Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль в нашей жизни рынка потребительских товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров 4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров 9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров 13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России 20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России 20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России 26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России 37
3 Основные перспективы развития 42
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

     Характер  хозяйственных отношений и формы их реализации зависят от того, какие субъекты действуют на данном рынке.

     Главными субъектами рынка выступают продавцы и покупатели, при этом они могут быть представлены физическими, юридическими лицами, а так же государством. В рыночной экономике действуют представители каких-либо объединений людей — семьи, коллектива, общества. Они выступает либо как субъекты спроса, либо как субъекты предложения данного потребительского рынка.

Существуют  следующие виды субъектов рынка:

1) домохозяйства;

2) предприятия (фирмы)

3) банки,

4)государство

     1. Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия). Отличительные признаки домохозяйства определяют его как экономическую единицу, которая:

     производит и воспроизводит человеческий капитал;

     обладает  одним или несколькими видами ресурсов (труд, земля, капитал) для продажи на рынке;

     самостоятельно  принимает хозяйственные и рыночные решения, стремится к максимальному удовлетворению потребностей членов домохозяйства в рамках имеющихся ресурсов

     К категории домохозяйств относятся не только семьи как социально-экономические ячейки общества, но и организации, не занимающиеся производительной деятельностью: церкви, партии, профсоюзы.

     Домохозяйства — самая многочисленная категория хозяйствующих субъектов на рынке. В них потребляется основное количество жизненных благ, создаваемых в сфере производства. Именно в домохозяйствах формируется движущая сила общества и предпринимательских структур — рабочая сила

     2. Предприятие - это экономическая единица, которая: 

     - использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

     - стремится к увеличению прибыли;

     - самостоятельно принимает решения

     Предпринимательские структуры осуществляют производство или реализацию потребительских товаров, и одновременно выступают как продавцы и покупатели на рынках. Наиболее распространенной организационной формой предпринимательства является предприятие (фирма), выступающая как хозяйствующий субъект, который:

     а) создан для производства и реализации потребительского товара или услуги

     б) обладает необходимыми ресурсами, которые можно использовать, как факторы производства

    в) самостоятельно принимает управленческие решения,

     г) стремится к получению прибыли от хозяйственной и рыночной деятельности

     3. Особой группой предприятий на рынке выступают банки.

     Банк - это особая, финансово-кредитная  организация, которая на потребительском  рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального  функционирования рынка. Это учреждения (организации), которые собирают, хранят и накапливают денежные средства, производят взаиморасчеты с клиентами, предоставляют займы (кредиты), выпускают ценные бумаги и деньги. На рынке банк выступает как экономическая единица, которая:

     а) организует и непосредственно осуществляет движение денежных потоков,

     б) обладает необходимыми ресурсами для осуществления финансовой деятельности,

     в)самостоятельно принимает различные хозяйственные и рыночные решения;

     г) стремится к максимизации получаемой прибыли.

     4. Важным субъектом рынка потребительских товаров является государство — сложный участник рынка, представленный неоднородными частями. Первая часть представлена домохозяйствами, предприятиями и банками, основанными на государственной собственности и образующими государственный сектор экономики; вторая часть — императивный субъект рынка, решения которого обязательны для всех других. Эта часть образуется органами федерального и регионального управления, регулирующими рыночные процессы в интересах общества и целом, с учетом общегосударственных ресурсов и задач.

     Государство регламентирует рыночные отношения через свою политику и органы надзора по санитарному, экологическому, эпидемическому контролю, налоговую систему, кредитно-финансовую политику, местные органы власти.

     Различные субъекты рынка объединяются с целью зашиты своих интересов в различные союзы (ассоциации) (профсоюзы, союз потребителей, и т.д.)

     Цивиллизованный рынок требует включения в свою систему единых норм, правил, законов. За их соблюдением следят органы права - прокуратура и суд. Для разрешения конфликтов между рыночными партнерами создается арбитражный суд. Нотариальные конторы осуществляют регистрацию имущественных отношений и т д. Для обеспечения денежных операций создаются банковские и прочие финансовые структуры, играющие активную роль в рыночном механизме.

     Существенное  место занимают на рынке средства средства массовой информации: пресса, радио, телевидение. Они передают потребителям сведения о новых товарах, ценах, рыночном поведении предприятий.

Таким образом, действие объективных законов рыночной экономики обусловливает теснейшую взаимосвязь всех субъектов рынка. Механизм реализации этой взаимосвязи субъектов хозяйствования состоит во взаимовыгодном взаимодействии, обеспечивающим индивидуальное и общественное воспроизводство.  
 
 

     1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров

     Механизм  рынка потребительских товаров — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления объёмов и структуры их производства, определения критериев качества, уровня цен, условий поставки. Все это устанавливается с помощью хозяйственных связей между субъектами рынка.

     Предложение потребительских товаров — это продукт, который уже находится на рынке или мажет быть на него доставлен.

     Потребительский спрос – это вынесенная на рынок потребность в товарах, которая выражается в стоимостной форме и обеспечивается денежными средствами. Спрос на рынке предъявляют покупатели, чтобы реализовать свои интересы. Экономическая сторона этих интересов состоит в обмене денежных товаров на нужные товары

     Цена - денежное выражение стоимости товара. (ГОСТ Р 51303-99) и важный инструмент рыночного эквивалентного обмена потребительских товаров и денег. В цене на основе рыночных механизмов уравновешивается интересы производителей и покупателей.

     Главная особенность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончатеяьно формируются на нем. Поскольку только на рынке возможно общественное признание продуктов как товаров, поскольку и стоимость их получит общественное признание через механизм цен.

     Товар — это продукт или услуга, удовлетворяющие какую-либо человеческую потребность посредством купли-продажи.

     Потребительская стоимость — это полезность или способность продукта, вещи, услуги удовлетворять какую-либо потребность людей. Она находится в прямой зависимости от его естественных свойств. Потребительская стоимость любого товара подвержена воздействию исторических и социальных условий. Развитие производства, общества, общественных и индивидуальных потребностей приводит к тому, что один и тот же вид блага в разное время приобретает разную способность удовлетворять потребности людей. Наличие у продукта (вещи, услуги) потребительской стоимости еще не делает его товаром.

     Стоимость - не природное свойство продукта (вещи, услуги), а общественное отношение между производителями и потребителями товаров, скрытое вещной оболочкой.

     Конъюнктура потребительского рынка - это совокупность экомических условий, при которых осуществляется процесс купли-продажи товаров в конкретных границах места и времени.

Оптимальное состояние рынка потребительских товаров, позволяющее каждому покупателю выбрать и купить товар, предполагает превышение товарного предложения над спросом. Это состояние рынка можно выразить следующим уравнением: 

Sj  -  Дj = Rjt 

где Sj -  предложение определенного товара в натуральном или стоимостном  выражении;

Дj – объём покупательского спроса на данный товар в конкретных условиях места и времени;

Rjt – объём нормального запаса товара j, обеспечивающий покупателям возможность выбора товара по потребительским качествам или уровню цен. 
 

Понятия и факторы, характеризующие конъюнктуру  рынка: 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Говоря  о потребительском рынке никак  нельзя упускать из вида такой момент, как конкуренция.

     Конкуренция - (лат. соnсurrere - сталкивать, состязаться) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

     Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка.

     Основными параметрами являются:

    1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    4. участие фирм в контроле за рыночной ценой.

     Конкуренция базируется на двух процессах –  соперничестве и удовлетворении потребностей. Конкуренция обязывает  фирмы создавать конкурентоспособный  товар или предоставлять конкурентоспособную услугу.  
 
 
 

Формы конкуренции: 

    Формы конкуренции Признаки, определяющие форму  конкуренции Степень контроля за ценами
    Совершенная Множество фирм, производящих данный продукт. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями Отсутствие  контроля за ценами
    Монополия (чистая) Данный продукт  производится только одной фирмой (отрасль  состоит только из одной фирмы) Очень высокая  степень контроля за ценами
    Дуополия Производство  данного вида продукции сосредоточено  на двух фирмах. Производится однородная продукция. Частичный контроль за ценами
    Олигополия Относительно  небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) Частичный контроль за ценами
    Монополистическая конкуренция с дифференциацией  качества продукции Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции Очень слабый контроль за ценами

Информация о работе Рынок потребительских товаров