Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.
Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34
1.2
Цели и методы государственного
регулирования рынка
труда
Роль государства на рынке труда в последние годы сильно возросла. Его влияние все больше принимает форму непрямого воздействия государственного регулирования методами индикативного планирования, совершенствования хозяйственного права, формирования здоровой конкурентной среды и т. п. Эффективность рыночного хозяйства как экономической системы зависит от гибкого, но активного воздействия на нее со стороны государства.
Но
значительная роль государства в
регулировании рынка труда
Таким образом, по мнению представителей классического течения экономической мысли, всякое активнее вмешательство государства на рынке труда является нежелательным. Эта модель имеет следующие допущения:
- субъекты,
действующие на рынке труда,
образуют однородную
- их поведение свободно, рационально и информировано.
В
классической модели заработная плата
устанавливается путем
W/P
W/P*
L*L
Рисунок 1 – Равновесие на рынке труда
Примечание – Источник: [2, с. 8].
Дж.
М. Кейнс критиковал данную модель,
так как он считал, что она упрощает
основные зависимости, которые возникают
на рынке труда, и не объясняет
причин возникновения неравновесия,
выражающегося в форме
Рынок сам по себе не является идеальным построением, поэтому существенная роль в регулировании рынка труда принадлежит государству. Он имеет положительные и отрицательные стороны. Цель государства заключается в том, чтобы внедрять в экономику такие формы и методы хозяйствования, которые способствуют развитию товарно-денежных отношений и препятствуют проявлению их негативных последствий. Государству необходимо поддерживать равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, стремиться к достижению оптимальной занятости, а также обеспечивать другие макроэкономические пропорции. Можно выделить несколько основных функций государства в этой сфере:
Для
регулирования рынка труда
К объектам воздействия относят население, работников, предпринимателей, а также некоторые элементы организации труда.
В зависимости от объектов воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.
По
форме воздействия методы делятся
на прямые и косвенные. К прямым методам
относятся: государственное субсидирование
занятости на предприятиях, стимулирование
гибких форм занятости и т. д. К
косвенным методам
По
направленности воздействия можно
выделить меры, которые увеличивают
или уменьшают спрос и
По характеру воздействия на рынок труда меры регулирования делятся на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.
По
содержанию регулирующих мер принято
выделять меры экономического, административного
характера, а также смешанные
меры. К экономическим мерам можно
отнести поддержание
Методы общегосударственного, регионального, отраслевого и внутрифирменного регулирования выделяются на основе классификации по уровню управленческого воздействия.
По продолжительности
Классификация,
основанная на использовании мотивационного
механизма. Она включает организационные
(правовые и административно-
Согласно другой классификации методы регулирования рынка труда делятся на следующие группы: прогнозирование структуры занятости и рынка труда, меры по регулированию занятости и меры по социальной защите населения[1, с. 414].
В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие основные элементы:
1) меры по регулированию спроса на труд;
2)
меры по регулированию
3)
меры по предоставлению
1).К самым распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:
-программы общественных работ;
-субсидирование занятости;
-финансово-кредитное воздействие на рынок труда[6, с. 417].
Республиканские или местные органы власти формируют спрос на труд при организации общественных работ. При проведении общественных работ государство реализует социально значимые проекты, привлекая незанятое население. Общеизвестным является тот факт, что даже если безработица в стране достигает высокого уровня, то в сферах, где непрестижный и малооплачиваемый труд необходим государству, остаются вакантные рабочие места. Безработные не претендуют на такие вакансии как на постоянные рабочие места, но могут занять их в ожидании подходящей работы.
В субсидирование занятости входят такие мероприятия, которые связаны с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям. Поощрение самозанятости проводится с помощью выплаты субсидий, юридической и организационной помощи уполномоченных органов государственной власти. Эти меры помогают облегчить безработным переход к организации собственного дела. Программы, стимулирующие предпринимателей нанимать тех работников, чей уровень конкурентоспособности на рынке труда понижен в силу физиологических (инвалиды, лица с пониженной трудоспособностью) или социальных (молодежь, женщины с малолетними детьми, длительно безработные) причин занимают особое место в системе субсидирования занятости.
Меры финансово-
2). Предложение труда как объект государственного регулирования
Государство
реализует программы
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ