Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы представляет собой: изучение структуры рынка труда, его особенностей, механизма его функционирования в Республике Беларусь.

И в соответствии с поставленной целью в работе, поставлены следующие задачи:

Осветить теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его характеристик и структуры;
Изучить состояние рынка труда и его специфику в современной Беларуси;
Рассмотреть проблемы регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………….

Понятие и основные характеристики рынка труда; структура
рынка труда…………………………………………………………...

Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном
этапе……………………………………………………………………

Основные направления регулирования рынка труда в
Республике Беларусь…………………………………………………

Заключение……………………………………………………………

Список использованных источников……………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макро.docx

— 89.73 Кб (Скачать)

          В структуре рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле, выделяются следующие компоненты:

    • субъекты рынка труда;
    • экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
    • рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
    • безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
    • рыночная инфраструктура.

            Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов [                     ].

     Субъекты  рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

     Наемные работники – это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

     Работодатель  – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.

     Государство как субъект рыночных отношений  представлено государственными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

     – социально-экономическая, связанная  с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

     – законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

     – регулирование рынка труда косвенными методами;

     – защита прав всех субъектов рынка  труда;

     – многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

     Степень выполнения указанных функций зависит  от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

     Второй  компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для  нормального функционирования рынка  необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения  между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности  для реализации способностей к труду  всех участников рыночных отношений, предусматривали  бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы  записаны в Конституции Республики Беларусь, в законе Республики Беларусь от 30.05.1991 г. “О занятости населения Республики Беларусь”, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РБ, решениях Правительства, в коллективных договорах предприятий и др.

            Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

     Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение  ее как реакции субъектов рынка  на информацию о рыночной цене труда  и конкуренции.

     Безработица и социальные выплаты, связанные  с ней, – необходимый компонент  современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к  высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом Республики Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учёбы и т.п. [                 ].

     Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

     Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная служба занятости. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости. Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

       Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

         Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

       Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

      Спрос на рынке труда зависит от :

•  деловой  конъюнктуры и фазы экономического цикла;

•  технического уровня производства;

•  ситуации в инвестиционной сфере;

•  сложившегося уровня заработной платы;

•  налоговой  политики государства.

Предложение на рынке труда зависит от :

•  демографической  ситуации (численности и половозрастного  состава населения);

•  внутренней и внешней миграции трудоспособного  населения;

•  уровня заработной платы;

•  альтернативной стоимости труда, возможности получения  дохода из иных источников, кроме работы по найму.

           Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

     Рынок труда подразделяется на внешний, или профессиональный, и внутренний.

     Внешний рынок труда предусматривает  свободное перемещение рабочей  силы от одних фирм и предприятий  к другим. Он предполагает наличие  у работников профессий, которые  могут использоваться разными фирмами  и предприятиями. Внешний рынок  труда ориентирован на законченную  профессиональную подготовку. Предприниматели  не стремятся вкладывать средства в  подготовку кадров. Регулирование производственных отношений базируется на жёсткой  классификации работ и чётких границах содержания каждой работы с  тем, чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров.

     Внутренний  рынок труда основывается на движении кадров внутри предприятия. Оно происходит либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру прежней работы, либо по вертикали – перевод на более  высокие должности. Профессии и классификации работников, замкнутых на внутреннем рынке труда, сложнее использовать в других фирмах, так как они носят специфический характер, обусловленный работой в данной фирме. Внутренний рынок труда нацелен на подготовку работников по профессиям и для выполнения работ, специфических для данной фирмы. Чтобы удержать работников на предприятии, фирма вкладывает в мероприятия по их подготовке и повышению квалификации значительные средства. Регулирование производственных отношений основывается на гарантиях занятости и стимулировании длительного стажа работы на предприятии. Производственный процесс рассчитан на работников широкого профессионального профиля.  Таким образом, внутренний рынок труда характеризуется значительно меньшей текучестью кадров по сравнению с внешним рынком [                     ].

     В последнее время появляются новые  классификации рынка труда: рынок, охватывающий наукоёмкие производства и отрасли сферы услуг с  более низким средним уровнем  концентрации и более смешанной  в квалификационном отношении рабочей  силой, и рынок в традиционных секторах экономики. Одновременно ослабляется  внутренний рынок труда крупных  корпораций традиционных отраслей и  усиливается ориентация предприятия  на внешние источники кадрового  обеспечения.

       Современный рынок труда характеризуется  высоким динамизмом рабочей силы, ростом значимости мелкого и  среднего предпринимательства. Однако  главным потребителем высококвалифицированной  рабочей силы по-прежнему остаётся  крупный бизнес.

     Особенности современного рынка труда обусловлены  влиянием ряда факторов: высокой продолжительностью общеобразовательной подготовки, замедлением  темпов прироста трудоспособного населения  и его постарением в целом, усложнением  трудовых отношений  между наёмными работниками и  работодателями и т. д.

Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  следующие выводы:

  • Рынок труда является специфическим рынком, на котором в качестве объекта купли-продажи выступает рабочая сила, т.е. способность человека к труду;
  • В качестве координатора отношений на рынке труда выступает государство, которое осуществляет эту деятельность путём разработки множества регулирующих программ и приведения их в жизнь;
  • Рынок труда обладает сложной структурой, в которой каждый элемент тесно взаимосвязан друг с другом, и все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     Республика  Беларусь развивается в контексте  мировых процессов, которые свойственны  сообществу в целом, но прежде всего  она решает проблемы формирования и  распространения рыночных преобразований своей страны. Основой процессов  развития экономики и трансформации  трудовых отношений как на микро, так и на макроуровне здесь выступают в первую очередь отношения на рынке труда, поскольку они определяют привлечение в производство новых инвестиций, структурную перестройку предприятий и их техническое переоснащение, внедрение новых методов управления, новой технологии и видов изделий, повышение эффективности производства, качества продукции и рыночной восприимчивости, выход на новые рынки сбыта [                 ].

     Классический  анализ рынка труда[   ] предполагает анализ предложения труда, спроса на него, заработной платы и уровня безработицы. Количественные параметры экономически активного населения на рынке труда определяются демографическим развитием общества и рядом социально-экономических факторов. Согласно статистическим данным, численность населения в Беларуси уменьшается на 522,7 тыс. чел. за 1991 – 2007 гг. Причём численность трудовых ресурсов, несмотря на снижение в середине 90-х годов, в целом возросла. И сегодня можно констатировать, что численность экономически активного населения на рынке труда Республики Беларусь характеризуется относительной стабильностью и колеблется в пределах 4426 – 4630 тысяч человек. Причём следует отметить, что на базе небольшого роста трудовых ресурсов происходит рост и экономически неактивного населения (см. таблицу 2.1). 

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь