Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа
Рынок труда в широком, обобщённом понимании представляет собой систему социально-экономических отношений, норм и институтов, направленных на формирование и регулирование занятности населения, его социальной защиты в условиях взаимодействия с другими рынками.
Особенностью развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна её часть связана с неэффективностью занятого на производстве персонала, а другая – с развитием неформальных трудовых отношений, связанных в большей степени с занятостью экономически неактивного населения эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т.е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (в 2007 – около 800 тыс. человек). Среди них определённая часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам до 300 тыс. человек). Около 7,5 тыс. человек, по данным Департамента по миграции МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией. Тогда общий уровень скрытой безработицы составит 8%. [14]
Существующие в нашей стране законодательство, нормативные акты и методики исчисления параметров безработных автоматически ориентированы на минимизацию их количества. Согласно законодательству РБ, пособие по безработице выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрированы в службе занятости и были признаны безработными. Выплаты осуществляются за счёт средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН). Законом «О занятости населения Республики Беларусь» установлен и определённый период, в течение которого безработной может рассчитывать на получение пособия: срок его не может превышать 26 календарных недель в течение каждого двенадцатимесячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите. В Республике Беларусь при установлении сроков выплаты пособия по безработице трудовой стаж учитывается только для лиц предпенсионнго возраста. Размер пособия меняется и в зависимости от срока, в течение которого безработный имел (или не имел) оплачиваемую работу. В соответствии с белорусским законодательством в случае увольнения с последнего места по собственному или по соглашению сторон, безработному может быть отказано в назначении пособия. Что касается абсолютных размеров пособия по безработице, то в нашей стране в качестве минимальной гарантии социальной поддержки выступает базовая величина, а размер минимального пособия ограничен двукратной базовой величиной. На пресс-конференции 5 января 2010 заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева сообщила, что средний размер пособия по безработице в Беларуси составляет 42 тысячи рублей (14,6 долларов США). На период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составляет 255,220 рублей. Это в пять раз превышает нынешний размер пособия по безработице. Белорусские власти считают, что размер пособия по безработице должен стимулировать к поиску работы. [9]
Таблица 2.12 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску
Численность безработных на конец октября 2010 г. | Октябрь 2010 г., тыс. человек | Уровень безработицы на конец октября 2010 г., % | |||||
Тыс. человек | В % к | Зарегистрировано безработных | Трудоустроено безработных | ||||
Октябрю 2009 г. | Сентябрю 2010 г. | ||||||
РБ | 35,2 | 84,9 | 97,8 | 16,9 | 11,8 | 0,7 | |
Области: | |||||||
Брестская | 6,0 | 88,5 | 97,4 | 2,8 | 2,1 | 0,9 | |
Витебская | 5,7 | 90,9 | 100,7 | 2,7 | 1,9 | 1,0 | |
Гомельская | 6,2 | 88,3 | 96,5 | 2,9 | 2,0 | 0,9 | |
Гродненская | 4,5 | 79,9 | 99,8 | 2,2 | 1,5 | 0,9 | |
г. Минск | 3,6 | 76,9 | 95,1 | 1,2 | 0,6 | 0,3 | |
Минская | 5,0 | 85,9 | 98,9 | 2,6 | 1,9 | 0,7 | |
Могилёвская | 4,2 | 80,7 | 95,8 | 2,5 | 1,8 | 0,8 |
Численность безработных,
В январе-октябре 2010 г. На учёт
было поставлено 287,9 тыс. граждан,
обратившихся за помощью в
трудоустройстве, из них
Среди безработных женщины составляли 53%, сельские жители – 22,3%, лица в возрасте до 30 лет – 42,4%.
В общей численности
На конец октября 2010 г. на
одну заявленную в органы по
труду, занятости и социальной
защите вакансию условно
Средний размер пособия на
одного безработного в октябре
2010 г. составил 48,7 тыс. рублей, или
18% от бюджета прожиточного
Итоги текущего мониторинга показывают,
что существенного ухудшения ситуации
с регистрируемой безработицей не наблюдается.
Ситуация на рынке труда остается стабильной,
управляемой, контролируемой и не выходит
за рамки прогнозных показателей Государственной
программы. [12]
2.5. Основные направления действий государства на рынке труда РБ
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодёжи, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения государством гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций.
Программой
социально-экономического развития Республики
РБ на 2006-2010 гг. предусмотрена реализация
системы мер по созданию благоприятных
условий для обеспечения
Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем периоде в Республике Беларусь не должна превышать 1,5 – 2% при повышении уровня занятости населения на 10%. [1]
По итогам статистического
ГЛАВА
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ТРУДА В
РБ
Пока нет оснований говорить о том, что рынок труда в Республике Беларусь сформировался. В этих условиях можно лишь вести речь о разработке модели такого рынка и его государственном регулировании, а также об условиях и предпосылках его практического формирования.
В республике Беларусь сделаны шаги в нужном направлении: принят Закон о найме, права трудовых коллективов на участие в управлении и на долю в прибыли отражены в Законе о предприятии и Законе о собственности. Но содержащиеся в них положения не охватывают всего спектра трудовых отношений и лишены механизмов реализации. Кроме того, в них практически отсутствует механизм на создание прав частной собственности на рабочую силу.
При выборе стратегии регулирования рынка труда необходимо, во-первых, обеспечить требование поступательного развития общества, экономики, стимулирование прогрессивных изменений, приоритетность мер, обеспечивающих стабильность в обществе. Во-вторых, формирование «активного общества», в котором создаются экономические возможности, и поощряется активность каждого гражданина в борьбе с бедностью, признается ответственность каждого здорового члена общества за благосостояния, достигаемое собственным трудом. В-третьих, проведение активной политики на рынке труда, направленной на устранение или минимизирование неравенства в получении и сохранении работы, возникающее по причине инвалидности, семейных обстоятельств, недостатка квалификации и т.д.
Важнейшая задача государства в процессе регулирования – недопущение консервации низкого уровня квалификации работников, поскольку это может стать серьёзным препятствием стабилизации занятости, равно как и экономического роста. Соответственно в выборе мер государственного регулирования приоритет должен отдаваться активным мероприятиям, таким, как профобучение, трудоустройство и программы реабилитации для безработных, экономически пассивного населения и граждан, находящихся на социальном обеспечении. [3, стр. 127]
Ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы, удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик.
Информация о работе Рынок труда: сущность, виды и перспектиивы развтия в Республике Беларусь