Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Для нормального развития экономики необходима мобилизация временно свободных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между разными секторами экономики. Эти процессы должны осуществляться на финансовых рынках. Частью финансового рынка является рынок капитала.
В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ РАНКА КАПИТАЛА, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1.1. Сущность и структура рынка капитала
1.2. Особенности рынка заемного капитала
1.3. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Образование основных институтов рынка капитала
2.2. Функционирование системы банковского кредитования в Республике Беларусь
2.3. Формирование и деятельность национального фондового рынка
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На втором этапе происходило динамичное развитие нормативно-правовых требований по вопросам кредитования и усиление регламентации, о чем свидетельствуют многочисленные дополнения, вносимые в Положение о банковском кредите, действующее в этот период. Высокая подвижность нормативно-правового поля обусловлена происходящим реформированием системы кредитования и ее адаптацией к новым экономическим условиям. Для данного этапа характерно снятие ряда экономически неоправданных ограничений в деятельности банков, например, административных ограничений при кредитовании субъектов хозяйствования, занимающихся посреднической деятельностью. Усиление регламентации проявлялось в конкретизации отдельных норм, ранее обозначенных лишь в общих чертах, а также более четком определении прав банков при осуществлении контроля.
Третий этап развития регламентации в системе кредитования клиентов банков не содержит революционных новшеств, но произошли изменения, заслуживающие внимания. В действующих на этом этапе Правилах предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.11 были обобщены все прежние дополнения и изменения, вносимые Национальным банком в Положение о банковском кредите. Терминологию нового документа и ряд нормативных требований привели в соответствие с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь. В то же время продолжали существовать некоторые нормы, характерные для системы кредитования периода плановой экономики.
На четвертом этапе регламентация кредитной деятельности банков достигает максимальной детализации. Разработка и утверждение Национальным банком нового нормативного документа были обусловлены в основном необходимостью согласования некоторых норм в соответствии с принятым 25 октября 2005 г. Банковским кодексом Республики Беларусь.
Пятый этап можно охарактеризовать как период начала либерализации нормативной правовой базы по вопросам кредитных отношений банков с клиентами и унификации с законодательством Российской Федерации. Принятая постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата кардинально изменила порядок и условия осуществления кредитования. Целью принятия Инструкции № 226 стало позитивное стремление постепенно устранить излишнюю "зарегулированность" действовавшего порядка кредитования, а также исключить нормы, дублирующие положения других действующих нормативных правовых актов, в частности, Банковского кодекса. Вместе с тем эта новая Инструкция не сразу вписалась в более или менее устоявшуюся законодательную базу, регулирующую валютные, налоговые и иные смежные правоотношения. Круг проблем, возникших в процессе практического применения нормативных требований Инструкции № 226, обусловил необходимость изменения содержания отдельных положений данного документа. Однако это не единственная причина перехода к новому этапу развития регламентации системы банковского кредитования.
На шестом этапе практически была завершена начатая ранее унификация с законодательством Российской Федерации. Принятие 17 июля 2006 г. новой редакции Банковского кодекса Республики Беларусь также потребовало приведения в соответствие с ним норм и терминологии Инструкции № 226. Все изменения и дополнения, обусловленные перечисленными выше причинами, нашли отражение в новых редакциях данной Инструкции.
Таким образом, на протяжении последних пяти лет Национальным банком Республики Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, исключение норм, дублирующих другие нормативные и законодательные акты. В результате был отменен ряд рекомендаций Национального банка, касающихся порядка кредитования по счету-контокорренту и консорциального кредитования; определения уровня кредитоспособности кредитополучателей; проверок материального обеспечения задолженности по кредитам; долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.
Другими важными изменениями относительно кредитования юридических лиц стали:
предоставление банкам права самостоятельно определять процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;
предоставление банкам права самостоятельно определять целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;
возможность выдачи кредитов на текущие (расчетные) счета кредитополучателей;
отмена практически всех регламентации, касающихся пролонгации кредитов;
отмена ограничений по кредитованию предприятий, работающих с убытками;
предоставление возможности использования упрощенной процедуры выдачи по микрокредитам и другие.
Кроме того, банкам по некоторым нормам, ранее однозначно трактовавшимся Национальным банком, разрешено самостоятельно определять приемлемые подходы. Обязательным является лишь их закрепление в локальных нормативных актах банка, регламентирующих его кредитную деятельность.
Таким образом, в действующих редакциях Инструкции № 226 и Банковского кодекса нашло отражение содержание основных элементов системы кредитования, характерных для современных условий Республики Беларусь. Претерпели определенные изменения состав элементов системы кредитования и их содержание, но их трансформация не должна вести к увеличению кредитного риска и отрицательно сказываться на возвратности кредита.
Кредитование юридических и физических лиц является ведущим направлением банковской деятельности.
В 2010 году кредитная политика банков была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. (рис. 2.1). За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.
По итогам 2010 г. отношение требований банков к экономике в процентах к ВВП составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов.
Рисунок 2.1 – Требования банков к экономике
в 2006-2010 гг. (трлн. руб.) [6; с. 6]
Банки, как и ранее, весомо участвовали в реализации крупных государственных социально-экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.
Стратегическим приоритетом в нашей стране традиционно является жилищное строительство. Более того, в условиях кризисного и посткризисного развития данная сфера экономики рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики.
Одним из направлений реализации данной стратегии является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем выдачи за 2009 г.
Совокупная задолженность населения по всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.
2.3. Формирование и деятельность национального фондового рынка
В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Он играет значительную и постоянно возрастающую роль в экономике промышленно развитых стран.
Республика приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» (12 марта 1992 г., № 1512-ХП; изменения и дополнения внесены 28 июня 1996 г., № 487-ХШ). Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Целью данного нормативного акта является содействие развитию в республике рынка ценных бумаг путем мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и эффективного использования, установление правовых гарантий защиты инвесторов. Закон устанавливает необходимые требования к лицам, осуществляющим выпуск ценных бумаг и профессиональную деятельность в этом направлении, создает условия, понятийное и правовое пространство по проведению операций с ценными бумагами.
В настоящее время финансовые активы страны включают различные ценные бумаги, которые могут быть объектами инвестиционной деятельности (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 – Финансовые активы фондового рынка Республики Беларусь [9; с. 477]
Операции, связанные с эмиссией и обращением фондовых инструментов на рынке ценных бумаг, регулируются вышеназванным законом. Его действие распространяется на деятельность субъектов хозяйствования республики, связанную с акциями и облигациями. Закон дает также определения этих финансовых инструментов.
Ценные бумаги (акции и облигации) — денежные документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту.
Акция (простая) — ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.
Акция (привилегированная) — ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, на долю собственности при ликвидации общества, но не дающая права голоса в управлении обществом.
Облигация — ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Фондовая биржа — организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, а также регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Профессиональная деятельность по ценным бумагам — проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями, с целью получения дохода (за исключением дохода в виде процента или дивиденда). В Беларуси законодательно определены следующие виды такой деятельности:
• посредническая деятельность по ценным бумагам;
• коммерческая деятельность по ценным бумагам;
• деятельность инвестиционного фонда;
• деятельность депозитария;
• доверительная (трастовая) деятельность;
• деятельность специализированного регистратора (независимого);
• прочие.
Поскольку Закон регулирует только рынок акций и облигаций, хождение появившихся со временем — государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (ГКО, ГДО и др.), краткосрочных облигаций Национального банка (КО НБ), финансовых и товарных векселей, депозитных сертификатов коммерческих банков и другие регулируется нормативными документами Национального банка, Министерства финансов и Совета Министров Республики Беларусь.
Известные мировой практике ценные бумаги условно делятся на три большие группы: основные, к которым относятся акции и облигации; производные — фьючерсы, опционы, права ордера, варранты и др.; прочие — векселя, депозитные сертификаты банка, чеки, ценные бумаги, относящиеся к недвижимости, и некоторые другие.
Существуют долевые и долговые ценные бумаги. В число первых входят акции, вторых — облигации, векселя, депозитные сертификаты банка и др. По срочности выделяют краткосрочные (выпущенные на срок до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет), долгосрочные (свыше 3 лет) и бессрочные (без срока погашения) ценные бумаги. Различают также государственные и частные (корпоративные) ценные бумаги.
Операции с ценными бумагами подразделяются:
на эмиссионные — служат для формирования и увеличения собственного капитала банка, привлечения в оборот заемного капитала или ресурсов. По своему экономическому назначению — это пассивные операции;
инвестиционные — охватывают вложения банком собственных и привлеченных финансовых ресурсов в фондовые активы от своего имени. По своему экономическому назначению — это активные операции, осуществляемые путем приобретения фондовых ценностей на фондовой бирже, в торговой системе, на внебиржевом рынке;
клиентские, или комиссионные, — включают обеспечение обязательств банка перед клиентами в отношении ценных бумаг или обязательств клиента, обеспеченных ценными бумагами.
Операции на рынке ценных бумаг способствуют решению задач:
• мобилизации ресурсов;
• эффективного размещения средств;
• управления ликвидностью.
В Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; принята в США, Великобритании). Банки, банковская часть рынка ценных бумаг играют ведущую роль в становлении и развитии национального фондового рынка по двум причинам. Во-первых, банки являются крупнейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг, так как через дочерние компании имеют возможность участвовать в капиталах нефинансовых предприятий, создавать свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Кроме того, будучи крупнейшими брокерами и дилерами фондового рынка, по объему операций на нем они намного превосходят небанковские финансовые институты. Во-вторых, банки являются важнейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслуживание клиентов, самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций, рынка.