Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы представляет собой: изучение структуры рынка труда, его особенностей, механизма его функционирования в Республике Беларусь.

И в соответствии с поставленной целью в работе, поставлены следующие задачи:

Осветить теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его характеристик и структуры;
Изучить состояние рынка труда и его специфику в современной Беларуси;
Рассмотреть проблемы регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………….

Понятие и основные характеристики рынка труда; структура
рынка труда…………………………………………………………...

Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном
этапе……………………………………………………………………

Основные направления регулирования рынка труда в
Республике Беларусь…………………………………………………

Заключение……………………………………………………………

Список использованных источников……………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макро.docx

— 89.73 Кб (Скачать)
 
 
 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА  ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУЬ 

        На современном этапе наиболее  важными являются вопросы сохранения  контролируемой и управляемой  ситуации на рынке труда, повышения  эффективности  государственной политики на рынке труда, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация на практике данных постулатов базируется на действенных механизмах государственного регулирования рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдению социальных гарантий в социально-трудовой сфере, в том числе в области социальной защиты населения от безработицы.

        Ситуация на рынке труда Беларуси  в 2005 – 2008 гг. характеризовалась  позитивной динамикой ослабления  напряженности и улучшения его  конъюнктуры, обусловленной ростом  спроса на рабочую силу при  снижении её предложения.

     Согласно  официальным данным, объём предложения  рабочей силы увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335,2 тыс. чел. в 2009 г. (см. рисунок 3.1).  

Рисунок 3.1 – Динамика спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда

Примечание  – Источник: [                              ].

        Динамика спроса на рабочую  силу в 2005 – 2008 гг. характеризовалась  устойчивой тенденцией роста.  Его количественный объём, включающий, помимо создания новых рабочих  мест, вакансии, заявленные предприятиями  в службу занятости, увеличился  с 136,3 тыс. в 2005 г. до 213,4 тыс. чел. в 2008 г., или в 1,6 раза. Стабильность ситуации на рынке труда была поставлена под угрозу из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса, вследствие чего в 2009 г. произошло снижение спроса на рабочую силу до 202,6 тыс. чел [                                 ].

        Конъюнктура рынка труда остаётся трудоизбыточной, т.е. предложение превышает спрос на рабочую силу, но дисбаланс между ними несколько сократился (см. таблицу 3.1). На конец  2008 г. предложение превысило спрос в 1,5 раза, в то время как в 2005 г. – в 2,2 раза. В 2009 г. увольнения работников отчасти компенсировались заполнением имевшихся на предприятиях и в службе занятости вакансий. Число заявленных уменьшилось с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец декабря 2009 г., вследствие чего разрыв увеличился до 1,7 раза.

     Таблица 3.1 – Динамика объёмов спроса и  предложения рабочей силы на рынке  труда

 
 
 
        Год
 
 
Объём предложения рабочей силы, тыс. чел.
Объём спроса на рабочую силу  
 
Превышение  предложения рабочей силы над  спросом, раз
      

      Всего, 

   тыс. чел.

В том  числе
 
Созданные новые рабочие места, тыс. ед.
Вакантные места, заявленные в службу занятости, тыс. ед.
2000 299,1 102,9 70,2 32,7 2,9
2001 307,5 89,5 57,2 32,3 3,4
2001 332,1 89,2 64,8 24,4 3,7
2003 321,2 106,1 74,4 31,7 3,0
2004 289,0 139,2 104,7 34,5 2,1
2005 297,7 136,3 100,5 35,8 2,2
2006 309,3 164,6 119,8 44,8 1,9
2007 327,8 204,2 153,4 50,8 1,6
2008 322,3 213,4 162,7 50,7 1,5
2009 335,2 202,6 168,1 34,5 1,7

Примечание  – Источник: [                             ].

       Минимизировать негативное влияние  мирового финансово-экономического  кризиса на основные индикаторы  рынка труда позволила проводимая  большинством белорусских предприятий  политика сохранения кадрового  потенциала путём перехода на  режим вынужденной неполной занятости.  Количество работников организаций,  функционирующих в таком режиме, в январе – декабре 2009 г.  увеличилось почти в 9 раз и  составило 356,2 тыс. чел. или  10.1% среднесписочной численности  (против 3,9% в 2008 г.); число переведённых на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза, т.е. до 201,3 тыс., отправленных в административные отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. чел., из которых 81,3 тыс. чел. – без сохранения заработной платы) [              ].

        Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определённой мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления её на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009 г. в пределах 0,9% экономически активного населения (см. рисунок 3.2).

   

 

     Рисунок 3.2 – Динамика уровня безработицы  в Республике Беларусь

     Примечание  – Источник: [                           ].

     Численность регистрируемых безработных неуклонно  сокращалась – с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к концу 2009 г. она незначительно  возросла – до 40,3 тыс. чел.

        Но следует учитывать, что определённая  часть безработных по ряду  причин (низкое пособие по безработице,  необходимость участия в общественных  работах и т.д.) не регистрируется  в органах по труду, занятости  и социальной защите. Беларусь  пока не перешла на методологию  МОТ по расчёту общей безработицы,  однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных  безработных более чем в 3 раза  превышает официальный показатель. Уровень общей безработицы, предположительно, составляет 3,7% [                    ].

        Кроме того, около 320 тыс. чел.  заняты в неформальном секторе  экономики или являются нелегальными  трудовыми мигрантами, работающими  за пределами страны. Следует  отметить, что в условиях мирового  финансово-экономического кризиса массового высвобождения работников из общественного производства, которые могли бы пополнить ряды неформального сектора, не произошло. Лишь незначительная часть отправленных в административные отпуска пополнила ряды вторичной неформальной занятости, оставаясь в штате организаций формального сектора. Рост масштабов неформальной занятости как основной деятельности граждан в условиях кризиса не отмечается. Для получения более достоверных данных о численности незарегистрированных безработных и неформально занятых необходимо ввести систему обследований домашних хозяйств по вопросам занятости населения на постоянной основе по методологии МОТ.

        Сегодня уровень занятости населения  в Беларуси по-прежнему остаётся  высоким и составляет 75,3% численности  трудовых ресурсов, в то время  как в целом по ЕС – 67,3%; Германии – 69,8%; Великобритании – 74,3%; Швеции – 71,1%; Польше – 72,1%; странах Балтии – 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией целенаправленных мер государственной политики по обеспечению занятости населения, предусматривающих стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку переподготовку незанятых граждан и др.[         ].

        Вместе с тем высокий уровень  занятости населения сопровождается  накоплением скрытой безработицы  на производстве и содержанием  излишней численности персонала,  расширением масштабов неформальной  занятости. Низкая доля заработной  платы в издержках производства  не стимулирует к экономии  рабочей силы и позволяет субъектами  хозяйствования содержать избыточную  численность работников.

        У Беларуси своя стратегия  экономических реформ в социально-трудовой  сфере, предусматривающая недопущение  высокого уровня официально регистрируемой  безработицы путём сохранения  кадрового персонала. Однако это  оборачивается низкой эффективностью  труда (по уровню его производительности наша страна отстаёт от развитых европейских государств в 3 раза), нерациональным использованием трудового потенциала, относительно низкой заработной платой. Возможность увеличения внутренних инвестиций для создания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведёт к замедлению процессов технологической модернизации производства, консервации неэффективной занятости, разбалансированности спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся в нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий, особенно рабочих и специалистов технического профиля.

        Основными свойствами современного  рынка труда являются: неразвитость  рыночной структуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

        Безусловно, модернизация производства  потребует сокращения неэффективных  рабочих мест. Однако необходимость  учитывать интересы не только  предприятий, но и самих работников, которые при отсутствии сегодня  достаточного числа новых рабочих  мест в других сферах деятельности в случае высвобождения могут оказаться без источника дохода.

        Следует также учесть, что основная  нагрузка по сохранению занятости  приходится на субъекты хозяйствования  и в меньшей степени – на  республиканский бюджет. В случае  ликвидации неэффективных рабочих  мест и высвобождения избыточной  численности работников неизбежно  произойдёт увеличение масштабов  поступления рабочей силы на  рынок труда и как следствие  – рост уровня безработицы.  При этом основная нагрузка  по социальной защите высвобождаемых  работников перераспределится на  республиканский бюджет, поскольку  потребуются дополнительные расходы  на организацию общественных работ, переподготовку высвобожденных и выплату пособий по безработице.

        Политика высвобождения избыточной  рабочей силы должна сопровождаться  активизацией процесса создания  новых рабочих мест, прежде всего  в сфере малого бизнеса, в  сочетании с опережающими мерами  по профессиональной переподготовке  находящихся под угрозой увольнения.

        В целях стабилизации ситуации  на рынке труда в 2009 г. правительством  страны принят ряд антикризисных  мер. С начала текущего года  организован еженедельный мониторинг  ситуации на нём. Беларусь не  смогла обойтись без традиционных  антикризисных мер, применяемых  в большинстве стран для сохранения  рабочих мест, а именно: без сокращения  свободных рабочих мест и вакантных  должностей; уменьшения продолжительности рабочей недели; предоставления административных отпусков  с частичным сохранением (без сохранения) оплаты труда.

        Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в Программу занятости населения на 2009 г. внесены коррективы, предусматривающие приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения, оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

        Так с апреля 2009 г. осуществляется  формирование временных рабочих  мест в рамках общественных  работ по жилищному строительству  с организацией за счёт средств Фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь