Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль в нашей жизни рынка потребительских товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров 4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров 9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров 13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России 20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России 20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России 26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России 37
3 Основные перспективы развития 42
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 48
Прогноз численности населения, Россия, 2010-2014 гг (млн чел)
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Численность граждан РФ (млн чел) | 140,4 |
139,9 |
139,4 |
138,9 |
138,5 |
Численность иностранцев, проживающих в РФ (млн чел) | 3,4 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
Численность
населения РФ, включая
иностранцев (млн чел) |
143,8 |
143,4 |
143,0 |
142,6 |
142,2 |
Численность населения России неуклонно сокращается. В последние годы динамику падения смягчал приток трудовых мигрантов, но с 2009 г и в данной группе потребителей начался отток.
Убыль
населения является причиной стагнации
спроса на продукты питания. В 2009 г ситуация
с убылью населения еще больше усугубилась
в связи с массовым выездом трудовых мигрантов.
Спецификой российского рынка является наличие натурального производства соков и нектаров, то есть часть соков и нектаров делается из выращенных в домохозяйствах овощей и фруктов. Такие соки и нектары могут вообще не попадать в торговлю.
Остальная часть соков и нектаров производится на предприятиях и частных хозяйствах для продажи. Производство соков и нектаров на продажу мы называем рыночным производством.
Объем проданных соков и нектаров равен объему рынка, а объем всех произведенных и потребленных соков и нектаров, включая натуральное и рыночное производство, равен емкости рынка.
Потребители
соков и нектаров также разделяются
на частных производителей соков
и нектаров для собственного потребления
и покупателей в розничной торговле.
Численность потребителей соков и нектаров, Россия, 2005-2009 гг (млн чел)
Параметр | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Численность потребителей соков и нектаров (млн чел) | 105,4 |
105,8 |
106,1 |
106,6 |
105,8 |
Динамика (% к предыдущему году) | - |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
-0,8 |
Прогноз
численности потребителей
соков и нектаров,
Россия, 2010-2014 гг (млн
чел)
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Численность потребителей соков и нектаров (млн чел) | 104,9 |
105,2 |
105,5 |
106,1 |
106,6 |
Динамика (% к предыдущему году) | -0,8 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
Анализируя
численность потребителей соков
и нектаров в России, можно увидеть, что
в 2009-2010 годах динамика резко стала отрицательной,
что показывает нам, как экономический
кризис сказался на потреблении соковой
продукции. Но, заглянув в будущее и посмотрев
на прогноз, можно увидеть, что к 2011 году
динамика вновь должна прийти в норму.
Показатель
«Экспорт соков и нектаров» отражает
сумму нетто всех перевозимых
через границу России грузов в течение
года. Единица измерения - «Нетто груза
- тонн» получена взвешиванием груза на
границе за вычетом веса перевозящего
груз транспорта и тары. Единицы учета
экспорта соков и нектаров: все предприятия,
занимающиеся внешнеэкономической деятельностью
в России. Масса экспортируемого товара
в килограммах переведена в объем в литрах.
Натуральный
объем экспорта соков
и нектаров из России, 2005-2009
гг (млн л)
Параметр | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Экспорт (млн л) | 190,8 | 263,9 | 335,4 | 374,5 | 277,4 |
Динамика (% к предыдущему году) | - |
38,3 |
27,1 |
11,7 |
-25,9 |
Прогноз
натурального объема
экспорта соков и
нектаров из России, 2010-2014
гг (млн л)
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Экспорт (млн л) | 343,1 | 350,4 | 353,3 | 361,1 | 370,5 |
Динамика (% к предыдущему году) | 23,7 |
2,1 |
0,8 |
2,2 |
2,6 |
Наблюдая за натуральным объемом экспорта соков и нектаров в России, мы видим, что резкое снижение почти в два раза было в 2008 году, а в 2009 динамика и вовсе стала отрицательной. Это опять же можно свести к экономическому кризису.
Также,
сделав прогноз натурального объема
экспорта, видим, что в 2010 году динамика
пришла в норму, но далее опять идет большой
спад, который связан с резким изменением
климата, аномальной жарой.
Натуральный
объем экспорта соков
и нектаров по вкусам, 2005-2009
гг (млн л)
Вкус | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Виноградный | 0,5 | 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Апельсиновый | 3,8 | 7,4 | 2,5 | 2,6 | 3,0 |
Ананасовый | 1,0 | 2,1 | 1,1 | 1,1 | 0,9 |
Грейпфрутовый | 0,3 | 0,9 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Яблочный | 20,0 | 15,3 | 15,7 | 9,0 | 6,3 |
Томатный | 3,2 | 5,4 | 4,0 | 3,4 | 2,6 |
Прочие | 5,3 | 7,5 | 7,6 | 6,7 | 7,1 |
Всего | 34,2 | 39,6 | 31,6 | 23,6 | 20,4 |
Проведя
анализ по натуральному объему экспорта
соков и нектаров по вкусам, можно
сказать, что самым урожайным
годом был 2006, чего нельзя сказать
о 2009 годе. Также видно, что самым
экспортируемым соком является сок
яблочного вкуса.
Предпочтения
населения России по
потреблению соков
В опросе, проведенном в июле текущего года, приняло участие 1605 человек, в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает ± 2,5%. Респондентам был задан вопрос: Соки/нектары каких вкусов Вы предпочитаете?
40% россиян предпочитают соки с апельсиновым вкусом. 35% - с яблочным. Чуть более четверти респондентов выбрали мультифрукт (28%). Причем жители городов с населением более 500 тысяч чаще пьют апельсиновые и мультифруктовые соки, тогда как респонденты из небольших городков (менее 100 тысяч человек) в основном выбирают яблочный вкус.
Сочные пристрастия участников исследования мало зависят от их пола, образования и социального положения. Однако в результатах опроса все же можно усмотреть некоторые любопытные тенденции. К примеру, апельсиновый сок чаще всего выбирают холостяки и незамужние барышни (44%).
Руководители предприятий (41%) значимо чаще, чем служащие (27%), рабочие (18%) и пенсионеры (18%) употребляют ананасовый сок.
15% респондентов из числа людей с начальным и неполным средним образованием выбрали клубничный сок. Вишневый (26%), грейпфрут (17%) и гранатовый соки(13%) значимо чаще употребляют интервьюируемые с высоким доходом, нежели со средним (17%, 8% и 8% соответственно) и низким (11%, 7% и 7%).
Наименее
популярными оказались черносмородиновые
соки (1%). Черничный (2%), брусничный, морковный
и овощной набрали по 2% голосов от общего
числа опрошенных.
Респондентам
был задан вопрос: Сколько литров
сока/нектара в среднем за неделю
потребляет Ваша семья?
Большая часть опрошенных россиян ответили, что в их семьях в среднем выпивают по два-три литра (41%) сока в неделю. Менее литра чаще всего выпивают жители сельской местности (26%), а четыре-шесть литров сока – норма для респондентов, живущих в городах-милионниках (20%).
Каждый
пятый квалифицированный специалист ответил,
что его семье требуется в среднем по три
литра сока в неделю (21%). Выяснилось также,
что потребление сока зависит от дохода
респондента. Значительное число граждан
(23%) с невысоким доходом выпивают менее
одного литра сока в неделю, тогда как
практически каждый пятый респондент
с доходом выше среднего ответил, что за
указанный промежуток времени в его семье
выпивают по четыре-шесть литров сока.
Основные
игроки сокового рынка. Лидер рынка соков в
стоимостном выражении — «Лебедянский»,
на его соки приходится 26,5% продаж в январе-апреле
2010 года (по данным «Бизнес Аналитики»).
С небольшим отрывом за ним следует «Мултон»
с долей рынка в 24,7% в стоимостном выражении,
замыкает тройку лидеров «Вимм-Билль-Данн»
— 21,4% продаж. «Нидан» занимает четвертую
позицию с 13,6% рынка, пятый производитель
в рейтинге с долей в 3% — АПК «Придонье».
ТОП бренды соков в России (в алфавитном порядке): «Добрый» («Мултон»), «Любимый сад» («ВБД»), «Моя семья» («Нидан Соки»), «Фруктовый сад» («Лебедянский»).
Соковый
рынок высококонсолидирован — пятерка
лидеров делает сейчас 90% продаж в
стоимостном выражении в
Первым
соковым приобретением
В
2008 году компания PepsiCo и Pepsi Bottling Group приобрели
75,53% акций ОАО «Лебедянский». Сделка
предусматривала выделение