Рынок капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Для нормального развития экономики необходима мобилизация временно свободных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между разными секторами экономики. Эти процессы должны осуществляться на финансовых рынках. Частью финансового рынка является рынок капитала.
В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ РАНКА КАПИТАЛА, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1.1. Сущность и структура рынка капитала
1.2. Особенности рынка заемного капитала
1.3. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Образование основных институтов рынка капитала
2.2. Функционирование системы банковского кредитования в Республике Беларусь
2.3. Формирование и деятельность национального фондового рынка
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК КАПИТАЛА.doc

— 360.00 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">11)  оказание клиентам различных услуг, спектр которых постоянно расширяется.

Таким образом, необходимость и роль биржи заключается в том, что она способствует накоплению капитала, его распределению и перераспределению, а также контролю за инвестициями.

По организационному устройству фондовые биржи могут быть государственными, акционерными и смешанными.

Государственные (или публично-правовые). Примером могут выступать биржи в Германии, Парижская фондовая биржа, которые создаются либо местными органами власти, либо находятся в собственности государства. Стоит отметить, что в последние годы роль государственных бирж снижается и многие из них меняют форму собственности, в частности Франкфуртская биржа.

Акционерные (или частные). К ним относятся фондовые биржи в Англии, США. Эта форма собственности считается наиболее распространенной, однако, как правило, это акционерные общества закрытого типа, т.е. акции таких бирж не подлежат свободной продаже, что дает возможность руководителям бирж отбирать желающих стать акционерами бирж по своему усмотрению и не допускать нежелательных лиц в собрание акционеров. Такой подход оправдывается тем, что биржа оперирует многомиллионными суммами, отчего риск проникновения незнакомых, случайных людей с неизвестной репутацией желательно свести к минимуму.

Смешанные. Имеют статус акционерной биржи, но определенный пакет акций принадлежит государству.

Торговля на бирже осуществляется только членами биржи. В США и Англии ими могут быть только физические лица. В Японии — только юридические. В Германии и Италии — и физические, и юридические. Однако не любое физическое или юридическое лицо может стать членом биржи. Для этого необходимо соответствовать требованиям устава биржи, иметь достаточный стартовый капитал, чтобы заплатить вступительный взнос или купить брокерское место на бирже, платить членские взносы, а на некоторых биржах еще иметь три рекомендации от действующих членов биржи. Руководство биржи может также потребовать, чтобы не менее 40 % директоров и партнеров брокерской фирмы активно участвовали в инвестиционном бизнесе, а лица, не имеющие к нему отношения, владели не более 10 % акций фирмы. Решение о приеме в члены биржи принимается на заседании биржевого совета. Членство на многих биржах является пожизненным, что приводит к монополизму на бирже, результатом чего является высокая стоимость ее услуг. В такой ситуации многие банки на Западе в последние годы покинули биржу и предпочитают при покупке и продаже ценных бумаг обращаться к брокерам и дилерам, но не участвовать самим в работе биржи. На каждой бирже существует свой довольно дифференцированный круг членов. В частности, в США различаются:

- специалисты по операциям с определенной ценной бумагой (с одной или несколькими), они пользуются монопольным правом на сделки с ней и в их обязанности как дилеров входит поддержание на рынке той ценной бумаги, которая закреплена за ними;

- брокеры торгового зала (биржевые брокеры), являющиеся членами биржи, но не обладающие правом вести операции за свой счет;

- биржевые (зарегистрированные) маклеры, осуществляющие операции в торговом зале за свой счет или действующие по поручению;

- ассоциированные члены биржи, имеющие допуск в операционный зал, но не обладающие правом совершать сделки.

Члены биржи обязаны: соблюдать положения устава биржи, правила приема в члены биржи, правила проведения и порядка расчетов на бирже; выполнять решения дирекции биржи и биржевого совета, регламентирующие деятельность участников торгов биржи; своевременно выполнять обязательства по сделкам, заключенным на бирже.

Организационная структура фондовых бирж отражает осуществляемые биржами функции. При этом управление биржей, структура и функции органов управления соответствуют структуре акционерного общества. Высшим органом управления выступает общее собрание членов биржи, проводимое, как правило, один раз в год. Оно является своего рода законодательным органом биржи, в функции которого входит принятие устава и других учредительских документов, внесение в них изменений, избрание биржевого совета, создание и закрытие филиалов, рассмотрение и утверждение годовых отчетов, определение цели и стратегии развития биржи. Возглавляет биржу совет управляющих, или биржевой комитет, состоящий из служащих биржи и опытных брокеров. Численность совета определяется общим собранием бирж. Он может как избираться, так и назначаться. В функции биржевого совета входят подготовка материалов к проведению общего собрания, руководство работой исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление временного режима работы биржи, проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрация брокеров. Для оперативного руководства повседневной деятельностью биржи совет назначает правление или исполнительную дирекцию, в функции которой входят организация выполнения решений биржевого совета, решение текущих проблем, налаживание взаимодействия между подразделениями, регулирование биржевых процессов. Для организации работы биржи создаются определенные подразделения или комитеты.

Ведущими являются листинговый отдел, котировальный комитет (следит за курсом ценных бумаг), расчетная палата, депозитарий (хранение ценных бумаг, перерегистрация), бухгалтерия, хозяйственные отделы и т.д.

Центром фондовой биржи является операционный, торговый зал, поделенный на секции, занимающиеся торговлей определенным видом ценных бумаг или определенным видом сделок (например, опционная секция). Окончательное соединение предложения о покупке и продаже ценных бумаг происходит в так называемом биржевом кольце, или биржевой яме, где размещено электронное табло, на котором отражается котировка ценных бумаг. Оно дает возможность проследить работу биржи. Как правило, крупные биржи располагают пятиколоночным табло, на котором на одну и ту же ценную бумагу отражаются курс открытия (на момент открытия биржи равен предыдущему курсу закрытия), минимальный курс и максимальный курс в течение дня, текущий курс, средний курс. Для фиксации и регистрации сделок в структуре биржи выделяется регистрационная палата (комитет), занимающаяся документальным закреплением текущей биржевой цены, на которую согласились обе стороны, участвующие в сделке. Для обеспечения денежных операций требующиеся расчеты проводит расчетная палата.

Во многих странах закон наделяет биржи значительными полномочиями, что превращает их в эффективный механизм саморегулирования инвестиционного процесса. Биржевой рынок в настоящее время выступает как оптовый рынок, на котором осуществляется торговля аукционным способом, где минимальный лот — 100 акций.

Вторая значительная часть вторичного рынка ценных бумаг представлена внебиржевым (уличным) рынком, охватывающим операции с ценными бумагами, совершаемом вне фондовой биржи.

Вторичный внебиржевой рынок в настоящее время подразделяется на две большие части: организованный рынок; неорганизованный рынок.

Организованный рынок представляет собой вторичный внебиржевой рынок, находящийся под контролем со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, прежде всего дилеров и брокеров.

Неорганизованный рынок – это рынок, который не предполагает оптовой продажи, на нем может продаваться любое количество ценных бумаг, так как он рассчитан на мелких инвесторов. Посредников на этом рынке, как правило, не существует. Такие рынки на данный момент существуют во всех странах, однако их роль с развитием организованного рынка все в большей степени снижается.

 


2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1. Образование основных институтов рынка капитала

 

Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. Уже в 1992-1994 гг. были разработаны законодательные и нормативные акты о функционировании валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах, о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, о ценных бумагах и фондовых биржах. В январе 1994 г. Национальным банком принято «Положение о порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала».

Тем самым был создан обязательный (правовой) режим для всей совокупности валютных и других операций на рынке капитала (инвестиций, экспортно-импортных операций, кредитов и депозитов и др.). В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Следует отметить, что многоплановые отношения с рынком ссудных капиталов складываются у правительства и Национального банка Республики Беларусь в рамках проведения денежно-кредитной политики, оптимизации соотношения регулирования и дерегулирования валютно-кредитных рынков, реализации инвестиционных программ.

Общее регулирование рынка капиталов и так называемый «разумный надзор» реализуются также путем принятия законодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство финансов и другие учреждения государство устанавливает детальные правила эмиссии и вторичного оборота, разрешает ввод новых инструментов и операций, выдает лицензии на участие в тех или иных сделках, санкционирует открытие бирж и других рынков, устанавливает формы отчетности и операционные стандарты. Это регулирование (или ослабление ограничений и запретов) связано со стремлением государства воздействовать на макроэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособность национальной кредитной системы, стимулировать развитие конкуренции, привести национальную практику в соответствие с международной.

Функционирование рынка ссудных капиталов базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокеры и другие учреждения, являющиеся посредниками в движении ссудного капитала. В последние четыре года созданы торгово-клиринговая, расчетная, депозитарная и техническая инфраструктуры для обслуживания валютного и фондового рынков. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные операционные системы и другие инструменты.

 

 

2.2. Функционирование системы банковского кредитования в Республике Беларусь

 

В экономической литературе система банковского кредитования чаще всего определяется как совокупность элементов, регулирующих кредитные отношения. Цель ее функционирования носит двойственный характер: с одной стороны, обеспечение возврата кредитору переданных во временное пользование кредитополучателю денежных средств, с другой — обеспечение получения кредитором дохода от кредитных операций.

Наиболее полно изменения в системе кредитования можно проследить на основе анализа содержания нормативных правовых актов, в которых закреплены основные нормы, регулирующие сферу банковского кредитования. В процессе анализа рассматривались законодательные и нормативные документы, охватывающие период начиная с 1992 г. по настоящее время.

Существовавшую на протяжении анализируемого периода регламентацию условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет особые черты. Последовательная смена определяемых Национальным банком Республики Беларусь норм, регулирующих кредитные взаимоотношения банков с клиентами, обусловливалась не только реформами экономики и банковской системы в стране, но и изменениями белорусского законодательства. Значительное влияние на содержание современных нормативных требований Национального банка Республики Беларусь в сфере кредитования оказала их унификация с законодательством Российской Федерации.

Этапы развития норм, регламентирующих систему кредитования, представлены в таблице 2.1.

Законодательные и нормативные правовые документы, действующие на протяжении отдельных этапов, содержали различное количество положений (норм), регулирующих отношения банков с клиентами в процессе кредитования, и характеристика выделенных в табл. 2.1 этапов велась с позиции полноты отражения в документах норм, закрепляющих элементы системы банковского кредитования.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Первый этап характеризуется минимальным количеством регулирующих норм. Появляются регламентации, закрепляющие подходы, соответствующие условиям становления рыночной экономики. Так, при предоставлении кредитов предусматривается обязательное заключение кредитных договоров между субъектами отношений, конкретизируются условия, которые должны содержаться в данных договорах. Требуется осуществление предварительного анализа кредитоспособности клиента. Появляются положения, касающиеся использования в банковской практике различных форм обеспечения своевременного возврата кредита, то есть закрепляется норма, обязывающая банки иметь вторичные источники погашения задолженности по кредиту. Вместе с тем на данном этапе сохраняется и ряд норм, характерных для системы кредитования периода плановой экономики, например, необходимость оформления выданного кредита срочным обязательством, жесткий контроль за материальной обеспеченностью кредита, применение простых и специальных ссудных счетов.

 

Таблица 2.1 – Основные этапы развития нормативно-правовой базы системы банковского кредитования в Республике Беларусь [7; с. 12]

Этапы

Временные границы этапов

Основные законодательные и нормативные правовые документы Национального банка Республики Беларусь, регламентирующие систему банковского кредитования

Первый

ноябрь 1992 г.-апрель 1995 г.

•  Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 "О банках и банковской деятельности";

•  Временное положение о банковском кредите от 03.11.1992 № 114;

•  Временное положение о банковском кредите от 30.12.1993 № 250

Второй

апрель 1995 г. -май 2000 г.

•  Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 "О банках и банковской деятельности";

•  Положение о банковском кредите от 07.04.1995 № 519

Третий

май 2000 г.-май 2001 г.

•  Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 "О банках и банковской деятельности";

•  Правила предоставления кредитов банками Республики Беларусь от 18.05.2000 №11.11

Четвертый

май 2001 г.-июль 2004 г.

•  Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005;

•  Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита от 24.05.2001 № 116

Пятый

июль 2004 г. -январь 2007 г.

•  Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 25.10.2005;

•  Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226

Шестой

с января 2007 г. по настоящее время

•  Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции от 17.07.2006;

•  Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30.12.2003 № 226 (с учетом редакции постановлений Правления Национального банка от 28.12.2006 №223;от26.12.2007№227)

Информация о работе Рынок капитала