Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль в нашей жизни рынка потребительских товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров 4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров 9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров 13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России 20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России 20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России 26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России 37
3 Основные перспективы развития 42
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 541.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Прогноз численности населения, Россия, 2010-2014 гг (млн  чел)

    Параметр 2010 2011 2012 2013 2014
    Численность граждан РФ (млн чел)  
    140,4
     
    139,9
     
    139,4
     
    138,9
     
    138,5
    Численность иностранцев, проживающих в РФ (млн чел)  
     
    3,4
     
     
    3,5
     
     
    3,6
     
     
    3,6
     
     
    3,7
    Численность населения РФ, включая

    иностранцев (млн  чел)

     
     
    143,8
     
     
    143,4
     
     
    143,0
     
     
    142,6
     
     
    142,2
 

     Численность населения России неуклонно сокращается. В последние годы динамику падения смягчал приток трудовых мигрантов, но с 2009 г и в данной группе потребителей начался отток.

     Убыль населения является причиной стагнации  спроса на продукты питания. В 2009 г ситуация с убылью населения еще больше усугубилась в связи с массовым выездом трудовых мигрантов. 

     Спецификой  российского рынка является наличие  натурального производства соков и  нектаров, то есть часть соков и нектаров делается из выращенных в домохозяйствах овощей и фруктов. Такие соки и нектары могут вообще не попадать в торговлю.

     Остальная часть соков и нектаров производится на предприятиях и частных хозяйствах для продажи. Производство соков и нектаров на продажу мы называем рыночным производством.

     Объем проданных соков и нектаров равен  объему рынка, а объем всех произведенных и потребленных соков и нектаров, включая натуральное и рыночное производство, равен емкости рынка.

     Потребители соков и нектаров также разделяются  на частных производителей соков  и нектаров для собственного потребления и покупателей в розничной торговле. 

     Численность потребителей соков  и нектаров, Россия, 2005-2009 гг (млн чел)

    Параметр 2005 2006 2007 2008 2009
    Численность потребителей соков и нектаров (млн чел)  
    105,4
     
    105,8
     
    106,1
     
    106,6
     
    105,8
    Динамика (% к предыдущему году)  
    -
     
    0,3
     
    0,3
     
    0,4
     
    -0,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прогноз численности потребителей соков и нектаров, Россия, 2010-2014 гг (млн чел) 

    Параметр 2010 2011 2012 2013 2014
    Численность потребителей соков и нектаров (млн чел)  
    104,9
     
    105,2
     
    105,5
     
    106,1
     
    106,6
    Динамика (% к предыдущему году)  
    -0,8
     
    0,3
     
    0,3
     
    0,5
     
    0,5
 

     Анализируя  численность потребителей соков  и нектаров в России, можно увидеть, что в 2009-2010 годах динамика резко стала отрицательной, что показывает нам, как экономический кризис сказался на потреблении соковой продукции. Но, заглянув в будущее и посмотрев на прогноз, можно увидеть, что к 2011 году динамика вновь должна прийти в норму. 

      Показатель  «Экспорт соков и нектаров» отражает сумму нетто всех перевозимых  через границу России грузов в течение года. Единица измерения - «Нетто груза - тонн» получена взвешиванием груза на границе за вычетом веса перевозящего груз транспорта и тары. Единицы учета экспорта соков и нектаров: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России. Масса экспортируемого товара в килограммах переведена в объем в литрах. 
 
 
 
 
 
 

Натуральный объем экспорта соков  и нектаров из России, 2005-2009 гг (млн л) 

    Параметр 2005 2006 2007 2008 2009
    Экспорт (млн л) 190,8 263,9 335,4 374,5 277,4
    Динамика (% к предыдущему году)  
    -
     
    38,3
     
    27,1
     
    11,7
     
    -25,9
 
 

Прогноз натурального объема экспорта соков и  нектаров из России, 2010-2014 гг (млн л) 

    Параметр 2010 2011 2012 2013 2014
    Экспорт (млн л) 343,1 350,4 353,3 361,1 370,5
    Динамика (% к предыдущему году)  
    23,7
     
    2,1
     
    0,8
     
    2,2
     
    2,6
 
 

      Наблюдая  за натуральным объемом экспорта соков и нектаров в России, мы видим, что резкое снижение почти в два раза было в 2008 году, а в 2009 динамика и вовсе стала отрицательной. Это опять же можно свести к экономическому кризису.

      Также, сделав прогноз натурального объема экспорта, видим, что в 2010 году динамика пришла в норму, но далее опять идет большой спад, который связан с резким изменением климата, аномальной жарой. 
 
 
 
 
 

Натуральный объем экспорта соков  и нектаров по вкусам, 2005-2009 гг (млн л) 

    Вкус 2005 2006 2007 2008 2009
    Виноградный 0,5 1,0 0,3 0,3 0,3
    Апельсиновый 3,8 7,4 2,5 2,6 3,0
    Ананасовый 1,0 2,1 1,1 1,1 0,9
    Грейпфрутовый 0,3 0,9 0,4 0,3 0,3
    Яблочный 20,0 15,3 15,7 9,0 6,3
    Томатный 3,2 5,4 4,0 3,4 2,6
    Прочие 5,3 7,5 7,6 6,7 7,1
    Всего 34,2 39,6 31,6 23,6 20,4
 

      Проведя анализ по натуральному объему экспорта соков и нектаров по вкусам, можно  сказать, что самым урожайным  годом был 2006, чего нельзя сказать  о 2009 годе. Также видно, что самым  экспортируемым соком является сок  яблочного вкуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предпочтения  населения России по потреблению соков 

      В опросе, проведенном в июле текущего года, приняло участие 1605 человек, в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает ± 2,5%. Респондентам был задан вопрос: Соки/нектары каких вкусов Вы предпочитаете?

      40% россиян предпочитают соки с апельсиновым вкусом. 35% - с яблочным. Чуть более четверти респондентов выбрали мультифрукт (28%). Причем жители городов с населением более 500 тысяч чаще пьют апельсиновые и мультифруктовые соки, тогда как респонденты из небольших городков (менее 100 тысяч человек) в основном выбирают яблочный вкус.

Сочные пристрастия  участников исследования мало зависят  от их пола, образования и социального  положения. Однако в результатах  опроса все же можно усмотреть  некоторые любопытные тенденции. К  примеру, апельсиновый сок чаще всего выбирают холостяки и незамужние барышни (44%).

     Руководители  предприятий (41%) значимо чаще, чем  служащие (27%), рабочие (18%) и пенсионеры (18%) употребляют ананасовый сок.

15% респондентов  из числа людей с начальным  и неполным средним образованием выбрали клубничный сок. Вишневый (26%), грейпфрут (17%) и гранатовый соки(13%) значимо чаще употребляют интервьюируемые с высоким доходом, нежели со средним (17%, 8% и 8% соответственно) и низким (11%, 7% и 7%).

     Наименее  популярными оказались черносмородиновые соки (1%). Черничный (2%), брусничный, морковный и овощной набрали по 2% голосов от общего числа опрошенных. 

     Респондентам  был задан вопрос: Сколько литров сока/нектара в среднем за неделю потребляет Ваша семья? 

       

     Большая часть опрошенных россиян ответили, что в их семьях в среднем выпивают по два-три литра (41%) сока в неделю. Менее литра чаще всего выпивают жители сельской местности (26%), а четыре-шесть литров сока – норма для респондентов, живущих в городах-милионниках (20%).

     Каждый пятый квалифицированный специалист ответил, что его семье требуется в среднем по три литра сока в неделю (21%). Выяснилось также, что потребление сока зависит от дохода респондента. Значительное число граждан (23%) с невысоким доходом выпивают менее одного литра сока в неделю, тогда как практически каждый пятый респондент с доходом выше среднего ответил, что за указанный промежуток времени в его семье выпивают по четыре-шесть литров сока. 

     Основные  игроки сокового рынка. Лидер рынка соков в стоимостном выражении — «Лебедянский», на его соки приходится 26,5% продаж в январе-апреле 2010 года (по данным «Бизнес Аналитики»). С небольшим отрывом за ним следует «Мултон» с долей рынка в 24,7% в стоимостном выражении, замыкает тройку лидеров «Вимм-Билль-Данн» — 21,4% продаж. «Нидан» занимает четвертую позицию с 13,6% рынка, пятый производитель в рейтинге с долей в 3% — АПК «Придонье». 

       

     ТОП бренды соков в России (в алфавитном порядке): «Добрый» («Мултон»), «Любимый сад» («ВБД»), «Моя семья» («Нидан Соки»), «Фруктовый сад» («Лебедянский»).

     Соковый рынок высококонсолидирован — пятерка  лидеров делает сейчас 90% продаж в  стоимостном выражении в городах  с населением свыше 1 млн. человек. Для  сравнения на водном рынке показатель суммарных продаж пяти крупнейших игроков порядка 42%. Таким образом, рынок соков в России — это рынок четырех компаний: «Лебедянского», «Мултона», «Вимм-БилльДанна» и «Нидана». Эти лидеры борются между собой за десятые доли рынка в жесткой конкуренции. Эта борьба происходит при участии транснациональных компаний Coca-Cola и PepsiCo.

     Первым  соковым приобретением иностранцев  стал «Мултон» (ТМ Rich, Nico, «Добрый»), купленный CocaCola в 2005 году за $501 млн. А в июле 2007 года было объявлено о втором соковом приобретении Coca-Cola. Корпорация приобрела подмосковный завод «Аква Вижион», производителя соков, сокосодержащих напитков и холодного чая. Сумма сделки с прежним владельцем (Health Tech Corporation) составила 191,5 млн. евро. Проектная мощность завода, введенного в эксплуатацию в апреле 2007 года, составляет 50 млн. дал напитков в год. Сейчас «Аква Вижион» активно экспортирует сокосодержащие напитки и лимонады в Украину, поддерживая свои бренды немалым рекламным бюджетом. Сегмент премиальных лимонадов и сокосодержащих напитков — один из самых прибыльных и динамично развивающихся на рынках, как России, так и всего СНГ.

     В 2008 году компания PepsiCo и Pepsi Bottling Group приобрели 75,53% акций ОАО «Лебедянский». Сделка предусматривала выделение бизнесов по производству детского питания и  минеральной воды, которые PepsiCo и PBG не приобрели. А в августе 2010 года правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России одобрила сделку по приобретению компанией Coca-Cola 100% акций «Нидан-соки». В настоящее время основным акционером «Нидана», который производит продукцию под брендами Caprice, Caprice Tea, «Моя Семья», «Сокос», «Чемпион» и «Да!», является британский инвестфонд Lion Capital, купивший в 2007 году 75% плюс 1 акцию исходя из оценки в $530 млн. за всю компанию. Оставшиеся 25% принадлежат основателям «Нидана», сообщает «Интерфакс».

Информация о работе Рынок потребительских товаров