Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

.Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы.. Механизм взаимосвязи и взаимодействия этих элементов образует рыночный механизм.
Отсутствие хотя бы одного из элементов означает, что не действуют механизмы прямых и обратных связей, обеспечивающие самонастройку, автоматическое саморегулирование, то есть то, что составляет суть рынка рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

1.     Рынок:  сущность, функции,   структура  и инфраструктура. 

Рынок - это система экономических  отношений, возникающих  на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного обращения.

Важнейшими параметрами  рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы.. Механизм взаимосвязи и взаимодействия этих элементов образует рыночный механизм.

Отсутствие хотя бы одного из элементов означает, что  не действуют механизмы   прямых   и   обратных   связей,   обеспечивающие   самонастройку, автоматическое саморегулирование, то есть то, что составляет суть рынка  рыночных отношений.

Материальную основу рыноч­ных отношений составляет движение товара и денег.

К условиям возникновения  рынка относятся:

·        общественное разделение труда,

·        экономическая обособленность производителей;

·        свобода предпринимательства. 

Экономическими  субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максималь­ному удовлетворению своих потребностей.

Фирма - экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли и использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

-         Государство - это все правительственные учреждения, которые    реализуют     функции     государственного регулирования экономики.

    К объектам рыночных отношений относят рынок продуктов и услуг и рынок ресурсов. 

Хозяйственные субъекты взаимодейст­вуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке, образуя поток доходов и расходов, который может быть представлен следующей схемой. 

 Домохозяйства,  имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские  способности), предоставляют их через  рынок ресурсов фирмам, которые,  в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домохозяйств - доходами. Домохозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынке товаров и услуг, и тратить свой доход на их приобретение. Предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут соответственно получать доход.

Эту схему можно  существенно усложнить, если учесть еще связи домохозяйств и фирм с государственным сектором, который  также осуществляет закупки на рынке  товаров и факторов производства. В то же время государство получает в виде налогов часть дохода частного сектора экономики. Нужно отметить, что этот "поток" доходов и  расходов постоянно находится в  движении.

В хозяйственной жизни  рынок выполняет  ряд существенных функций:

-        интегрирующую  функцию: рынок интегрирует (соединяет) сферу произ­водства (производителей) и сферы потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена  продуктами и услугами..

-         информационную (через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам  производства  объективную информацию  об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок);

-         посредническую (в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией     потребитель     имеет     возможность     выбора     оптимального поставщика);

-         ценообразующую  (рыночные  отношения устанавливают подвижную связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, потребностях, в конъюнктуре);

-         регулирующую (связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство);

-         стимулирующую (рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулирует НТП);

-         контролирующая  функция рынка выполняет  роль главного контролёра конечных результатов производства. На рынке выявляется в какой мере соответствует потребностям покупателей количество и качество товаров и услуг;

-         санирующую   (с   помощью   конкуренции   рынок   очищает   общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных  хозяйственных единиц и поддерживает более предприимчивых и эффективных, что повышает средний уровень устойчивости всего хозяйства). 

Условия существования рынка:

-   полная   независимость   экономических   субъектов,   их   правомочность  в заключении сделок и распоряжении своими доходами;

-          неограниченное число участников  конкуренции, абсолютно свободный  доступ на рынок и такой  же выход из него;

-         наличие у каждого участника  конкуренции полного объема информации (о предложении, спросе, ценах, нормах прибыли и т.д.);

-         реализация    товаров    по    равновесным    ценам,    отражающим    реальное соотношение  между спросом и предложением;

-         избыток предложения над платежеспособным  спросом (он необходим для создания   конкуренции   между   производителями,  экономической   борьбы   за  потребителя).

Рыночная  экономика формировалась  в России и других странах с переходной экономикой  на основе двух концепций:

1.      Концепция градуализма  (эволюционный вариант)

2.      Концепция  радикального  перехода («шоковая  терапия» )

Концепция градуализма предполагает проведение рыночных реформ медленно и последовательно. Государство на основе долгосрочной стратегической программы реформ постепенно демонтирует эле­менты АКС и заменяет их рыночными механизмами.

Составной частью концепции  градуализма является стремление смягчить экономические и социальные последствия  реформ и не до­пустить резкого снижения жизненного уровня населения.

Концепция радикального перехода к рынку включает два основных направления:

·        глубокие институциональные реформы

·        финансовую стабилизацию.

 В числе важнейших институциональных преобразова­ний стратегия радикального перехода предполагает:

а) разрушение в кратчайшие сроки системы централизованного  планирования и замена административных способов государственно­го регулирования  экономическими, в число которых  на первый план выходит жесткая денежно-кредитная  политика (сдерживание эмис­сии, ужесточение условий кредитования и др.);

б) одномоментную  либерализацию цен на основную массу  това­ров и услуг и переход от государственного распределения материаль­ных ресурсов к свободной торговле средствами производства и пред­метами потребления. Эта мера призвана запустить механизмы ры­ночного саморегулирования и ликвидировать товарный дефицит;

в) либерализацию  внешнеэкономической деятельности, что со­здает конкуренцию на внутреннем рынке и ослабляет позиции оте­чественных монополий.

Во второй половине 80-х годов, в СССР была пред­принята попытка реализовать двухсекторную (по образцу китайских реформ) модель экономики.

Двухсекторная модель исходит из существования в течение определенного времени «рыночного» и «планового» секторов в экономике. При стабильной работе планового сектора создаются условия для быстрого роста рыночного, который еще в переход­ный период становится двигателем экономики. По завершении этого периода плановый сектор окончательно демонтируется, утверждается однородная хозяйственная среда.

Именно двухсекторная  модель уменьшает «плату» за проведение реформ, поскольку, во-первых, позволяет  избежать катастрофически быстрого слома сложившихся  хозяйственных  связей и структур; во-вторых структурная  перестройка охватывает лишь один из секторов народ6ного хозяйства и  не приводит к глубоким потрясениям  в других; в-третьих, сохраняются  традиционные социальные установки  экономического развития.

Постепенный переход  к рынку в СССР в период Перестройки  не состоялся в силу многих причин. Главная из них — крайнее ослаб­ление государственной власти, вызванное расколом политической элиты на сторонников и противников реформ, антикоммунистичес­кой революцией 1989—1991 гг., приведшей к крушению власти КПСС, противоречием между союзным центром и элитами советских рес­публик, приведшим к распаду СССР.

Коренное отли­чие условий проведения рыночных реформ в России по сравнению с Китаем и странами Центральной Европы заключается:

-  в слабости  государственной власти;

- в запаздывании  в проведении реформ в условиях, когда опережающими темпами происходил  тотальный развал АКС.

В конце 1991 г. в обстановке распада прежней государственной  власти, надвигавшейся гиперинфляции  и вполне реальной угрозы па­ралича  экономики был сделан выбор в  пользу радикального пути перехода к  рынку. «Шоковая терапия» в России применялась в 1992— 1993 гг. и в относительно мягкой форме в связи с тем, что правитель­ство не сдерживало рост заработной платы, осуществляло активную денежную эмиссию и кредитование убыточных предприятий. Под влиянием соци­ально-экономической напряженности период активных реформ  сменился  эволюционным развитием рыночных институтов в 1994-1996 гг. Некоторая стабилиза­ция положения в экономике и социальной сфере позволила в 1997— 1998 гг. приступить к подготовке нового цикла реформ — в социаль­ной, жилищно-коммунальной, военной и других областях. Однако разразившийся весной 1998 г. и достигший апогея после 17 августа того же года финансовый кризис в России перечеркнул эти планы. С осени 1998 г. активные рыночные реформы практически прекратились. Предпосылки для очередного реформаторского цикла сложились в результате политической стабилизации в 2000 г. (налоговая реформа).

Модели  участия государства  в регулировании  рыночной  экономики:

1.     Классические  модели рассматривают помощь  государства в функционировании  экономики как излишнюю, более   того вредную.

2.     Неоклассические  модели допускают участие государства  в функционировании экономики.

3.     Кейнсианские  модели отводят государству роль  определяющего фактора.

4.     Монетаристские  модели указывают на необходимость  сокращения государственных регуляторов  до минимума, исключая налоговое  и бюджетное регулирование.

Структура рынка – это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных элементов  рынка, их удельный вес  в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка 

  

  

Критерий 

Вид рынка 

Экономическое назначение объектов рыночных отношений 

Рынок товаров и  услуг 

Рынок факторов производства 

 Денежный рынок 

Рынок ценных бумаг, валюты 

Рынок научно-технических  разработок,  патентов 

Рынок  информации 

Рынок недвижимости 

Рынок лицензий и  т.д. 

По субъектам 
 

Рынок покупателей 

Рынок продавцов 

Рынок посредников 

Рынок государственных  учреждений 

По географическому  положению 
 

Местный 

Региональный 

Национальный 

Мировой 

По уровню насыщения 
 

Равновесный 

Дефицитный 

Избыточный 

По степени зрелости 
 

Неразвитый 

Развитый 

Формирующийся 

По степени ограниченности конкуренции 
 

Свободный 

Монополистический Олигополистический 

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура