Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

.Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы.. Механизм взаимосвязи и взаимодействия этих элементов образует рыночный механизм.
Отсутствие хотя бы одного из элементов означает, что не действуют механизмы прямых и обратных связей, обеспечивающие самонастройку, автоматическое саморегулирование, то есть то, что составляет суть рынка рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

Общественное благо, характеризующееся неделимостью, неисключаемостью покупателей от пользования данным благом. Неисключаемость потребления означает, что выгоды от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. К ним относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки и т.д. 

Квазиобщественное благо («почти») производится частными производителями, но не в полном объеме, поэтому часть производства таких благ берет на себя государство. 

2. Товары субституты (заменители)  удовлетворяют одну  и ту же потребность, но отличаются  друг от друга отдельными свойствами. 

Товары комплименты  – взаимодополняющие блага, сопутствующие  друг другу. 

3. Инвестиционные  товары – товары, использующиеся  для производства других товаров. 

Потребительские товары служат для непосредственного удовлетворения потребностей людей. 

Способность удовлетворять  ту или иную потребность человека – это свойство товара, которое  называется потребительной стоимостью. 

Характеристики (черты) потреби­тельной стоимости товара: 

• всякая потребительная стоимость имеет три характеристи­ки - количество, качество и натуральную форму; 

•   потребительная стоимость в определенной степени  исто­рична, так как в разные эпохи одну и ту же потребность удовлетво­ряли различными способами. А. С. Пушкин ездил «то в карете, то верхом»; 

•  потребительная стоимость всегда имеет общественный ха­рактер, так как товар - это благо для других; 

• потребительная стоимость  товара не всегда зависит от ко­личества труда; 

• потребительная стоимость  услуги не имеет вещественной формы, она доставляет полезный эффект от самой деятельности, и в этом ее специфика; 

•  многие товары удовлетворяют не одну, а несколько  потреб­ностей. 

Второе свойство товара – меновая стоимость товара - это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на дру­гой товар. 

Центральным пунктом  проблемы товара является выяснение  вопроса о том, что дает право  одному товару обмениваться на другой, т. е. вопроса о содержании самой  меновой стоимости. Ответ на этот вопрос дают несколько  экономических  теорий. 

Трудовая теория стоимости 

Исторически первой в экономической науке сформировалась трудовая теория стоимости. Ее  авторами были  А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения этой теории в завершенном виде сводятся к следующему. 

Потребительные стоимости  качественно разнородны и по­этому количественно несоизмеримы. Общей основой всех обме­ниваемых товаров является то, что все они - продукты труда. Труд имеет двойственный характер: конкретный, т. е. труд в определенной целесообразной форме, и абстрактный - затрата энергии вообще. На рынке конкретный труд выступает как част­ный; абстрактный - как общественный. Первый создает потре­бительную стоимость, второй - стоимость. Стоимость - это ве­щественная форма затрат абстрактного общественного труда, вы­ражающая отношение продавца к покупателю или отношение из­держек к полезности. 

Стоимость и меновая  стоимость не тождественны: стоимость  – это внутреннее присущее свойство товара, его сущность, а меновая  стоимость – вешнее проявление сущности в процессе обмена 

Величина стоимости  определяется величиной общественно  необходимых затрат труда (ОНЗТ). ОНЗТ – затраты в рамках общественной полезности, общественной потребности. Измерителем трудовых затрат является рабочее время. В обществе эти  затраты измеряются не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим  временем.  К. Маркс определяет это  понятие так: «Общественно необходимое  рабочее время есть то рабочее  время, которое требуется   для   изготовления   какой-либо   потребительной   стоимости   при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем  в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». 

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается  подавляющая часть товаров данного  вида. Это, как правило, средние условия. Только в этих условиях производитель, обладающий средней умелостью и  работающий со средней интенсивностью, за час труда создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. 

Стоимость есть отношение, в котором проявляется равенство  абстрактного общественного труда, поэтому непосредственно в рабочем  времени она выразить себя не может. Как отношение стоимость выражает себя на рынке через отношение  одного товара к другому. Формой выражения  стоимости, следовательно, является другой товар или особый товар - деньги. Денежное выражение стоимости есть цена. 

На величину стоимости  товара влияют два фактора: производительность и интенсивность труда. 

Производительность  труда — это плодотворность, эффективность  конкретного труда, создающего потребительную стоимость измеряется количеством потребительных стоимостей, созданные в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Производительность труд обусловливает снижение стоимости товара, так как количество производимых товаров увеличивается прямо пропорционально повышению производительности труда, а общая величина их стоимости остается неизменной (в затратах живого труда). 

Интенсивность труда  — это напряженность абстрактного труда, измеряемая степенью расходования рабочей силы в единицу времени. Она не изменяет величину стоимости  товара, так  как при росте интенсивности  труда совокупная стоимость товаров, равно как и их количество, увеличивается  в одинаковой мере. 

Труд, заключенный  в товаре, делится на простой и  сложный Простой труд — труд неквалифицированный, который в со­стоянии выполнить  любой человек, обладающий нормальными  физическими и духовными способностями, без предвари­тельного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд — труд квалифицированный. Товар, произведенный им, имеет более высокую стоимость. Сложный труд представляет со­бой возведенный в степень простой труд, а потому он и создаст большую стоимость, чем простой труд. Сведение сложного тру­да к простому представляет редукцию труда. 

Закон стоимости 

Обмен товаров в  соответствии с количеством общественно  необходимого труда, затраченного на их производство выступает как закон стоимости. Закон стоимости выступает как закон цен. Через механизм рыночного ценообразования, через их колебания вокруг стоимости под влиянием конкуренции, спроса и предложения происходят стихийное регулирование товарного производства, стихийное установление определенного равновесия между спросом и предложением. 

 На основе колебания  цен вокруг стоимости происходит  распределение  рабочей  силы  и  средств   производства  между различными отраслями производства, в результате чего достигается определенная пропорциональность между всеми частями народного хозяйства. 

Закон стоимости  стимулирует снижение товаропроизводителями  индивидуальных затрат путем введения технических усовершенствований. Стремление каждого из них к совершенствованию  техники производства приводит к  повышению производительности общественного  труда и постепенному снижению общественно  необходимых затрат труда. Так стихийно действующий закон стоимости  способствует техническому прогрессу. 

На основе закона стоимости, действующего через рыночную конкуренцию, происходит социальное расслоение товаропроизводителей. 

  

У трудовой теории стоимости  есть как достоинства, так и пробелы. На основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Почему, например, легковая автомашина дороже мотоцикла, а мотоцикл дороже велосипе­да? Ответ прост: различны уровни общественно необходимых затрат труда на производство автомобиля, мотоцикла и велоси­педа. Однако на основе этой теории трудно объяснить, какие виды труда составляют ОНЗТ, каковы количества различных элементов ОНЗТ, как учесть труд простой и сложный, умствен­ный и физический, квалифицированный и неквалифицирован­ный и т. д. На основе этой теории трудно объяснить, почему в одно и то же время один и тот же товар на различных рынках и даже на одном и том же рынке иногда продается по разной цене. На основе трудовой теории стоимости легко и убедитель­но можно объяснить поведение продавца, товаропроизводите­ля, но невозможно объяснить поведение покупателя, потреби­теля товара. 

Альтернативные теории стоимости 

Существующие альтернативные теории стоимости дополняют теорию трудовой стоимости, 

Теория издержек производства (Т. Мальтус, Дж. Милль  доказывает, что количество труда, воплощенного в товаре, обусловлено издержками его производства, к которым относятся  затраты живого и овеществленного  труда и прибыль на авансированный капитал.                                                             

Теория факторов производства (Ж.Б.Сэй др.) противопоставляет определению    стоимости    товара трудом, затраченным на его производство, «теорию полезности», согласно  которой производство создает полезность, а полезность определяется ценностью. В производстве    участвуют три фактора - труд, капитал, земля, которым соответствуют три основных дохода: заработная плата, процент, рента. 

Теория предельной полезности. Сторонники теории предельной полезности ценность или стоимость  товара выводят не из затрат труда, а из полезности.  При этом они  выделяют два ее вида: во-первых, полезность общую, абстрактную, или родовую, под  которой понимают способность всех наличных благ удовлетворять какую-либо потребность людей; во-вторых, конкретную, или субъективную, полез­ность, которая означает субъективную оценку данного экземп­ляра данного блага данным покупателем, потребителем. 

 Исходной основой  субъективной полезности являются  следующие предпосылки. 

 Во-первых, субъективная  полезность предполагает редкость  блага, ограниченность вели­чины  его запаса. 

 Во-вторых, субъективная  полезность зависит от характера  потребления благ. Эту зависимость  полезности блага от процесса  его потребления обосновал немецкий  экономист Герман Генрих Госсен (1810 – 1858). 

 Первый закон   Госсена выражают два положения: 

• в одном непрерывном  акте потребления полезность после­дующей единицы потребляемого блага  убывает; 

• при повторном  акте потребления полезность каждой еди­ницы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при пер­воначальном потреблении. 

Учет двух факторов - ограниченности благ и характера  их потребления - позволил на основе первого  закона Госсена выве­сти новое понятие - субъективную предельную полезность. 

В условиях, когда  количество благ ограниченно, ценность данного блага определяется субъективной полезностью последнего, предельного  экземпляра, который удовлетворяет  наименее настоятельную конкретную, субъективную потребность, занимающую последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом  благ данного рода. Иными словами, ценность блага в ее субъективной оценке определяется величиной его  предельной полезности. По вопросу  соизмерения полезности ученые разделились  на кардиналистов и ординалистов. Кардиналисты считают возможным измерение величины предельной полезности, ординалисты же отрицают такую возможность и необходмость. 

 Классической  иллюстрацией этих поло­жений стал пример австрийских экономистов К. Менгера (1840-1921) и Е. Бем-Баверка (1851-1914) с пятью мешками зерна, которые имеет старик-отшельник, проживая в лесу: первый мешок он использует для удовлетворения самых насущных по­требностей в пище, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашних птиц, четвертый - идет на изготовление пива, пятый - для забавы (кормление попугая). В субъективной оценке этого отшельника ценность каждого из пяти мешков опре­деляется ценностью предельного, последнего, мешка. Если по какой-либо причине он лишится пятого мешка, то его субъектив­ная оценка каждого из оставшихся четырех будет определяться ценностью четвертого мешка. Однако эту субъективную предель­ную оценку полезности нельзя путать с общей полезностью всех пяти мешков зерна. 

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура