Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа
Рынок труда в широком, обобщённом понимании представляет собой систему социально-экономических отношений, норм и институтов, направленных на формирование и регулирование занятности населения, его социальной защиты в условиях взаимодействия с другими рынками.
Основной проблемой рынка труда Беларуси является количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Проявляется он в отсутствии для ищущих работу подходящих свободных рабочих мест, в структурной и технологической безработице, вынужденной неполной занятости, в устойчивом дефиците квалифицированных рабочих и специалистов одних профессий и в значительном избытке – других.
Существует переизбыток юристов (на одну вакансию – 7 безработных), экономистов (соответственно 4), бухгалтеров (3), преподавателей (на одну вакансию 10 безработных). Также экономика испытывает недостаток в квалифицированных рабочих. Особенно сложной является ситуация в строительстве, где спрос на рабочих существенно превышает предложение. На одного безработного каменщика имеется 7 заявленных нанимателями вакансий, плотника – 4, на штукатура – 3 вакансии и т.д. Ощущается нехватка врачей (на одного безработного имеется 45 вакансий), инженеров-программистов (9 вакансий).
Динамика занятости требует не столько увеличения численности работников, сколько повышения качества подготовки квалифицированных кадров, степени её соответствия международным стандартам и повышения производительности труда Только на этой основе может быть решена задача повышения конкурентоспособности рабочей силы. [15]
Большое внимание уделяется теме привлечения в народное хозяйство Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по оценкам специалистов, составляет 400-500 тыс. Работа по задействованию этого серьезного ресурса правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости , предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана государственная программа развития малых городов. Многие аналитики нашей страны считают ошибочной практику выплаты безработным мизерных пособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 42 тыс. рублей. Существует также предположение, что государство таким способом стремится лишить безработных мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости, и тем самым искажается картина состояния безработицы в стране. В цивилизованных странах имеются и другие инструменты, защищающие интересы безработных, продолжил докладчик. В частности, существует понятие "подходящая работа" и человеку с высшим экономическим образованием никто не предложит считать взмахи метлы при уборке улиц. Из белорусского же законодательства это понятие, можно сказать, изъято.
Увеличение численности занятых в экономике на 10-11 % рассматривается правительством как одна из важнейших задач на текущую пятилетку. Согласно данным статистики, сегодня около 180 тыс. человек постоянно выезжают на заработки за пределы страны, еще около 192 тыс. человек активно ищут работу внутри республики. Территориальным органам Минтруда определены задания по привлечению трудовых ресурсов, начата конкретная работа с неработающими и работающими за пределами республики гражданами. Существует в Беларуси и огромный избыточный пласт государственных служащих. Их зарплата уже сегодня поглощает значительную часть бюджета, в будущем же неминуемо возникнут проблемы с выплатой им пенсий, считают эксперты. Работники министерств и ведомств имеют статус государственных служащих и размеры их пенсий весьма значительны. Чрезмерно велико число работников, чья деятельность никак не влияет на уровень ВВП, и в других сферах. Только бухгалтерским учетом и отчетностью у нас занято более 600 тысяч квалифицированных специалистов.
Безусловно, одной из серьезных проблем рынка труда является институт прописки. В Минские предприятия испытывают огромную потребность в привлечении кадров, избыток которых есть в других регионах. Но для найма иногороднего в бюджет Минска необходимо внести огромный платеж. Данная норма сдерживает развитие самого ценного кластера экономики – частных инновационных предприятий, работающих сфере высоких технологий, где мобильность персонала является важнейшим условием высокой эффективности производства. Беларусь – единое унитарное государство и ограничения на трудовую деятельность по территориальному признаку ничем не оправданно. [12]
Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно говорить, что рынок туда в Республике Беларусь представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм – ведь рост заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости всё же были достигнуты.
Таким образом, можно сказать, что только на основе усиления социальной направленности рыночного хозяйства, создания системы эффективного использования трудового потенциала работников и формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду, разработки механизма кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня и качества жизни населения, создать условия для развития человеческого потенциала.
Информация о работе Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь