Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда в широком, обобщённом понимании представляет собой систему социально-экономических отношений, норм и институтов, направленных на формирование и регулирование занятности населения, его социальной защиты в условиях взаимодействия с другими рынками.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 84.78 Кб (Скачать)

     Особенностью развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна её часть связана с неэффективностью занятого на производстве персонала, а другая – с развитием неформальных трудовых отношений, связанных в большей степени с занятостью экономически неактивного населения эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т.е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (в 2007 – около 800 тыс. человек). Среди них определённая часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам до 300 тыс. человек). Около 7,5 тыс. человек, по данным Департамента по миграции МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией. Тогда общий уровень скрытой безработицы составит 8%. [14]

     Существующие в нашей стране законодательство, нормативные акты и методики исчисления параметров безработных автоматически ориентированы на минимизацию их количества. Согласно законодательству РБ, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрированы в службе занятости и были признаны безработными. Выплаты осуществляются за счёт средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН). Законом «О занятости населения Республики Беларусь» установлен и определённый период, в течение которого безработной может рассчитывать на получение пособия: срок его не может превышать 26 календарных недель в течение каждого двенадцатимесячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите. В Республике Беларусь при установлении сроков выплаты пособия по безработице трудовой стаж учитывается только для лиц предпенсионнго возраста. Размер пособия меняется и в зависимости от срока, в течение которого безработный имел (или не имел) оплачиваемую работу. В соответствии с белорусским законодательством в случае увольнения с последнего места по собственному или по соглашению сторон, безработному может быть отказано в назначении пособия. Что касается абсолютных размеров пособия по безработице, то в нашей стране в качестве минимальной гарантии социальной поддержки выступает базовая величина, а размер минимального пособия ограничен двукратной базовой величиной. На пресс-конференции 5 января 2010 заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева сообщила, что средний размер пособия по безработице в Беларуси составляет 42 тысячи рублей (14,6 долларов США). На период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составляет 255,220 рублей. Это в пять раз превышает нынешний размер пособия по безработице. Белорусские власти считают, что размер пособия по безработице должен стимулировать к поиску работы. [9]

     Таблица 2.12 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску

  Численность безработных на конец  октября 2010 г. Октябрь 2010 г., тыс. человек Уровень безработицы на конец  октября 2010 г., %
Тыс. человек В % к Зарегистрировано  безработных Трудоустроено безработных
Октябрю 2009 г. Сентябрю 2010 г.
РБ 35,2 84,9 97,8 16,9 11,8 0,7
Области:
Брестская 6,0 88,5 97,4 2,8 2,1 0,9
Витебская 5,7 90,9 100,7 2,7 1,9 1,0
Гомельская 6,2 88,3 96,5 2,9 2,0 0,9
Гродненская 4,5 79,9 99,8 2,2 1,5 0,9
г. Минск 3,6 76,9 95,1 1,2 0,6 0,3
Минская 5,0 85,9 98,9 2,6 1,9 0,7
Могилёвская 4,2 80,7 95,8 2,5 1,8 0,8

    Численность безработных, зарегистрированных  в органах по труду, занятости  и социальной защите, на конец  октября 2010 г. Составила 35.2 тыс. человек, что на 15,1% меньше, чем в октябре 2009 г. И на 2,2% меньше, чем в сентябре текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября текущего года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец октября 2009 г. – 0,9%).

     В январе-октябре 2010 г. На учёт  было поставлено 287,9 тыс. граждан,  обратившихся за помощью в  трудоустройстве, из них признано  безработными 175,9 тыс. человек, или  61,1% от числа всех трудоустроенных.  На оплачиваемые общественные  работы в январе-октябре 2010 г.  было привлечено 86,7 тыс. человек,  из них 43 тыс. безработных, или 49,6% от числа привлечённых.

     Среди безработных женщины составляли 53%, сельские жители – 22,3%, лица в возрасте до 30 лет – 42,4%.

     В общей численности безработных,  уволившихся по собственному  желанию и соглашению сторон, составляли  32%, уволенные за нарушение  трудовой дисциплины – 4,3%, высвобожденные  при ликвидации организаций или  по сокращению численности –  2,8%, лица, длительно не работающие (более года) – 16,2%. На долю выпускников  общеобразовательных школ приходилось  4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего  образований – 3,5%.

     На конец октября 2010 г. на  одну заявленную в органы по  труду, занятости и социальной  защите вакансию условно приходилось  0,6 безработных ( на конец октября  2009 г. – 1,1 безработных). Из общего  числа вакансий 80,3% предназначены  для трудоустройства рабочих.

     Средний размер пособия на  одного безработного в октябре  2010 г. составил 48,7 тыс. рублей, или  18% от бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения.  [13]

     Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы. [12] 

2.5. Основные направления действий государства на рынке труда РБ

     К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населённых пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессиально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

   Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодёжи, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

   Данным  категориям населения государством гарантирует занятость путём  создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций.

   Программой  социально-экономического развития Республики РБ на 2006-2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных  условий для обеспечения занятости  населения путём:

  • повышения инвестиционной  активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;
  • достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
  • стимулирование развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;
  • содействия профессиональной ориентации молодёжи в выборе профессии и получении ею профессионального образования;
  • усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации её негативных социально-экономических последствий.

Программой  установлено, что регистрируемая безработица  в текущем периоде в Республике Беларусь не должна превышать 1,5 – 2% при  повышении уровня занятости населения  на 10%. [1]

      По итогам статистического анализа  можно сказать, что рынок труда  в Республике Беларусь имеют  положительную тенденцию развития. Это характеризуется такими категориями, как занятость, безработица, номинальная заработная плата и безработица. Таким образом, можно отметить рост занятости экономически активного населения, и в то же время снижение безработицы. Также можно говорить о росте номинальной заработной платы, которая на данном этапе составляет около 500$ США . Это обусловлено активными действиями государства, которое регулирует процессы происходящие на рынке труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В  РБ 

        Пока нет оснований говорить о том, что рынок труда в Республике Беларусь сформировался. В этих условиях можно лишь вести речь о разработке модели такого рынка и его государственном регулировании, а также об условиях и предпосылках его практического формирования.

         В республике Беларусь сделаны шаги в нужном направлении: принят Закон о найме, права трудовых коллективов на участие в управлении и на долю в прибыли отражены в Законе о предприятии и Законе о собственности. Но содержащиеся в них положения не охватывают всего спектра трудовых отношений и лишены механизмов реализации. Кроме того, в них практически отсутствует механизм на создание прав частной собственности на рабочую силу.

        При выборе стратегии регулирования рынка труда необходимо, во-первых, обеспечить требование поступательного развития общества, экономики, стимулирование прогрессивных изменений, приоритетность мер, обеспечивающих стабильность в обществе. Во-вторых, формирование «активного общества», в котором создаются экономические возможности, и поощряется активность каждого гражданина в борьбе с бедностью, признается ответственность каждого здорового члена общества за благосостояния, достигаемое собственным трудом. В-третьих, проведение активной политики на рынке труда, направленной на устранение или минимизирование неравенства в получении и сохранении работы, возникающее по причине инвалидности, семейных обстоятельств, недостатка квалификации и т.д.

       Важнейшая задача государства в процессе регулирования – недопущение консервации низкого уровня квалификации работников, поскольку это может стать серьёзным препятствием стабилизации занятости, равно как и экономического роста. Соответственно в выборе мер государственного регулирования приоритет должен отдаваться активным мероприятиям, таким, как профобучение, трудоустройство и программы реабилитации для безработных, экономически пассивного населения и граждан, находящихся на социальном обеспечении. [3, стр. 127]

         Ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы, удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик.

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь