Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

.Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы.. Механизм взаимосвязи и взаимодействия этих элементов образует рыночный механизм.
Отсутствие хотя бы одного из элементов означает, что не действуют механизмы прямых и обратных связей, обеспечивающие самонастройку, автоматическое саморегулирование, то есть то, что составляет суть рынка рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

Субъективная предельная оценка зависит от двух факторов: во-первых, от величины всего запаса зерна, во-вторых, от степе­ни удовлетворения потребности в зерне. Общая полезность зави­сит от суммы предельных полезностей пяти мешков зерна и определяет их способность удовлетворять все потребности старика-отшельника. С точки зрения изложенного легко объяснить «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше, стоит так дорого? Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полезности алмазов, но конкретная, субъектив­ная, предельная полезность алмазов, несомненно, выше предель­ной полезности воды. 

Количество 

мешков 

зерна, шт 
 

Субъективная пред.полезность доп. (последнего) мешка  

зерна, ед. 
 

Общая полезность всего  зерна как сумма  предельных полезностей, 

ед. 

1 
 

10 
 

10 

2 
 

8 
 

18 

3 
 

6 
 

24 

4 
 

4 
 

28 

5 
 

2 
 

30 

  

В потребительском  поведении российского среднего класса есть некоторый парадокс, хорошо иллюстрируемый данными маркетинговой  компании Synovate. Эта компания провела в прошлом году опрос в десяти странах, в ходе которого выяснилось, что Levi’s — самая популярная в мире марка джинсов. При этом 76% американцев не согласны платить за джинсы больше $40. В России таких набралось всего 23%, тогда как 26% россиян готовы выложить больше $120, 10% — больше $200, а еще 5% — больше $280. Так что представитель Levi Strauss Europe Сара Гассон не кривит душой, когда отвечает на вопрос, почему джинсы в России намного дороже, чем в США: «В конце концов, какую цену платить, решает сам покупатель в зависимости от той пользы, которую он получает от товара». 

  

В теории предельной полезности, как и в трудовой теории стоимости, есть свои слабые стороны. Если субъективная оценка каждого блага определяется его предельной полезностью для данного покупателя, то неизбежно следует вывод, что и объек­тивные меновые пропорции товаров, т. е. их рыночные цены, определяются только этой субъективной полезностью для поку­пателя и что мнение продавца, равно как и его затраты на товар, ничего не значат и никакой роли не играют. В этом случае при­дется признать, что цена легкового автомобиля выше цены мо­тоцикла не вследствие более высоких затрат на автомобиль, а только потому, что данный покупатель субъективно ценит авто­мобиль выше, чем мотоцикл. Полный отказ от трудовой теории стоимости и признание в качестве единственного источника сто­имости (ценности) только предельной полезности не дает воз­можности объяснить, почему на различных рынках при всех исключениях, колебаниях и отступлениях на одни и те же това­ры складываются единые рыночные цены. 

Становится очевидным, что стоимость (ценность) органи­чески включает в себя и цель (результат  производства, полез­ность) и средства достижения этой цели (затраты живого тру­да и других необходимых ресурсов, факторов производства). 

В конце XIX - начале XX в. в экономической науке возникло новое направление, которое предприняло  попытку объединить эти две теории и на этой основе создать синтез предельной по­лезности и затрат (издержек) производства. «Мы могли  бы с равным основанием спорить о  том, регулируется ли стоимость полезностью  или издержками производства, как  о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». По мне­нию А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется и полезностью, и затратами (издержками) производства. 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экономический  товар включа­ет одновременно и  благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его  производства необходимы ресурсы). Эти  качества товаров проявляются как  их полезность (поскольку удовлетворяют  наши потребнос­ти), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресур­сы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди пла­тят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара. 

  

3.     Деньги: происхождение, функции, виды. Структура  денежной массы и её измерение 

  

Существуют различные  научные концепции возникновения  и сущности денег, в том числе  рационалистическая и эволюционная. 

Рационалистическая  концепция объясняет происхождение  денег как результат соглашения между людьми. Эта идея безраз­дельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективный пси­хологический подход к происхождению денег присутствует во взгля­дах и многих современных экономистов. 

Так, П.Самуэльсон определяет деньги как искусственную соци­альную условность. Американский экономист Дж.К.Гэлбрейт счи­тает, что закрепление денежных функций за благородными метал­лами и другими предметами — продукт соглашения между людьми. Таким образом, деньги — это продукт соглашения между людьми. 

Эволюционная концепция  происхождение денег связывает  с развитием общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Проследив развитие обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей  массы товаров выделился один товар, который выполняет роль де­нег и всеобщего эквивалента (всеобщий эквивалент – это способность денег обмениваться на любой товар и услугу). Такую концепцию разделяют марксистская и неокласси­ческая школы. 

Известны четыре формы стоимости: 

1.     простая,  или случайная; 

2.     полная  или развернутая, 

3.     всеобщая 

4.     денежная. 

1. простая, или  случайная: 

 товар А = това­ру Б 

Товар А выражает свою стоимость в товаре Б,  т.е. находится в относительной форме стоимос­ти, а товар Б - в эквивалентной форме сто­имости. 

4.     полная  или развернутая: 

                    товару В 

Товар А </i>=    товару Б 

                     товару Г и т.д. 

 Эта форма стоимо­сти показывает, что все товары соизмеримы между собой. Множественность эквивалентной формы стоимости в дальнейшем стало тормозить обмен, поэтому выделился один товар, на который стали обмениваться все остальные. Такому уровню обмена соответствует 

5.     всеобщая формы стоимости 

товар В 

товар Б = Товару А 

товар Г                                            

Всеобщим эквивалентом в разных государствах выступали  различные товары (скот, и меха (в  России — куны), и соль, и ян­тарь, и ракушки и т.п.), а с развитием обмена это стало тормозить развитие отношений, рост производства, поэтому возникла 

4. денежная форма  стоимости, при которой  роль  всеобщего эквивалента закрепилась  за одним товаром – деньгами. В качестве которых выступало  серебро и золото, позже только  золото, так как оно обладало  совокупностью качеств, позволя­ющих ему лучше, чем другие товары выполнять функцию всеобще­го эквивалента. К ним относятся: 

1) длительная сохраняемость; 

2) легкая делимость  и соединимость без потери  стоимости; 

3) высокая стоимость  в небольшом количестве; 

4) относительная  редкость золота в природе; 

        5) качественная однородность всех  частей при делении.      

Деньги – это  товар, но товар особого рода, обладающий особой потребительной стоимостью - способностью обмениваться на любой товар или  являться всеобщим эквивалентом, это  форма стоимости всех товаров  и услуг.  

Современное понятие  денег: 

Деньги – это  абсолютно ликвидное средство, помогающее производить обмен. Ликвидность – это способность легко реализовываться. 

Для современной  экономической науки характерен подход, со­гласно которому сущность денег выводится из их функции. Этот тезис сформулирован английским экономистом Дж.Хиксом следу­ющим образом: деньги — это то, что используется как деньги. 

Функции денег: 

Среди современных  экономистов существует несколько  мнений по поводу числа и толкования функций денег, но единодушно признаются три основные: средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости. 

К.Маркс же выделял пять функций: мера стоимости, средство обращения, сред­ство накопления, средство платежа и мировые деньги. 

Функция средства обращения.  Деньги выступают посредником при  обмене товаров и услуг, благодаря  чему преодо­леваются индивидуальные, количественные, временные и про­странственные границы, присущие бартеру. Сокращаются и издержки обращения, т.е. трансакционные издержки — время и/или деньги, затрачиваемые на обмен товарами или услугами. 

Эту функ­цию выполняют реальные деньги. 

Функция денег как  меры стоимости  выражается в  способности  денег соизмерять стоимость всех товаров. Установленное количество денег, которое продавец требует за право владения  продуктом  называется ценой. 

Эту функцию деньги выполняют идеально при помощи масштаба цен. 

Масштаб цен —  это  определённое весовое количество  золота, принятое за единицу национальной валюты. 

Масштаб цен до недавнего  времени устанавливался государством. В настоящее время, в связи  с отрывом фиксирован­ной государством цены золота от его стоимости официальный  мас­штаб цен утратил экономический смысл. Официальная цена золота и золотые паритеты с 1976 г. были отменены. 

Теперь масштаб  цен приравнивает цену товара не к  определенному количеству золота, а  к товарной массе.  

Практическое применение масштаба цен можно показать на следующем  примере. В России мы твердо ориентируемся  в своей внутренней валюте. Нам  приблизительно известно, что можно  купить на 100 рублей и нам нет необходимости  искать выражение масштаба цен. Однако стоит выехать в другую страну, как мы сразу же сталкиваемся с  масштабом цен, так как нам  мало о чем говорят 100 евро, 100 фунтов стерлингов, 100 юаней и т.д. За этими  цифрами сразу не видно масштаба цен, или реальной покупательной  способности денег. Для определения  масштаба цен и покупательной  способности этих валют необходимо мысленно приравнять их к доллару (так  как после утраты золотом функции масштаба цен именно доллар стал фактически ее выполнять), т.е.  к товарной массе, которая стоит за долларом. 

В настоящее время  эту функцию выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. 

Средство сохранения стоимости (средство накопления, средство сбережения). Накопление денег возникает  в результате отделения актов  продажи и купли друг от друга  во  времени и пространстве  (Т-Д…Д-Т). Деньги покидают сферу обращения и оседают в домашних сейфах и на счетах в банках. Первоначально эту функцию золото выполняло в том случае, когда деньги уходили в сокровища. 

Сокровища – это  резервуары, в которые при необходимости  уходят избыточные деньги и из которых  деньги приходят в сферу обращения  при возникновении потребности  увеличить находящуюся в обращении  массу денег. Изъятие из обращения  денег в качестве сокровищ – это  форма накопления, присущая ранним ступеням развития товарного хозяйства. Формой сокровищ могли выступать  золотые слитки, монеты, предметы роскоши  из золота и серебра. 

Золото и сегодня  выступает в качестве официальных  резервов государства, а также в  виде частных сокровищ и в форме  эстетических ювелирных изделий. Абсолютной ликвидностью обладают и бумажные деньги, поэтому в качестве средства накопления могут выступать и неполноценные  деньги. 

Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет  свои ограничения. Если номинальная  стоимость денег фиксиро­вана, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего она зависит от цен на товары и услуги: 

Z= 1 / Р, 

где Z — покупательная  способность денег; Р — цены. 

Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко  падает и сохранение богатства в  виде денег теряет экономиче­ский смысл. Начинается погоня за менее ликвидными или вооб­ще неликвидными, но реальными ценностями: идет скупка зе­мельных участков, недвижимости, произведений искусства и т.д. 

Кроме того, сохранение богатства в виде денег может  приве­сти к так называемым вмененным издержкам или издержкам упу­щенных возможностей, поскольку сохранение богатства в виде денег не приносит их владельцу процентного дохода за период хранения (по сравнению, например, с богатством в виде недви­жимости, когда владелец дома, сдав его в аренду, получает доход в виде арендной платы и т.п.). 

Деньги как средство платежа. С развитием товарного  производ­ства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит. 

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура