Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 113.20 Кб (Скачать)

    -повышения  инвестиционной активности, обновления  и улучшения структуры рабочих  мест;

    -достижения  сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы;

    -стимулирования  развития самозанятости населения,  расширения его деловой и предпринимательской  инициативы;

    -содействия  профессиональной ориентации молодежи  в выборе профессии и получении  ею профессионального образования; 

    -усиления  социальной защиты граждан от  безработицы, смягчения и минимизации  ее негативных социально-экономических  последствий.

    Программой  установлено, что регистрируемая безработица  в текущем пятилетнем периоде  в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости  населения на 10% [14].

    В настоящее время также реализуется  Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

    Государственная программа возрождения  и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта  2005 г. № 150 призвана решить проблемы занятости в сельской местности. Позитивное влияние на занятость сельского населения оказывают мероприятия по повышению уровня сельскохозяйственного производства и обустройству агрогородков.

    В соответствии с национальной системой статистического учета, объем предложения  рабочей силы определяется численностью граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве. Согласно официальным данным, он увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335,2 тыс. человек  в 2009 г.

    Динамика  спроса на рабочую силу в 2005-2008 гг. характеризовалась  устойчивой тенденцией роста. Его количественный объем  увеличился с 136,3 тыс. в 2005 г. до 213,4 тыс. чел. в 2008 г., или в 1,6 раза[10, с. 38].

    Конъюнктура рынка труда остается трудоизбыточной, т. е. предложение превышает спрос  на рабочую силу, но дисбаланс между  ними несколько сократился. На конец 2008 г. предложение превысило спрос  в 1,5 раза, в то время как в 2005 г. - в 2,2 раза. В 2009 г. увольнения работников отчасти компенсировались заполнением  имевшихся на предприятиях и в  службе занятости вакансий. Число  заявленных уменьшилось с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец декабря 2009 г., вследствие чего разрыв увеличился до 1,7 раза. Ухудшилась  и конъюнктура  рынка труда: если в конце 2008 года количество вакансий в 1,6 раза превышало  численность безработных, то в 2009 г. на одну заявленную претендовало 1,2 безработного.

    Минимизировать  негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка  труда позволила проводимая большинством белорусских предприятий политика сохранения кадрового потенциала путем  перехода на режим вынужденной неполной занятости. Количество работников организаций, функционирующих в таком режиме, в январе-декабре 2009 г. увеличилось  почти в 9 раз и составило 356,2 тыс. чел., или 10,1% среднесписочной численности (против 3,9% в 2008 г.); число переведенных на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза (до 201,3 тыс.), отправленных в административные отпуска  – в 2 раза (до 154,9 тыс. чел., из которых 81,3 тыс. чел. – без сохранения заработной платы)[10, с. 38].

    Расширение  масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой  увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения  рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила  сохранить кадровый потенциал и  удерживать уровень безработицы  в течение 2009 г. в пределах 0,9% экономически активного населения.

    Численность регистрируемых безработных неуклонно  сокращалась – с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., но к концу 2009 г. она незначительно  возросла – до 40,3 тыс. чел.

    Сегодня уровень занятости населения  в Беларуси по-прежнему остается высоким  и  составляет 75,3% численности трудовых ресурсов, в то время как в целом  по ЕС – 67,3%; Германии – 69,8; Великобритании – 74,3; Швеции – 71,1; Польше – 72,1; странах Балтии – 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией мер государственной политики по обеспечению занятости населения. Эти меры предусматривают стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку и переподготовку незанятых граждан и др.

    Вместе  с тем высокий уровень занятости  населения сопровождается накоплением  скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности  персонала, расширением масштабов  неформальной занятости. Низкая доля заработной платы в издержках производства не стимулирует к экономии рабочей  силы и позволяет субъектам хозяйствования содержать избыточную численность  работников.

    У Беларуси своя стратегия регулирования  и проведения экономических реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающая  недопущение высокого уровня официально регистрируемой безработицы путем  сохранения кадрового персонала. Однако это оборачивается низкой эффективностью труда (по уровню его производительности наша страна отстает от развитых европейских  государств в 3 раза), нерациональным использованием трудового потенциала, относительно низкой заработной платой. Возможность  увеличения внутренних инвестиций для  создания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к замедлению процессов технологической модернизации производства, консервации неэффективной  занятости, разбалансированности спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся  в нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий, особенно рабочих  и специалистов технического профиля.

    Безусловно, модернизация производства потребует  сокращения неэффективных рабочих  мест. Однако необходимо учитывать  интересы не только предприятий, но и  самих работников, которые при  отсутствии сегодня достаточного числа  новых рабочих мест в других сферах деятельности в случае высвобождения  могут оказаться без источников дохода.

    Следует также учесть, что в случае ликвидации неэффективных рабочих мест и  высвобождения избыточной численности  работников неизбежно произойдет увеличение масштабов поступления рабочей  силы на рынок труда и как следствие  – рост уровня безработицы. При этом основная нагрузка по социальной защите высвобождаемых работников перераспределяется на республиканский бюджет.

    Политика  высвобождения избыточной рабочей  силы должна сопровождаться  активизацией процесса создания новых рабочих  мест, прежде всего в сфере малого бизнеса, в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке находящихся под угрозой увольнения.

    В целях стабилизации ситуации на рынке  труда в 2009 г. правительством страны принят ряд антикризисных мер. С  начала 2010 г. организован еженедельный мониторинг ситуации на нем. Беларусь не смогла обойтись без традиционных антикризисных мер, применяемых  в большинстве стран для сохранения рабочих мест, а именно: без сокращения свободных рабочих мест и вакантных должностей, уменьшения продолжительности рабочей недели, предоставления административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) оплаты труда.

    Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда в Программу  занятости населения на 2009 г. были внесены коррективы, предусматривающие  создание временных рабочих мест, опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников, которые  находятся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

    С апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному  строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения и ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

    В целях реализации мероприятий программы  по обеспечению временной занятости  работников предприятий, находящихся  в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения». В соответствии с законом данной категории граждан  предоставлена возможность участия  в оплачиваемых общественных работах  наравне с безработными и выплаты  им вознаграждений из средств, направляемых на мероприятия по обеспечению занятости  Фондом социальной защиты населения.

    Среди мер, используемых для защиты рабочих  мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям  при организации и модернизации этих мест.

    В целях содействия занятости населения  было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование  зданий нежилых помещений под  оформленные договором обязательства  по созданию рабочих мест.

    Одно  из главных направлений противодействия  безработице – стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса.

    Особое  внимание уделяется развитию самозанятости  граждан из числа безработных.

    В целях стимулирования переселения  семей безработных на новое место  жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств  каждому безработному, переселяющемуся  из города в сельскую местность, с  пяти- до семикратной величины бюджета  прожиточного минимума. Например, в 2009 г. на новое место жительства и  работы переехало 408 семей.

    Немаловажное  значение имеет профессиональное обучение безработных. Программа занятости  населения предусматривает организацию  опережающего обучения работников, находящихся  под риском увольнения.

    В целях стимулирования трудоустройства  молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации  затрат по оплате труда в размере  минимальной заработной платы и  по оплате обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения.

    Результатом реализации всех названных мер стало  создание 168 тыс. рабочих мест. Около 2,7 тыс. безработных получили финансовую поддержку в организации собственного дела, около 25 тыс. было направлено на профессиональную подготовку и переподготовку, в общественных работах приняли участие 95 тыс. чел., в том числе 51 тыс. безработных.

    Наиболее  острой остается проблема социальной поддержки безработных граждан. Серьезной проблемой являются невысокие  пособия по безработице. В настоящее  время их максимальный размер с учетом ежемесячной денежной компенсации  – около 29 долларов США, минимальный  – чуть более 12 долларов, средний  в 2009 году равнялся 49 тысяч рублей.

    Таким образом, можно выделить следующие  основные направления государственного регулирования рынка труда в  Республике Беларусь:

  • установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест
  • расширение прямых бюджетных инвестиций в создание и модернизацию рабочих мест  в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг
  • обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных на рынке труда
  • активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования
  • разработка отраслевых и региональных программ создания рабочих мест, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
  • создание на основе аккумулирования различных источников финансирования системы временных рабочих мест на базе общественных работ, включая перепрофилирование неконкурентоспособных предприятий
  • содействие развитию малого и индивидуального предпринимательства

    Таким образом, в данной главе мы познакомились  с особенностями функционирования рынка труда в Республике Беларусь, с государственной политикой, проводимой в данной области, а также рассмотрели  предложения, направленные на решение  проблем его формирования и функционирования в целях учёта долгосрочных экономических и социальных интересов. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В заключение можно сделать вывод, что от состояния занятости и  трудовых отношений зависит в  конечном итоге успех всех преобразований в стране, поскольку человеческий капитал в современных условиях определяет степень конкурентоспособности  страны на мировых рынках. Именно поэтому  во всех экономически развитых странах  огромное внимание уделяется методам  формирования и использования человеческих ресурсов.

    В данной работе была в достаточной  степени раскрыта тема. Автор выполнил поставленные перед ним задачи, а  именно:

  • дал определение понятию рынок труда, определил необходимость его государственного регулирования;
  • рассмотрел основные методы регулирования рынка труда;
  • изучил опыт зарубежных стран в государственном регулировании рынка труда;
  • проанализировал динамику развития рынка труда в Беларуси за последние годы;
  • определил основные отличительные черты государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ