Рынок труда и особенности его функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования рынка труда, определить состояние рынка труда в Республике Беларусь, перспективы его развития, социально-экономические последствия государственного регулирования рынка труда, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Государственное регулирование рынка труда…………………………… 6
1.1. Обоснование необходимости регулирования рынка труда. ………….. 6
1.2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда………. 8
2. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………………… 14
2.1. Регулирование рынка труда в США…………………………………….. 14
2.2. Тенденции регулирования рынка труда в странах ЕС…………………. 18
2.3.Политика РФ на рынке труда…………………………………………….. 21
3.Рынок труда в Республике Беларусь………………………………………. 23
3.1.Характерные признаки и проблемы рынка труда в РБ…………………. 23
3.2.Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ……………………………………………………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список использованных источников…………………………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 113.20 Кб (Скачать)

1.2 Цели и методы государственного регулирования рынка труда 

     Роль  государства на рынке труда в  последние годы сильно возросла. Его влияние все больше принимает форму непрямого воздействия государственного регулирования методами индикативного планирования, совершенствования хозяйственного права, формирования здоровой конкурентной среды и т. п.  Эффективность рыночного хозяйства как экономической системы зависит от гибкого, но активного воздействия на нее со стороны государства.

     Но  значительная роль государства в  регулировании рынка труда признавалась не всегда. Представители классической теории  считали, что в условиях совершенной конкуренции экономически свободный рынок сам может решить все проблемы. В связи с этим на рынке труда устанавливается равновесие, характеризующееся полной занятостью населения. Механизмы достижения такого равновесия основываются на принципах поведения работодателей и работников на рынке труда, определяемые ставками реальной заработной платы. Их изменение и обеспечивает равновесие при полной занятости. Если бы на рынке труда возникла ситуация избыточного предложения рабочих мест, то конкуренция среди работников вызвала бы снижение реальной заработной платы, а при более низкой зарплате произошел бы рост спроса на работу и началось снижение предложения рабочих мест до момента установления равновесия при полной занятости. Возможная безработица в этом случае имела бы исключительно добровольный характер, вытекающий из отказа безработных от предлагаемой ставки оплаты. Явления реальной безработицы объясняется представителями данного течения ограничениями, существующими в функционировании свободных рыночных механизмов на рынке труда. Источником этих ограничений является также и деятельность государства, ведущая к фиксированию зарплаты снизу или снижающая конкуренцию в сфере предложения на рынке труда.

     Таким образом, по мнению представителей классического  течения экономической мысли, всякое активнее вмешательство государства  на рынке труда является нежелательным. Эта модель имеет следующие допущения:

- субъекты, действующие на рынке труда,  образуют однородную совокупность  или ряд однородных групп; 

- их  поведение свободно, рационально  и информировано.

    В классической модели заработная плата  устанавливается путем взаимодействия спроса и предложения рабочей  силы и выполняет роль регулятора на данном рынке. Состояние равновесия на рынке труда в рамках классической модели представлено на рисунке 1. 
 
 
 
 
 

W/P

      
 

W/P*                
 

 

L*L

Рисунок 1 – Равновесие на рынке труда

Примечание  – Источник: [2, с. 8].

    Дж. М. Кейнс критиковал данную модель, так как он считал, что она упрощает основные зависимости, которые возникают  на рынке труда, и не объясняет  причин возникновения неравновесия, выражающегося в форме безработицы. Представители кейнсианской экономики уверены, что Дж. М. Кейнс предложил свое объяснение процессов функционирования экономики и рынка труда в целом. Он считал, что равновесие в экономике, определяемое как равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, в большинстве случаев устанавливается на уровне, не соответствующем уровню полного использования имеющихся экономических ресурсов, в том числе рабочей силы. Такое несоответствие вызвано недостатком совокупного спроса в экономике. Это объясняется недостаточным спросом на товары в условиях свободного рынка. Если спрос на товары недостаточный, то производители вынуждены снижать производство продукции, уменьшая тем самым спрос на рабочую силу, в результате чего возникает безработица. Она носит вынужденный характер, так как не может быть ликвидирована даже в случае согласия работающих и безработных на более низкий уровень реальной заработной платы. Таким образом, кейнсианцы выдвигают требования о необходимости активного вмешательства государства в экономические процессы для сокращения безработицы.   Так как причиной безработицы является недостаточный спрос на товары, то государство должно стимулировать этот спрос при помощи инструментов фискальной, денежно-кредитной политики и создания дополнительного спроса.

    Рынок сам по себе не является идеальным  построением, поэтому существенная роль в регулировании рынка труда  принадлежит государству. Он имеет  положительные и отрицательные  стороны. Цель государства заключается  в том, чтобы внедрять в экономику  такие формы и методы хозяйствования, которые способствуют развитию товарно-денежных отношений и препятствуют проявлению их негативных последствий. Государству  необходимо поддерживать равновесие между  совокупным спросом и совокупным предложением, стремиться к достижению оптимальной занятости, а также  обеспечивать другие макроэкономические пропорции. Можно выделить несколько  основных функций государства в  этой сфере:

  • разработка государственной политики в сфере воспроизводства рабочей силы на республиканском и региональном уровнях;
  • осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
  • привлечение в сферу воспроизводства рабочей силы негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
  • координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий, а также союзов и ассоциаций, представляющих их интересы, в рамках институтов социального партнерства[1, с. 412].

    Для регулирования рынка труда государство  использует определенные методы и меры. Существует множество классификаций  методов государственного регулирования  рынка труда. Рассмотрим некоторые  из них. Согласно первой классификации  методы регулирования можно разделить  по нескольким признакам:

  • по объектам воздействия;
  • по форме воздействия;
  • по направленности воздействия;
  • по характеру воздействия на рынок труда;
  • по содержанию регулирующих мер;
  • по уровню управленческого воздействия;
  • по источникам финансирования;
  • по продолжительности воздействия[3, с. 58].

    К объектам воздействия относят население, работников, предпринимателей, а также  некоторые элементы организации  труда.

    В зависимости от объектов воздействия  можно выделить меры общего воздействия  и специальные меры.

    По  форме воздействия методы делятся  на прямые и косвенные. К прямым методам  относятся: государственное субсидирование занятости на предприятиях, стимулирование гибких форм занятости и т. д. К  косвенным методам регулирования  можно отнести регулирование  демографической ситуации, смягчение  налогов, поощрение инвестиционной деятельности, увеличение государственных  заказов и закупок и т. д.

    По  направленности воздействия можно  выделить меры, которые увеличивают  или уменьшают спрос и предложение  рабочей силы, влияют на структуру  спроса и предложения, а также  меры, нацеленные на увеличение соответствия между спросом и предложением.

    По  характеру воздействия на рынок  труда меры регулирования делятся  на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

    По  содержанию регулирующих мер принято  выделять меры экономического, административного  характера, а также смешанные  меры. К экономическим мерам можно  отнести поддержание экономически целесообразных рабочих мест, организация  общественных работ, инвестирование в  малый бизнес. Меры административного  характера включают в себя уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение  числа мест работы для одного человека, изменение состава экономически активного населения, уменьшение пенсионного возраста. Смешанные меры сочетают в себе экономические и административные (финансовая, налоговая, таможенная, внешнеторговая, инновационно-инвестиционная и протекционистская политики).

    Методы  общегосударственного, регионального, отраслевого и внутрифирменного регулирования выделяются на основе классификации по уровню управленческого  воздействия.

      По продолжительности воздействия  методы бывают краткосрочными (до  одного года), среднесрочными (от  одного года до 5 лет) и долгосрочными  (от 5 лет и более).

    Классификация, основанная на использовании мотивационного механизма. Она включает организационные (правовые и административно-распорядительные методы), экономические (стимулирование создания рабочих мест при помощи налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов  и т. д.) и социально-психологические (основаны на учёте интересов личности, различных социальных групп населения)[4, с. 445].

    Согласно  другой классификации методы регулирования  рынка труда делятся на следующие  группы: прогнозирование структуры  занятости и рынка труда, меры по регулированию занятости и  меры по социальной защите населения[1, с. 414].

    В системе мер государственного регулирования  рынка труда можно выделить следующие  основные элементы:

    1) меры по регулированию спроса  на труд;

    2) меры по регулированию предложения  труда;

    3) меры по предоставлению социальных  гарантий занятости[5, c.69-70].

    1).К самым распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:

    -программы  общественных работ;

    -субсидирование  занятости;

    -финансово-кредитное  воздействие на рынок труда[6, с. 417].

    Республиканские или местные органы власти формируют  спрос на труд при организации  общественных работ. При проведении общественных работ государство  реализует социально значимые проекты, привлекая незанятое население. Общеизвестным является тот факт, что даже если безработица в стране достигает высокого уровня, то в  сферах, где непрестижный и малооплачиваемый труд необходим государству, остаются вакантные рабочие места. Безработные  не претендуют на такие вакансии как  на постоянные рабочие места, но могут  занять их в ожидании подходящей работы.

    В субсидирование занятости входят такие мероприятия, которые связаны с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям. Поощрение самозанятости проводится с помощью выплаты субсидий, юридической и организационной помощи уполномоченных органов государственной власти. Эти меры помогают облегчить безработным переход к организации собственного дела. Программы, стимулирующие предпринимателей нанимать тех работников, чей уровень конкурентоспособности на рынке труда понижен в силу физиологических (инвалиды, лица с пониженной трудоспособностью) или социальных (молодежь, женщины с малолетними детьми, длительно безработные) причин занимают особое место в системе субсидирования занятости.

          Меры финансово-кредитной  политики государства оказывают  существенное влияние на формирование спроса на труд, хотя они не всегда относятся  непосредственно к регулированию  рынка труда.

    2). Предложение труда как объект государственного регулирования

    Государство реализует программы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки с целью воздействия на формирование структуры предложения труда. Безработной  молодежи государство уделяет особое внимание. В программах профессионального  обучения безработных предусмотрено  участие самого безработного в выборе программы обучения, поэтому эти  программы имеют наибольший эффект с точки зрения активной государственной  политики.  Программы профессионального обучения безработных предназначены для устранения недостатка мастерства, трудовой адаптации для безработных, обучения граждан из социально уязвимых групп населения, возвращения на работу (включают в себя программы для женщин, желающих вернуться к работе после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка).

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ