Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

.Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы.. Механизм взаимосвязи и взаимодействия этих элементов образует рыночный механизм.
Отсутствие хотя бы одного из элементов означает, что не действуют механизмы прямых и обратных связей, обеспечивающие самонастройку, автоматическое саморегулирование, то есть то, что составляет суть рынка рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 63.91 Кб (Скачать)

Смешанный 

По соответствию действующему законодательству 
 

Нелегальный (черный, серый) 

Легальный 

По отраслям 
 

Автомобильный 

Компьютерный 

По характеру продаж 
 

Оптовый 

Розничный 

С учётом ассортимента товаров 
 

Замкнутый (на котором представлены товары только первого производителя) 

Насыщенный (на котором множество сходных товаров многих производителей) 

Рынок широкого ассортимента 

Смешанный 

Важным аспектом рыночной структуры является вопрос о сегментации (от лат. segmentum - отрезок) рынка. 

Сегментация рынка - это разделение единой рыночной сис­темы на ряд метамер (от лат. meta - после + греч. meros - часть доля), участников, зон, частей, долей на основе учета особенно­стей спроса потенциальных потребителей товаров и услуг в соответствии с различиями их вкусов, моды, потребностей в це­лом. Критериями классификации покупателей на те или иные однородные группы могут быть самые различные факторы, ко­торые в конечном счете и предопределяют сегментацию рынка. Основными из них являются: 

а) демографические  факторы (рынок мужских, женских, дет­ских, молодежных товаров, товаров для лиц пожилого возраста и т. п.); 

б) социально-демографические  факторы (рынок богемных, элитарных, спортивных товаров, товаров для  врачей, учителей и т. п.); 

в) географические факторы (рынок товаров для жителей  Севера или Юга); 

г)  психологические  факторы, предопределяющие стиль жиз­ни (рынок для нумизматов, любителей музыки, поэзии и т. п.); 

д) поведенческие  факторы (постоянные клиенты и случай­ные покупатели); 

е) национальные факторы (рынок товаров, характерных для  покупателей данной национальности); 

ж) факторы, отражающие уровень доходов тех или иных слоев населения (состоятельные  покупатели и бедные слои населения), а также другие многочисленные факторы. 

В туризме, например, особое значение имеет учет возраста потребителей (молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм пенсионного  возраста), учет побудительных мотивов  для путешествий (туризм познавательный, оздоровительный, лечеб­ный, деловой, охотничий, экологический, религиозный и т. п.). 

Процесс сегментации  рынка всегда динамичен. Меняющиеся вкусы, мода, стиль жизни, уровень  и динамика доходов, число членов семьи, профессиональный и национальный состав насе­ления - все эти и многие другие объективные и субъективные факторы углубляют процесс сегментации рынка и в наше время. 

В связи с этим сегментация рынка является объектом при­стального внимания маркетинговых  служб как в статике, в каж­дый момент, так и в динамике. 

Маркетинг – представляет собой комплексную систему организации  производства и сбыта продукции, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных людей и  получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучение внутренней и внешней среды предприятия, разработку стратегии и тактики  поведения на рынке, 

всестороннее изучение рынка, половозрастного состава  потребителей, а следовательно, спроса, вкусов, потребностей людей.  С другой стороны, он сам активно воздействует на рынок, на существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. 

Инфраструктура –  это накопленное материальное богатство  в форме объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические  условия для успешного функционирования предприятий промышленности,  часть  национального богатства, которое  призвано обеспечить беспрепятственное  поле деятельности. 

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслужи­вающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка. 

Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой институтов, действующих  в пределах особых рынков и  обеспечивающих нормальный режим  их функционирования. 

Основными элементами инфраструктуры современного рынка  являются: 

-    биржи   (товарные,   сырьевые,   фондовые,   валютные,   их   организационно  оформленное посредничество); 

-    аукционы,     ярмарки    и    др.     формы     организационного    внебиржевого  посредничества; 

-    кредитные  системы и коммерческие банки; 

-    эмиссионная  система и эмиссионные банки; 

-   система регулирования  занятости населения и центы  государственного и негосударственного  содействия занятости (биржи труда); 

-    информационные  технологии и средства деловой  коммуникации; 

-    налоговая  система и налоговая инспекция; 

-    система   страхования   хозяйственного  коммерческого   риска,    страховые компании; 

-    специальные  рекламные  агентства,  информационные  центры  и  агентства средств  массовой информации; 

-    торговые  палаты, другие общественные, добровольные  и государственные объединения  (ассоциации) деловых кругов; 

-    таможенная  система; 

-    профсоюзы  работающих по найму; 

-    коммерческо-выставочные  комплексы; 

-    система  высшего и среднего экономического  образования; 

-    аудиторские  компании; 

-    консультативные  (консалтинговые) компании; 

-    общественные      и      государственные      фонды,      предназначенные     для стимулирования деловой активности; 

- специальные зоны  свободного предпринимательства. 

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельность рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены  самими рыночными отношениями. 

  

Функции инфраструктуры рынка: 

-    облегчение  участникам рыночных отношений  реализации их интересов; 

-    повышение  оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов на  основе специализации отдельных  субъектов экономики и видов  деятельности; 

-    организационное  оформление рыночных отношений; 

-    облегчение      форм      юридического      и      экономического      контроля, государственного и общественного  регулирования деловой практики. 

Инфраструктуру рынка  можно представить в виде схемы 

Товарные биржи 

Торгово-посреднические фирмы 

Коммерческие компании 

Лизинговые компании 

Аукционы 

Ярмарки посреднические фирмы 
 

  

Рынок товаров и  услуг 

Банки 

Инновационные и  инвестиционные фонды 

Страховые компании 

Фондовые биржи 

Валютные биржи 
 

Рынок капитала 

Биржи труда 
 

Рынок труда 

Информационные центры 

Юридические конторы 

Рекламные агентства 

Аудиторские, консалтинговые и другие компании 

  
 

  

  

Рынок информации 

В инфраструктуру современного рынка можно включить всю институциональную  и государственную системы общества, ко­торая оказывает на рынок прямое или косвенное воздействие. Формой такого воздействия является экономическая политика, т. е. совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход рыночных процессов, оказать на них влияние и/или предоп­ределить их развитие в нужном для общества направлении. 

На эффективность  инфраструктуры значительное влияние  оказывает окружающая внешнеэкономическая, политическая, правовая и культурно-этическая  среда. 

  

2.          Товар как основной инструмент  рыночного хозяйства. 

  

Рыночное хозяйство  располагает двумя основными  инструмен­тами - это товар и деньги. Рассмотрим их более обстоятельно. 

Товар – продукт  труда, который производится не для  собственного потребления, а для  обмена (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс).  Представители неоклассического направления определяют товар как благо. 

 Понятие «благо»  как мате­риальная основа товара в истории экономической мысли претер­пело существенную эволюцию: 

•  первоначально  в это понятие включали только материаль­ные вещи и предметы, но не включали услуги; 

• затем в понятие  «благо» стали включать и услуги, но толь­ко материальные; 

•  сегодня в  это понятие включают все виды материальных благ и все виды услуг - как материальных, так и нематериальных; 

 Материальные  блага включают: естественные дары  природы (земля, воздух, климат); продукты  производства (продукты, зда­ния, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к матери­альным благам относят патенты, авторские права, зак­ладные. Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых форма присвоения полезности. 

 Нематериальные  блага — это блага, воздействующие  на раз­витие способностей человека, создаются в непроизводственной сфе­ре: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ: 

внутренние —  блага, данные человеку природой, которые  он развивает в себе по собственной  воле (голос, пение, декламация; музыкальный  слух — занятия музыкой; способности  к науке и т.д.); 

внешние — это  то, что дает внешний мир для  удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). 

 Таким образом,  современная экономическая наука  в понятие «благо» включает  всякую вещь, всякую услугу, всякую  интел­лектуальную и духовную идею, если они дают полезный эффект, т. е. удовлетворяют какие-либо потребности человека. 

 Классическая  экономи­ческая наука важной проблемой считала деление благ на мате­риальные и нематериальные. Современная наука важнейшим считает разделение их на экономические блага и неэкономи­ческие блага. 

Экономические блага -  блага, которые являются объектом или результатом экономической  деятельности, т.е. которые можно  получить в огра­ниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить. 

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются  приро­дой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в при­роде "свободно", в достаточном количестве для полного и посто­янного удовлетворения определенных потребностей человека (воз­дух, свет). 

Таким образом, соотношение  между потребностью и доступностью делает  благо экономическим или  неэкономическим. 

Товар - это экономическое  благо, произведенное для обмена. 

Кроме рассмотренных  существуют и другие подходы к  классификации благ (товаров). 

1.           Товары индивидуального потребления.  Их характеризует делимость, исключаемость из состава покупателей тех людей, которые не в состоянии заплатить по рыночной цене. 

Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура