Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 113.20 Кб (Скачать)

    Современная демографическая ситуация в странах  ЕС характеризуется значительным сокращением  рождаемости, темпы прироста населения  замедляются, продолжительность жизни  увеличивается, а также возрастает доля лиц старших возрастов.

Таблица 1 – Страны ЕС на фоне глобальных демографических тенденций.

Страны ЕС на фоне глобальных демографических тенденций ,1960-2007 гг.
Основные  показатели 1960 2000 2007
Естественный  прирост населения(%)      
мир в целом 1,8 1,4 1,2
ЕС 0,9 0,1 -0,1
Количество  рождений в расчете на одну женщину      
мир в целом 5 2,8 2,7
ЕС 2,6 1,5 1,4
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)      
мир в целом 45 65 68
ЕС 69 74 75
Население в возрасте 65 лет и более (% от всего  населения)      
мир в целом 5 7 7
ЕС 10,2 16 16,3

Примечание  – Источник: [9, с. 63-64]. 

    Старение  общества приводит к увеличению нагрузки на экономически активное население, а  предложение рабочей силы снижается.

    Миграционные  процессы оказывают возрастающее влияние  на рынок труда стран ЕС. С одной  стороны, мигранты пополняют трудовые ресурсы принимающих стран, омолаживают  европейское общество. С другой стороны, их возрастающее число приводит к обострению различного рода этнических, религиозных, социальных конфликтов, росту теневой экономики.

    Решение этих проблем возможно лишь при активном участии государства.

    В последнее время многие страны ЕС переходят от политики стимулирования спроса к стимулированию предложения  рабочей силы. Это влечет за собой  определенные изменения в методах  государственного регулирования рынка  труда. Во время данного перехода правительства стран оказались  перед выбором: сокращение налогов  для повышения деловой активности или увеличение налогов для выполнения социальных обязательств государства. Большинство стран приняло решение  снизить налоги.

    Стратегии, на которые опирается современная  система стимулирования экономической  активности населения в странах  ЕС, включают в себя активизацию  поиска работы безработными,  использование  надомной работы и гибких форм занятости, совершенствование организации  труда, а также участие в производстве лиц пенсионного возраста, которые  не утратили способность к труду.

    Во  многих странах ЕС национальные программы  занятости предполагают следующие  меры по стимулированию экономической  активности населения:

  • введение более жестких условий и установление предельных сроков предоставления пособий по безработице, снижение нормы выплаты пособий по отношению к заработной плате (В Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Польше, Франции); 
  • повышение официального пенсионного возраста (в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Италии, Франции, Португалии);
  • сокращение числа лиц, имеющих право на пенсионные пособия в полном объеме: в связи с продлением необходимого трудового стажа (в присоединившихся к ЕС странах Центральной и Восточной Европы) или увеличением количества лет, в течение которых работники должны осуществлять выплаты в пенсионные фонды (в Ирландии);
  • ограничение практики досрочного выхода на пенсию работников моложе пенсионного возраста (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Франции, странах Центральной и Восточной Европы и Прибалтийских государств);
  • усиление зависимости размера пенсий от величины и периода взносов работников и работодателей в пенсионные фонды (в странах Центральной и Восточной Европы и большинстве западноевропейских стран ЕС);
  • установление более жестких правил назначения пенсий по инвалидности (в странах Центральной и Восточной Европы и большинстве западноевропейских стран ЕС) и выплат по больничному листу (в странах Центральной и Восточной Европы и Прибалтийских государствах)[9, с. 65-66].

    Задачи, решаемые с помощью этих мер:

    1)сокращение  бюджетных расходов и таким  образом уменьшение дефицита государственных бюджетов;

     2)стимулирование роста экономической  активности населения, увеличение  предложения на рынках труда,  а также снижение уровня безработицы.

    Комитет по занятости осуществляет мониторинг и регулирование рынка труда  стран – участниц ЕС. Представитель  Европейской комиссии и по два  представителя от каждой страны –  члена ЕС являются обязательными  участниками комитета. Главным методом  регулирования рынка труда стран-участниц ЕС является разработка общей стратегии  действий правительств государств.

    Европейский социальный фонд (ЕСФ) является главным  институтом политики занятости Евросоюза. Фонд оказывает финансовую помощь для  борьбы с безработицей, помогает адаптации  рынка труда к структурным  сдвигам, которые происходят в экономике.

    Создание  новых рабочих мест, снижение безработицы  и рост производительности труда  явились результатами реформы рынка  труда.

    Обобщая опыт национальных правительств и наднациональных  органов ЕС по регулированию рынка  труда, можно констатировать, что  не следует переоценивать роль государства  и связывать с усилением его  вмешательства в экономику возможность  решения проблемы безработицы и  рациональной занятости. Вместе с тем  государственное регулирование, если оно правильно ориентировано, позволяет  смягчить остроту этих проблем, обеспечить адаптацию рыночной экономики к  изменяющимся внутренним и внешним  обстоятельствам воспроизводства, способствует достижению как экономического, так и социального равновесия.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3.Политика  РФ на рынке  труда 

    Рынок труда в России находится пока в стадии становления. Принятие Трудового  кодекса, развитие системы социального  партнерства, работа трехсторонних  комиссий – важные шаги на пути к  его формированию.

    К основным проблемам российского  рынка труда можно отнести  следующие:

    1) высокий уровень безработицы. В России численность населения, находящегося в трудоспособном возрасте составляет 93,3 млн. человек, экономически активное население равно 74,5 млн., а также 69,1 млн. человек занято в производстве. Число официально зарегистрированных безработных в январе 2010 года увеличилось на 5,1% по сравнению с декабрем 2009 года [10, с. 35].

    Можно также отметить серьезные различия в количестве безработных, рассчитанному  по методике МОТ (более 5 млн. человек), и количеством официально зарегистрированных безработных (около 2 млн. человек).

    2) изменение структуры занятости. Заметна тенденция к  сокращению числа занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности.  В то же время появляются вакансии в строительства и недвижимости, в банковском секторе. Самыми востребованными финансовыми профессиями являются бухгалтера, экономисты, менеджеры и аудиторы. Тенденцию изменения средних зарплат этих профессий можно проследить в таблице.

    Зарплаты tоп-5 самых востребованных финансовых специальностей в Москве выглядят следующим образом.

Таблица 2 – Самые востребованные специальности в Москве.

  Специалисты
Специальность Средняя рыночная зарплата, руб., Москва
Сентябрь 2008 Май

2009

Март

2010

1 Бухгалтер 35000 30000 35000
2 Менеджер по работе с клиентами (банк) 35000 30000 30000
3 Экономист 33000 30000 30000
4 Финансовый  менеджер 45000 40000 40000
5 Аудитор 65000 60000 65000

Примечание  – Источник: [10, с. 37].

    3) миграция. На сегодняшний день число легализованных мигрантов составляет более 1 млн. человек. Но, по различным оценкам, общее количество трудовых мигрантов в Россию составляет около 10 млн. человек. Миграция способствует повышению конкуренции на рынке рабочей силы.

    4) сложность трудоустройства молодежи. Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда:

      • компенсация расходов предприятиям, нанимающим молодых людей на работу;
      • открытие центров по трудоустройству;
      • организация временной занятости молодежи;
      • финансовая поддержка молодых людей, решивших открыть собственное дело и др.

    Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации  осуществляет Министерство труда и  социального развития России, а также  его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

    Можно выделить следующие методы по решению  проблем регулирования рынка  труда в России:

  • совершенствование системы информирования населения о возможностях решения проблемы занятости;
  • переподготовка специалистов служб занятости для развития навыков коммуникации;
  • способствование повышению активности различных общественных организаций в решении проблемы занятости;
  • улучшение контроля миграции трудовых ресурсов.

    В будущем планируется обеспечить сдвиги в отраслевой структуре занятости, сбалансированность спроса и предложения  рабочей силы, предупреждение массовой безработицы, создание новых рабочих  мест, совершенствование системы  обучения, подготовки и переподготовки населения.

    Таким образом, зарубежный опыт показывает, что при переходе к рыночной экономике  роль государства на рынке труда  возрастает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.РЫНОК  ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

3.1.Характерные  признаки и проблемы рынка труда в РБ 

    Принципы, формы, методы и масштабы государственного регулирования рынка труда сильно различаются в различных странах. Как правило, они адаптированы к  условиям, особенностям, традициям  каждой страны. Важной задачей является выбор соответствующей эффективной  модели государственного регулирования  адекватной сложившейся ситуации в  Беларуси, ее национальным особенностям.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ