
политики на рынке труда, позволяющей
сохранить высококвалифицированный кадровый
потенциал и повысить конкурентоспособность
рабочей силы. Реализация на практике
данных постулатов базируется на действенных
механизмах государственного регулирования
рынка труда, обеспечивающих последовательное
и полное выполнение государством взятых
на себя обязательств по повышению эффективности
использования трудовых ресурсов и соблюдению
социальных гарантий в социально-трудовой
сфере, в том числе в области социальной
защиты населения от безработицы.
Ситуация на рынке труда Беларуси
в 2005 – 2008 гг. характеризовалась
позитивной динамикой ослабления
напряженности и улучшения его
конъюнктуры, обусловленной ростом
спроса на рабочую силу при
снижении её предложения.
Согласно
официальным данным, объём предложения
рабочей силы увеличился с 297,7 тыс. в
2005 г. до 335,2 тыс. чел. в 2009 г. (см. рисунок
3.1).
Рисунок
3.1 – Динамика спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда
Примечание
– Источник: [
].
Динамика спроса на рабочую
силу в 2005 – 2008 гг. характеризовалась
устойчивой тенденцией роста.
Его количественный объём, включающий,
помимо создания новых рабочих
мест, вакансии, заявленные предприятиями
в службу занятости, увеличился
с 136,3 тыс. в 2005 г. до 213,4 тыс. чел. в 2008
г., или в 1,6 раза. Стабильность ситуации
на рынке труда была поставлена под угрозу
из-за последствий мирового финансово-экономического
кризиса, вследствие чего в 2009 г. произошло
снижение спроса на рабочую силу до 202,6
тыс. чел [
].
Конъюнктура рынка труда остаётся трудоизбыточной,
т.е. предложение превышает спрос на рабочую
силу, но дисбаланс между ними несколько
сократился (см. таблицу 3.1). На конец
2008 г. предложение превысило спрос в 1,5
раза, в то время как в 2005 г. – в 2,2 раза.
В 2009 г. увольнения работников отчасти
компенсировались заполнением имевшихся
на предприятиях и в службе занятости
вакансий. Число заявленных уменьшилось
с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец
декабря 2009 г., вследствие чего разрыв
увеличился до 1,7 раза.
Таблица
3.1 – Динамика объёмов спроса и
предложения рабочей силы на рынке
труда
Год |
Объём
предложения рабочей силы, тыс. чел. |
Объём спроса
на рабочую силу |
Превышение
предложения рабочей силы над
спросом, раз |
Всего,
тыс. чел. |
В том
числе |
Созданные
новые рабочие места, тыс. ед. |
Вакантные места,
заявленные в службу занятости, тыс.
ед. |
2000 |
299,1 |
102,9 |
70,2 |
32,7 |
2,9 |
2001 |
307,5 |
89,5 |
57,2 |
32,3 |
3,4 |
2001 |
332,1 |
89,2 |
64,8 |
24,4 |
3,7 |
2003 |
321,2 |
106,1 |
74,4 |
31,7 |
3,0 |
2004 |
289,0 |
139,2 |
104,7 |
34,5 |
2,1 |
2005 |
297,7 |
136,3 |
100,5 |
35,8 |
2,2 |
2006 |
309,3 |
164,6 |
119,8 |
44,8 |
1,9 |
2007 |
327,8 |
204,2 |
153,4 |
50,8 |
1,6 |
2008 |
322,3 |
213,4 |
162,7 |
50,7 |
1,5 |
2009 |
335,2 |
202,6 |
168,1 |
34,5 |
1,7 |
Примечание
– Источник: [
].
Минимизировать негативное влияние
мирового финансово-экономического
кризиса на основные индикаторы
рынка труда позволила проводимая
большинством белорусских предприятий
политика сохранения кадрового
потенциала путём перехода на
режим вынужденной неполной занятости.
Количество работников организаций,
функционирующих в таком режиме,
в январе – декабре 2009 г.
увеличилось почти в 9 раз и
составило 356,2 тыс. чел. или
10.1% среднесписочной численности
(против 3,9% в 2008 г.); число переведённых
на режим неполной рабочей недели возросло
почти в 3 раза, т.е. до 201,3 тыс., отправленных
в административные отпуска – в 2 раза
(до 154,9 тыс. чел., из которых 81,3 тыс. чел.
– без сохранения заработной платы) [
].
Расширение масштабов вынужденной неполной
занятости на производстве в условиях
кризиса являлось альтернативой увольнению
работников, что в определённой мере сдерживало
процессы высвобождения рабочей силы
и поступления её на рынок труда. Такая
политика позволила сохранить кадровый
потенциал и удерживать уровень безработицы
в течение 2009 г. в пределах 0,9% экономически
активного населения (см. рисунок 3.2).
Рисунок
3.2 – Динамика уровня безработицы
в Республике Беларусь
Примечание
– Источник: [
].
Численность
регистрируемых безработных неуклонно
сокращалась – с 67,9 тыс. в 2005 г. до
37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако
к концу 2009 г. она незначительно
возросла – до 40,3 тыс. чел.
Но следует учитывать, что определённая
часть безработных по ряду
причин (низкое пособие по безработице,
необходимость участия в общественных
работах и т.д.) не регистрируется
в органах по труду, занятости
и социальной защите. Беларусь
пока не перешла на методологию
МОТ по расчёту общей безработицы,
однако, по оценкам специалистов,
численность незарегистрированных
безработных более чем в 3 раза
превышает официальный показатель.
Уровень общей безработицы, предположительно,
составляет 3,7% [
].
Кроме того, около 320 тыс. чел.
заняты в неформальном секторе
экономики или являются нелегальными
трудовыми мигрантами, работающими
за пределами страны. Следует
отметить, что в условиях мирового
финансово-экономического кризиса массового
высвобождения работников из общественного
производства, которые могли бы пополнить
ряды неформального сектора, не произошло.
Лишь незначительная часть отправленных
в административные отпуска пополнила
ряды вторичной неформальной занятости,
оставаясь в штате организаций формального
сектора. Рост масштабов неформальной
занятости как основной деятельности
граждан в условиях кризиса не отмечается.
Для получения более достоверных данных
о численности незарегистрированных безработных
и неформально занятых необходимо ввести
систему обследований домашних хозяйств
по вопросам занятости населения на постоянной
основе по методологии МОТ.
Сегодня уровень занятости населения
в Беларуси по-прежнему остаётся
высоким и составляет 75,3% численности
трудовых ресурсов, в то время
как в целом по ЕС – 67,3%;
Германии – 69,8%; Великобритании – 74,3%;
Швеции – 71,1%; Польше – 72,1%; странах Балтии
– 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией
целенаправленных мер государственной
политики по обеспечению занятости населения,
предусматривающих стимулирование создания
новых рабочих мест, содействие развитию
малого бизнеса и индивидуального предпринимательства,
организацию оплачиваемых общественных
работ, профессиональную подготовку переподготовку
незанятых граждан и др.[
].
Вместе с тем высокий уровень
занятости населения сопровождается
накоплением скрытой безработицы
на производстве и содержанием
излишней численности персонала,
расширением масштабов неформальной
занятости. Низкая доля заработной
платы в издержках производства
не стимулирует к экономии
рабочей силы и позволяет субъектами
хозяйствования содержать избыточную
численность работников.
У Беларуси своя стратегия
экономических реформ в социально-трудовой
сфере, предусматривающая недопущение
высокого уровня официально регистрируемой
безработицы путём сохранения
кадрового персонала. Однако это
оборачивается низкой эффективностью
труда (по уровню его производительности
наша страна отстаёт от развитых европейских
государств в 3 раза), нерациональным использованием
трудового потенциала, относительно низкой
заработной платой. Возможность увеличения
внутренних инвестиций для создания новых
рабочих мест по-прежнему ограничена,
что ведёт к замедлению процессов технологической
модернизации производства, консервации
неэффективной занятости, разбалансированности
спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся
в нехватке квалифицированных кадров
по ряду профессий, особенно рабочих и
специалистов технического профиля.
Основными свойствами современного
рынка труда являются: неразвитость
рыночной структуры; стихийный характер
взаимодействия спроса и предложения
рабочих мест; низкая территориальная
мобильность рабочей силы; несоответствие
профессионально-квалификационной структуры
свободных рабочих мест и безработных,
невысокие качественные характеристики
последних, что затрудняет их трудоустройство.
Безусловно, модернизация производства
потребует сокращения неэффективных
рабочих мест. Однако необходимость
учитывать интересы не только
предприятий, но и самих работников,
которые при отсутствии сегодня
достаточного числа новых рабочих
мест в других сферах деятельности в случае
высвобождения могут оказаться без источника
дохода.
Следует также учесть, что основная
нагрузка по сохранению занятости
приходится на субъекты хозяйствования
и в меньшей степени – на
республиканский бюджет. В случае
ликвидации неэффективных рабочих
мест и высвобождения избыточной
численности работников неизбежно
произойдёт увеличение масштабов
поступления рабочей силы на
рынок труда и как следствие
– рост уровня безработицы.
При этом основная нагрузка
по социальной защите высвобождаемых
работников перераспределится на
республиканский бюджет, поскольку
потребуются дополнительные расходы
на организацию общественных работ,
переподготовку высвобожденных и выплату
пособий по безработице.
Политика высвобождения избыточной
рабочей силы должна сопровождаться
активизацией процесса создания
новых рабочих мест, прежде всего
в сфере малого бизнеса, в
сочетании с опережающими мерами
по профессиональной переподготовке
находящихся под угрозой увольнения.
В целях стабилизации ситуации
на рынке труда в 2009 г. правительством
страны принят ряд антикризисных
мер. С начала текущего года
организован еженедельный мониторинг
ситуации на нём. Беларусь не
смогла обойтись без традиционных
антикризисных мер, применяемых
в большинстве стран для сохранения
рабочих мест, а именно: без сокращения
свободных рабочих мест и вакантных
должностей; уменьшения продолжительности
рабочей недели; предоставления административных
отпусков с частичным сохранением
(без сохранения) оплаты труда.
Для нейтрализации последствий мирового
кризиса и стабилизации ситуации на рынке
труда республики в Программу занятости
населения на 2009 г. внесены коррективы,
предусматривающие приоритетное направление
финансовых ресурсов Фонда социальной
защиты на создание временных рабочих
мест в рамках организации общественных
работ; опережающее профобучение и переподготовку
безработных и работников, находящихся
под риском увольнения, оказание помощи
безработным в открытии собственного
дела.
Так с апреля 2009 г. осуществляется
формирование временных рабочих
мест в рамках общественных
работ по жилищному строительству
с организацией за счёт средств
Фонда социальной защиты населения ускоренной
профессиональной подготовки направляемых
на них временно свободных работников.