Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 113.20 Кб (Скачать)

    Материальная  поддержка безработных имеет  важное значение в системе государственного регулирования рынка труда. Выплачивая пособия по безработице, государство  регулирует предложение рабочей  силы. Поэтому когда правительство  страны решает вопрос о праве на получение пособия и его размерах, оно должно учитывать конкретную ситуацию на рынке труда.

    В целом государственное регулирование  рынка труда должно осуществляться в той степени, в какой это  необходимо конкретной стране в силу специфики ее социально-экономического развития.

    3). Предоставление социальных гарантий

    Функционирование рынка труда во многом зависит от макроэкономических факторов. Оно обусловлено в первую очередь правовой основой трудовых отношений, которую формирует государство. Социокультурные факторы играют важную роль на рынке труда. Политика,  проводимая государством,  во многом определяет социальную защищенность наемного работника. Социальная направленность политики государства обусловлена соотношением сил между ведущими политическими партиями, эффективностью деятельности различных институтов общества.

    Следует обратить внимание на то, что государство является одним из субъектов рынка труда, так как оно - крупный работодатель и предприниматель. Во многих странах с развитой рыночной экономикой государственные предприятия и учреждения занимают главное место в национальной экономике.

    Одной из особенностей труда является его  многообразие. Труд может быть индивидуальным и коллективным, умственным и физическим, творческим и рутинным, престижным и не   престижным. Также труд различается по степени его тяжести, напряжённости, вредности. Но все эти различия могут быть отражены в государственно-правовых нормах лишь в самых общих чертах

    Тарифные  ставки, схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих являются основными элементами тарифных условий оплаты труда. В рыночной экономике тарифные ставки оплаты по категориям персонала устанавливаются предприятиями самостоятельно, так как для работников не может быть одной и той же зарплаты, даже если они имеют общую профессию, разряд и т.п., ведь каждый человек неповторим, что сказывается и на результатах его труда. Именно поэтому в современной рыночной экономике идет процесс индивидуализации труда и его оплаты.

    В оплате труда важным моментом являются моральные стимулы. Профессиональное продвижение, моральное поощрение, корпоративная культура и многие другие аспекты могут регулироваться только на уровне предприятия.

    Теоретически государство может, не присутствуя на рынке труда непосредственно, воздействовать на него косвенно.

    Механизм  такого государственного воздействия  на макроэкономическом уровне производится в действие с использованием всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

    Законодательная власть реализуется через пакет  законов на государственном и  региональном уровнях. Этот комплекс обычно представлен кодексом законов о  труде.

    Исполнительная  власть осуществляет регулирующую функцию, используя систему государственного управления. Эффективность государственного управления во многом зависит от компетентности органов власти и от наличия политической воли при реализации намеченного.

    Многие  аспекты рынка труда чрезвычайно  важны для его развития, например, проблемы занятости, миграции. Они, в свою очередь, обусловлены проблемами инвестиций, инфляции и другими. Из этого следует, что вопросы трудовых отношений вплетены в общую стратегию социально-экономического развития страны.

    Таким образом, подводя итоги данной главы, следует отметить существование  двух противоположных моделей регулирования  рынка: «регулируемой модели» и  модели «экономики свободного рынка (саморегулирующейся). На практике ни одна из этих моделей  в чистом виде не существуют. Также  следует подчеркнуть необходимость  регулирования рынка труда, в  особенности со стороны государства. Ведь в условиях становления рыночной экономики роль государства сильно возрастает.  
 
 
 
 

2. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН В РЕГУЛИРОВАНИИ  РЫНКА ТРУДА 

2.1. Регулирование рынка труда в США 

    В современном мире важнейшими факторами, оказывающими сильное влияние на рынок труда и занятость, являются глобализация экономики и технический  прогресс. Многие зарубежные страны формируют  новые подходы к регулированию  национальных рынков. Поэтому важной задачей любой страны является изучение опыта других государств в данной области.

    В Соединенных Штатах Америки важнейшей  составляющей рыночной системы является рынок труда. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны.

    Особенностью  рынка труда в США является существование двух независимых  друг от друга рынков рабочей силы. Основанием для деления служат профессионально-квалификационные характеристики. На первом рынке представлены специалисты с высшим образованием, рабочие с высокой квалификацией, а также административно-вспомогательный  персонал и техники. Второй рынок  состоит из работников обслуживания, неквалифицированных рабочих, низших категорий служащих.

    Следует охарактеризовать ситуацию на рынке  труда в США на данный момент.

    По  данным мая 2009 года численность трудоспособного  населения страны составила 235 452 тыс. человек. Количество безработных выросло до 14, 511 млн. человек, а численность занятых снизилась на 437 тыс. человек до 140 570 тыс. человек. Общая численность экономически активного населения в мае 2009 года равнялась 155 081 тыс. человек, что на 350 тыс. превышает значение апреля 2009 года[7, с. 47].

Рисунок 2 – Экономически активное и неактивное население.

Примечание  – Источник: [7, с. 49].

    Безработица в мае 2009 г. составила  9,4%. Динамику ее изменения можно проследить на графике. Следует отметить, что к маю 2009 г. безработица достигла самого большого значения за последнее десятилетие. 

Рисунок 3 – Динамика уровня безработицы в США.

Примечание  – Источник: [7, с. 50].

    На  тот же период число безработных  мужчин составило 8 691 тыс., а безработных женщин - 5 820 тыс. Уровень безработицы среди мужчин и женщин равнялся соответственно 10,5% и 8,0% [7, с. 50].

    Главной целью государственного регулирования  рынка рабочей силы в США является недопущение роста безработицы  до угрожающего серьезными социальными  потрясениями уровня. Основными чертами  хронической безработицы, к примеру, являются большое количество незаполненных  вакансий, нехватка специалистов и  т.д. Еще одной важной функцией государства  в таких условиях становится развитие системы образования, профессиональная подготовка и переподготовка рабочей  силы. Недостаточное количество квалифицированных  кадров, а также их нерациональное использование имеют негативные последствия для экономики США. В частности, это приводит к снижению эффективности производства продукции, ухудшению позиций американского  капитала на международных рынках.

    В настоящее время можно выделить четыре основных направления и государственного регулирования рынка труда в  США:

    1) программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

    2) программы, направленные на подготовку  и переподготовку рабочей силы;

    3) программы содействия найму рабочей  силы;

    4) программы по социальному страхованию  безработицы[8, с. 24].

    Именно  благодаря этим программам в США  были созданы дополнительные рабочие  места.

    В настоящее время главной целью  правительства США является создание рабочих мест в частном секторе. Для достижения этой цели используются преимущественно методы косвенного регулирования.

    Содействие  найму со стороны государства  также принимает важное значение. Регистрация безработных, поиск  вакансий и тестирование претендентов на работу для определения их квалификации являются главными задачами службы трудоустройства

      В 90-х годах прошлого века  в США существовало 100 обособленных, не взаимодействующих друг с  другом государственных программ  в области подготовки и переподготовки  кадров. В настоящее время эти  программы объединяются, также повышается  их эффективность. Правительство  создает центры развития карьеры,  где будет содержаться информация  о вакансиях и   программах  подготовки и переподготовки.

    Глобализация  американской экономики также влияет на рынок труда страны. Она оказывает  как положительное, так и отрицательное  влияние на экономику.

    Преимущества  глобализации:

  • сдерживание инфляции и  увеличение доходов благодаря дешевому импорту из стран третьего мира;
  • из зарубежных стран приходит приток капитала и квалифицированной рабочей силы;
  • появление дополнительных рабочих мест с ростом экспорта американских товаров;
  • создание благоприятных условий для американских компаний благодаря более низким издержкам производства.

    Недостатки:

  • при увеличении масштабов импорта и перевода производств за рубеж многие американцы теряют рабочие места;
  • усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж;
  • потеря предприятиями страны конкурентных преимуществ из-за того, что предприятия, которые открываются за рубежом, оснащаются современным оборудованием;
  • нарушение основных трудовых стандартов при использовании иностранной рабочей силы.

    К некоторым из проблем экономика  приспосабливается, но другие требуют  более активного вмешательства  государства.

    Меры  косвенного регулирования рынка  труда также широко применяются  правительством. Законодательство в  области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав является основой, которая определяет основные направления политики США.

    Также следует отметить, что во время  избирательной кампании 2008 г. Барак  Обама, нынешний президент США, говорил  о желании увеличить пособия  по безработице, выдавать льготы компаниям, нанимающим новых сотрудников. После  вступления в должность президента Б. Обама предложил антикризисную программу, основной целью которой в краткосрочном периоде являлось снижение уровня безработицы и создание 3,5 млн. рабочих мест.

    Основные  направления борьбы с безработицей согласно программе:

  • увеличение сроков выплаты пособий по безработице. В 2008 г. эти сроки были увеличены в 2 раза, в последний раз – до 20 недель. Так как пособия выплачиваются из бюджета штатов, федеральные власти будут выдавать штатам специальные субсидии;
  • финансирование программ по переподготовке и повышению квалификации. Особое внимание уделяется обучению молодежи в возрасте от 21 года до 24 лет[7, с. 47].

    Американский  рынок труда, в основах функционирования которого лежат базисные принципы рыночной экономики, демонстрирует, что он достаточно эффективно использует главный экономический  ресурс страны – его трудовой потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Тенденции регулирования  рынка труда в странах ЕС 

    Рынок рабочей силы Европейского союза  сейчас находится в сложном положении  из-за процессов старения населения  и падения темпов естественного  прироста. Многие отрасли европейской  экономики ощущают нехватку рабочей  силы. Проблема высокого уровня безработицы  остается одной из самых актуальных для ЕС. Эта ситуация приковывает  внимание правительств стран – членов Евросоюза и заставляет их искать выходы из этой ситуации. В марте 2008 г. на саммите ЕС приоритетными задачами скоординированной европейской  стратегии развития были названы  обеспечение большей занятости  и уменьшение уровня безработицы. Для  выполнения этих задач национальные правительства и наднациональные  органы ЕС создают правовые и организационные  механизмы, совершенствуют экономические  инструментарии регулирования рынка  труда с учетом глобальных демографических  и миграционных процессов.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ