Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда в широком, обобщённом понимании представляет собой систему социально-экономических отношений, норм и институтов, направленных на формирование и регулирование занятности населения, его социальной защиты в условиях взаимодействия с другими рынками.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 84.78 Кб (Скачать)

   В целом сегодня можно констатировать, что численность экономически активного  населения характеризуется относительной стабильностью и колеблется в пределах 4426-4630 тысяч человек. Причём, следует отметить, что на базе небольшого роста трудовых ресурсов  происходит некоторое сокращение экономически неактивного населения, что является положительной тенденцией.

Таблица 2.4 – Распределение численности занятого населения Республики Беларусь по формам собственности

   
Показатель 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего занято 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Государственная 73,9 59,8 57,2 56,2 54,1 50,7 51,3 51,7 51,2 50,5 50,0
Частная 26,1 40,1 42,4 42,0 43,2 46,1 46,1 47,0 47,4 48,0 48,4
Смешанная 0,1 0,5 1,4 1,4 1,8 2,2 2,5 2,6 2,7 2,9 3,2
Иностранная - 0,1 0,4 0,5 0,9 1,0 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6

   Одним из главных индикаторов рыночных преобразований является изменение  соотношения занятых в государственном  и негосударственном секторах экономики. Динамика занятости в государственном  секторе характеризовалась устойчивой тенденцией сокращения численности. За  период  с 1990 по 2008 гг. произошло сокращение численности занятного населения в государственном секторе с 73,9% до 50,0%, отток рабочей силы произошёл в частный сектор, где доля занятости возросла за тот же период с 26,1%  до 48,8%;  в смешанной собственности – с 0,1% до 3,2%  и в иностранной – до 1,6%.

   Развитие  негосударственного сектора в сфере  занятости определяется принимаемыми  законодательными актами, действующими финансовыми квотами, дающими свободу  частному сектору.  Основными причинами  медленных темпов развития негосударственных  видов деятельности и, соответственно, занятости населения являются: высокая  степень налоговой нагрузки, недостаточность собственного и заёмного капитала, правовая незащищённость, отсутствие действенной системы государственной поддержки предпринимательства. [14] 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 2.5 – Численность  экономически активного  населения по полу

   
  Тыс. человек В процентах  от экономически активного населения
2000 2005 2007 2008 2000 2005 2007 2008
Экономически  активное население  - всего 4537,0 4426,3 4525,3 4638,1 100 100 100 100
Мужчины 2151,5 2073,8 2135,1 2188,7 47,4 46,8 47,2 47,2
Женщины 2385,5 2352,5 2390,1 2449,4 52,6 53,2 52,8 52,8
Из  общей численности экономически активного населения занятое  население – всего 4441,0 4349,8 4476,6 4594,4 97,9 98,3 98,9 99,1
Мужчины 2113,9 2049,2 2117,7 2172,7 46,6 46,3 46,8 46,9
Женщины 2327,1 2300,6 2358,9 2421,7 51,3 52,0 52,1 52,2

   По  данным таблицы можно сделать  вывод, что количество работающих женщин больше, чем работающих мужчин.

   Большую часть работников составляют люди в  возрасте от 40 до 49 лет. Постепенно уменьшается  количество работающих людей в возрасте от 30 до 39 лет и увеличивается  – в возрасте 50-54 лет.

   Увеличивается количество работающих пенсионеров, причём женщин больше, чем мужчин.[Приложение Б]

        В январе-сентябре 2010 г. в экономике республики было занято 4646,3 тыс. человек, что на 0,1 % больше, чем в январе-сентябре 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,1 тыс. человек, или 74,6 % составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 144,5 тыс. человек. [13]

   В Беларуси сегодня количество вакансий на 13% превышает численность зарегистрированных безработных. В Минске свободных  рабочих мест в пять раз больше, чем тех, кто ищет работу. [1]   
 
 
 
 
 

   Таблица 2.6 – Численность занятого населения в Республике Беларусь

  Численность занятого населения
Всего, тыс. человек В % к соответствующему периоду предыдущего года
2009 г.
Январь 4633,8 101,2
Январь-февраль 4632,8 101,1
I квартал 4633,9 101,0
Январь-апрель 4634,9 101,0
Январь-май 4634,5 100,9
I полугодие 4634,6 100,9
Январь-июль 4636,8 100,8
Январь-август 4639,5 100,8
Январь-сентябрь 4640,5 100,8
Январь-октябрь 4643,1 100,8
Январь-ноябрь 4644,2 100,7
Январь-декабрь 4643,9 100,7
2010 г.
Январь 4632,9 99,98
Январь-февраль 4636,0 100,1
I квартал 4638,0 100,1
Январь-апрель 4638,6 100,1
Январь-май 4638,2 100,1
I полугодие 4640,0 100,1
Январь-июль 4641,5 100,1
Январь-август 4644,5 100,1
Январь-сентябрь 4646,3 100,1
 
 

2.3.  Оплата труда в Республике Беларусь   

   Существующая  система оплаты труда в Беларуси сформирована в рамках социально направленной государственной политики. В белорусском праве доминируют общие для всех организаций правила оплаты труда работников. Система оплаты труда работников в Республике Беларусь представлена нормативными правовыми актами, а также Трудовым кодексом, декретами и указами президента, постановлениями Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики и Министерства финансов.

   Статья 63 Трудового кодекса утверждает право нанимателя устанавливать  системы и размеры оплаты труда  самостоятельно, правительство должно определять их лишь для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Тем не менее, в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 20.09.2002 №123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки для работников РБ» установлено обязательное использование тарифной сетки для всех коммерческих организаций, и государственной и частной формы собственности, за исключением лишь организаций с иностранными инвестициями. [12]

   Рассмотрим  динамику изменения средней заработной платы в период с 2004 по 2009 гг. в Республике Беларусь.

   С января 2009 г. номинальная заработная плата выросла до 982 683 рублей. Наблюдается положительная динамика с постепенным ростом заработной платы.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в  январе-сентябре 2010 г. увеличилась к  уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс.

Таблица 2.7 – Рост стреднемесячной заработной платы в 2009 и 2010 годах

  январь февраль март апрель май июнь  июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Тыс. рублей
2009 919,6 906,2 957,1 965,7 979,1 1014,8 1035,2 1043,5 1023,0 1026,2 1012,9 1093,0
2010 1000,0 1016,4 1095,3 116,8 1158,4 1234,9 1282,8 1286,9 1305,1 - - -

   В сентябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства  – 879,2 тыс. руб. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7% и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб. В сентябре 2010 г. заработная плата врачей составила 1692,4 тыс. руб., учителей – 1047,7 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1746,4 тыс. руб. Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8%.

   Тарифная  ставка первого разряда в бюджетных  организациях с 1 июня 2010 г. установлена  в размере 90 тыс. руб. (постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2009 г. № 925 «Об установлении размера тарифной ставки первого  разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники  которых приравнены по оплате труда  к работникам бюджетных организаций»).

   С 1 сентября 2010 года вступило в силу постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении  заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций». Оно содержит комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда низкооплачиваемых работников, молодых специалистов, а также отдельных категорий работников социально-культурной сферы. [12]

   В первом полугодии 2010 г. продолжалось осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и заработной платы, обеспечение их дальнейшего роста.

   В январе-мае 2010 г. объём денежных доходов  населения составил 39,5 трлн. руб. и  по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличился на 13,9%.

   Несмотря  на то, что в январе-мае оплата труда возросла в абсолютном выражении, её доля в общей сумме доходов  имела тенденцию к снижению. В  структуре денежных доходов населения она составила 55,8% против 57,1%  в аналогичном периоде 2009 г. Однако следует учитывать, что скрытая заработная плата, выдаваемая во многих организациях в конвертах, не включается в «оплату труда».

   В первом полугодии 2010 г. номинальная  заработная плата работников увеличилась  по отношению к аналогичному периоду 2009 г. на 15,3% и составила 1104,1 тыс. руб., при этом реальная заработная плата по республике выросла на 8,1%. С 1 июня 2010 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 90 тыс. руб.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь