Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 113.20 Кб (Скачать)

    Республика  Беларусь проходит этап формирования смешанного рынка труда. Он включает в себя некоторые новые механизмы  регулирования занятости населения, определения стоимости рабочей  силы и возникновения безработицы.

    Рынок труда Республики Беларусь имеет  следующие особенности:

  • сравнительно низкая стоимость рабочей силы. Это является следствием проведения политики полной занятости;

Таблица 3 - Начисленная среднемесячная заработная плата

по  областям

 
 
 
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. Номинальная начисленная средняя заработная плата в августе 2010 г. в % к среднереспубликанскому уровню
январь-август 2010 г. август

2010 г.

Республика  Беларусь 1149,6 1286,9 100
Области:      
Брестская 1026,9 1162,9 90,4
Витебская 1019,4 1144 88,9
Гомельская 1087,9 1214 94,3
Гродненская 1042,5 1196,5 93
г. Минск 1519,1 1649,3 128,2
Минская 1124,8 1281,8 99,6
Могилевская 1018,4 1158,9 90,1

Примечание  – Источник: [11]. 
 
 
 
 
 

Таблица 4 - Сведения о размере минимальной заработной платы в 2010 году

Период Размер  минимальной заработной платы (руб.)
Январь 258 600 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2009 № 1700
Февраль 258 600
Март 258 600
Апрель 258 600
Май 258 600
Июнь 258 600
Июль 258 600
Август 258 600
Сентябрь 273 860  
(индексация на 5,9 процента)
Октябрь 273 860  
(индексация на 5,9 процента)
Ноябрь 400 000  
(Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. №490)

Примечание  – Источник: [12]. 

  • -низкая  мобильность рабочей силы;
  • -отсутствие механизма реализации прав частной собственности на рабочую силу. На государстве лежит основная ответственность за воспроизводство и эффективное использование рабочей силы;
  • -неразвитость системы социального партнерства из-за недостаточного оформления и отделения друг от друга таких субъектов рынка труда как наемные работники, наниматели и государство;
  • -низкий официальный уровень безработицы. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в январе-августе 2010 года. Численность безработных, зарегистрированныхв органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс. человек. Это на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в августе текущего года.
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (январь-сентябрь 2010 г.)

  Численность безработных на конец сентября 2010 г. Сентябрь 2010 г., тыс. чел. Уровень безработицы на конец сентября 2010 г.
тыс.человек в % к сентябрю 2009 г. в % к августу 2010 г. зарегистрировано безработных трудоустроено безработных
Республика  Беларусь 35,9 85,1 93 17,4 11 0,8
Области:            
Брестская 6,1 87,5 93,1 2,7 1,9 0,9
Витебская 5,6 90,2 95,4 2,8 1,8 1
Гомельская 6,5 88,1 95,4 2,9 1,7 1
Гродненская 4,5 80,8 89,4 2,1 1,5 0,9
г. Минск 3,8 78 92,9 1,3 0,6 0,4
Минская 5 86 93,1 2,9 1,9 0,7
Могилевская 4,4 81,6 90,5 2,7 1,6 0,9

Примечание  – Источник: [13]. 

  • -скрытая  безработица и занятость. Предприятия  принимают решение перевести  своих работников на неполную  занятость или отправляют в  административные отпуска. Это  позволяет избежать массовых  увольнений. Эксперты считают, что  скрытая безработица в Беларуси  составляет до 10%. Скрытая занятость  также получила широкое распространение.  Динамику изменения численности  работавших в режиме неполной  занятости можно проследить по  таблице.;

Таблица 6 - Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости( с начала 2010 г.)

 
 
Численность работников, работавших неполное рабочее  время по инициативе нанимателя Численность работников, которым были предоставленыотпуска по инициативе нанимателя
тыс. человек в % к предыдущему  месяцу тыс. человек в % к предыдущему  месяцу
январь 52,6 89,0 47,5 88,8
февраль 39,8 75,6 26,6 55,9
март 27,5 69,2 24,9 93,8
апрель 23,9 86,8 22,1 88,7
май 19,5 81,5 15,6 70,7
июнь 14,6 75,2 9,1 58,3
июль 15,3 104,7 9,4 103,5
август 11,4 74,1 7,8 83,0

Примечание  – Источник: [13]. 

    • основным  источником поступления рабочей  силы на рынок выступает текучесть  кадров. Основная рабочая сила поступает  на рынок труда после увольнения с прежнего места работы по собственному желанию. Это свидетельствует о  том, что в республике распространена фрикционная безработица, а структурная, которая возникает в случае банкротств и разорения, отсутствует;
  • рынок труда в Минске  характеризуется превышением спроса на рабочую силу над ее предложением. Во втором квартале 2008 года впервые число рабочих мест, заявленных в службу занятости, превысило численность безработных и составило 57 тысяч. Но в Витебской и Могилевской областях ситуация остается достаточно сложной, так как предложение рабочей силы значительно (в 2 и 1,9 раза соответственно) превышает спрос;
  • проблема трудоустройства осложняется из-за несоответствия структуры вакансий и состава безработных. На предприятиях растет потребность в высококвалифицированных специалистах, в то время как основная масса безработных имеет низкую квалификацию. Вместе с тем подавляющее большинство вакансий (82%) предназначено для рабочих. Большим спросом на рынке труда пользуются рабочие, имеющие строительные профессии и инженеры-строители, что обусловлено увеличением  строительно-монтажных работ в стране. Значительное число вакансий предоставляет промышленность, преимущественно по рабочим профессиям. Неизменно высоким спросом пользуются водители автомобилей, машинисты бульдозеров, экскаваторщики, трактористы.
  • численность работников в сфере частного предпринимательства имеет тенденцию  к снижению. Основными причинами такого положения являются высокие налоговые ставки, недостаточная развитость нормативно-законодательной базы в этой сфере, низкая эффективность действующей инфраструктуры поддержки малого бизнеса и др.;
  • постоянно претерпевает изменения социальный портрет безработного. В последние годы он характеризуется уменьшением удельного веса лиц с высшим образованием и увеличением лиц со средним. Также уменьшается средний возраст безработных. Наблюдается высокий уровень молодежной безработицы. Проблема женской безработицы также остается острой. Показатель трудоустройства женщин существенно ниже, чем мужчин. Это можно объяснить тем, что большинство вакансий больше ориентировано на применение мужской рабочей силы. Поэтому в структуре состоящих на учете безработных доля женщин составляет почти 65%;
  • низкий уровень пособия по безработице. Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2010 г. составил 49,5 тыс. рублей, или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [10, с. 37];
  • высокий уровень безработицы в ряде районов, средних и малых городских поселений.

    В результате значительная часть безработных  остается вне влияния государственной  службы занятости, что создает предпосылки  для перемещения рабочей силы в сфере неконтролируемой занятости.

    Все эти черты и тенденции свидетельствуют  о существовании значительных недостатков  в формировании и функционировании рынка труда. В целом на сегодняшний  день в республике еще не сложилось  четкой модели государственного регулирования  рынка  труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Основные  направления государственного  регулирования рынка  труда в РБ. 

    На  современном этапе развития наиболее важными являются вопросы контролируемой и управляемой ситуации на рынке  труда, повышения эффективности  государственной политики в области  занятости, позволяющей сохранить  высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность  рабочей силы. Реализация на практике данных постулатов базируется на действенных  механизмах государственного регулирования  занятости населения и рынка  труда, обеспечивающих полное и последовательное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности  использования трудовых ресурсов и  соблюдению социальных гарантий в социально-трудовой сфере, в том числе в области  социальной защиты населения от безработицы.

    Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому  и территориальному принципам, включает 25 министерств, 7 государственных комитетов  и 7 государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь.

    Министерство  труда и социальной защиты непосредственно  занимается вопросами регулирования  рынка труда. Оно имеет свои территориальные  органы в областях, районах и городах  областного подчинения.

    Важное  место в регулировании рынка  труда в Республике Беларусь отводится  Программе социально-экономического развития, в которой устанавливаются  основные направления и методы регулирования.

    Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусматривает реализацию системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ