Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.
Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34
Современная демографическая ситуация в странах ЕС характеризуется значительным сокращением рождаемости, темпы прироста населения замедляются, продолжительность жизни увеличивается, а также возрастает доля лиц старших возрастов.
Таблица 1 – Страны ЕС на фоне глобальных демографических тенденций.
Страны ЕС на фоне глобальных демографических тенденций ,1960-2007 гг. | |||
Основные показатели | 1960 | 2000 | 2007 |
Естественный прирост населения(%) | |||
мир в целом | 1,8 | 1,4 | 1,2 |
ЕС | 0,9 | 0,1 | -0,1 |
Количество рождений в расчете на одну женщину | |||
мир в целом | 5 | 2,8 | 2,7 |
ЕС | 2,6 | 1,5 | 1,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни (лет) | |||
мир в целом | 45 | 65 | 68 |
ЕС | 69 | 74 | 75 |
Население в возрасте 65 лет и более (% от всего населения) | |||
мир в целом | 5 | 7 | 7 |
ЕС | 10,2 | 16 | 16,3 |
Примечание
– Источник: [9, с. 63-64].
Старение общества приводит к увеличению нагрузки на экономически активное население, а предложение рабочей силы снижается.
Миграционные процессы оказывают возрастающее влияние на рынок труда стран ЕС. С одной стороны, мигранты пополняют трудовые ресурсы принимающих стран, омолаживают европейское общество. С другой стороны, их возрастающее число приводит к обострению различного рода этнических, религиозных, социальных конфликтов, росту теневой экономики.
Решение этих проблем возможно лишь при активном участии государства.
В
последнее время многие страны ЕС
переходят от политики стимулирования
спроса к стимулированию предложения
рабочей силы. Это влечет за собой
определенные изменения в методах
государственного регулирования рынка
труда. Во время данного перехода
правительства стран оказались
перед выбором: сокращение налогов
для повышения деловой
Стратегии, на которые опирается современная система стимулирования экономической активности населения в странах ЕС, включают в себя активизацию поиска работы безработными, использование надомной работы и гибких форм занятости, совершенствование организации труда, а также участие в производстве лиц пенсионного возраста, которые не утратили способность к труду.
Во многих странах ЕС национальные программы занятости предполагают следующие меры по стимулированию экономической активности населения:
Задачи, решаемые с помощью этих мер:
1)сокращение бюджетных расходов и таким образом уменьшение дефицита государственных бюджетов;
2)стимулирование роста
Комитет
по занятости осуществляет мониторинг
и регулирование рынка труда
стран – участниц ЕС. Представитель
Европейской комиссии и по два
представителя от каждой страны –
члена ЕС являются обязательными
участниками комитета. Главным методом
регулирования рынка труда
Европейский социальный фонд (ЕСФ) является главным институтом политики занятости Евросоюза. Фонд оказывает финансовую помощь для борьбы с безработицей, помогает адаптации рынка труда к структурным сдвигам, которые происходят в экономике.
Создание новых рабочих мест, снижение безработицы и рост производительности труда явились результатами реформы рынка труда.
Обобщая
опыт национальных правительств и наднациональных
органов ЕС по регулированию рынка
труда, можно констатировать, что
не следует переоценивать роль государства
и связывать с усилением его
вмешательства в экономику
2.3.Политика
РФ на рынке
труда
Рынок труда в России находится пока в стадии становления. Принятие Трудового кодекса, развитие системы социального партнерства, работа трехсторонних комиссий – важные шаги на пути к его формированию.
К основным проблемам российского рынка труда можно отнести следующие:
1) высокий уровень безработицы. В России численность населения, находящегося в трудоспособном возрасте составляет 93,3 млн. человек, экономически активное население равно 74,5 млн., а также 69,1 млн. человек занято в производстве. Число официально зарегистрированных безработных в январе 2010 года увеличилось на 5,1% по сравнению с декабрем 2009 года [10, с. 35].
Можно также отметить серьезные различия в количестве безработных, рассчитанному по методике МОТ (более 5 млн. человек), и количеством официально зарегистрированных безработных (около 2 млн. человек).
2) изменение структуры занятости. Заметна тенденция к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности. В то же время появляются вакансии в строительства и недвижимости, в банковском секторе. Самыми востребованными финансовыми профессиями являются бухгалтера, экономисты, менеджеры и аудиторы. Тенденцию изменения средних зарплат этих профессий можно проследить в таблице.
Зарплаты tоп-5 самых востребованных финансовых специальностей в Москве выглядят следующим образом.
Таблица 2 – Самые востребованные специальности в Москве.
Специалисты | ||||
Специальность | Средняя рыночная зарплата, руб., Москва | |||
Сентябрь 2008 | Май
2009 |
Март
2010 | ||
1 | Бухгалтер | 35000 | 30000 | 35000 |
2 | Менеджер по работе с клиентами (банк) | 35000 | 30000 | 30000 |
3 | Экономист | 33000 | 30000 | 30000 |
4 | Финансовый менеджер | 45000 | 40000 | 40000 |
5 | Аудитор | 65000 | 60000 | 65000 |
Примечание – Источник: [10, с. 37].
3) миграция. На сегодняшний день число легализованных мигрантов составляет более 1 млн. человек. Но, по различным оценкам, общее количество трудовых мигрантов в Россию составляет около 10 млн. человек. Миграция способствует повышению конкуренции на рынке рабочей силы.
4) сложность трудоустройства молодежи. Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда:
Государственное
регулирование проблем
Можно выделить следующие методы по решению проблем регулирования рынка труда в России:
В будущем планируется обеспечить сдвиги в отраслевой структуре занятости, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, предупреждение массовой безработицы, создание новых рабочих мест, совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки населения.
Таким
образом, зарубежный опыт показывает,
что при переходе к рыночной экономике
роль государства на рынке труда
возрастает.
3.РЫНОК
ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1.Характерные
признаки и проблемы
рынка труда в РБ
Принципы,
формы, методы и масштабы государственного
регулирования рынка труда
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ