Рынок капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Для нормального развития экономики необходима мобилизация временно свободных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между разными секторами экономики. Эти процессы должны осуществляться на финансовых рынках. Частью финансового рынка является рынок капитала.
В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ РАНКА КАПИТАЛА, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1.1. Сущность и структура рынка капитала
1.2. Особенности рынка заемного капитала
1.3. Механизм функционирования рынка ценных бумаг
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Образование основных институтов рынка капитала
2.2. Функционирование системы банковского кредитования в Республике Беларусь
2.3. Формирование и деятельность национального фондового рынка
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК КАПИТАЛА.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Согласно второму виду договора инвестиционный банк берет на себя обязательство либо выкупить ценные бумаги, либо предоставить равноценный кредит эмитенту (равный номинальной стоимости выпущенных ценных бумаг). В данном случае эмитент сразу получает всю необходимую сумму денежных средств и направляет ее в производство, что не приводит к перерыву в производственном цикле и соответственно увеличивает оборачиваемость капитала. Банк за это получает комиссионное вознаграждение. Однако если в первом случае эмитент не занимается реализацией ценных бумаг, то во втором случае, получив кредит, эмитент направляет эти деньги в производство, а сам продолжает заниматься реализацией собственных ценных бумаг. Он реализует их по курсовой стоимости, за что получает учредительскую прибыль (разницу между курсовой стоимостью и номиналом) и из нее выплачивает проценты по кредиту. При таком договоре обязательство по консультированию и помощи в эмиссии ценных бумаг также берет на себя банк, за что и получает комиссионное вознаграждение. Такой вид договора подписывают, как правило, эмитенты, не уверенные в быстрой реализации ценных бумаг и предпочитающие сразу получить деньги и возместить расходы, связанные с эмиссией, за счет возрастания прибыли предприятия.

В соответствии с условиями третьего договора инвестиционный банк не берет на себя обязательств по выкупу ценных бумаг у эмитента, а обязуется помогать в размещении ценных бумаг, чтобы они были проданы в кратчайшие сроки. В этом случае банк проводит активную рекламную кампанию, более ответственно подходит к срокам и условиям эмиссии ценных бумаг, получая за это комиссионное вознаграждение. Такой договор заключается, если у эмитента нет жесткой необходимости в привлечении денежных средств в сжатые сроки, так как в этом случае он получает не только номинальную, необходимую сумму денежных средств, но и учредительскую прибыль за минусом комиссионного вознаграждения.

Публичный метод. При этом методе банк помогает эмитенту размещать ценные бумаги, ставя всех в известность о предстоящем размещении ценных бумаг, занимается организаторской работой. За это он получает комиссионное вознаграждение. Эмитент сам размещает ценные бумаги, поэтому курсовая разница достается ему в виде учредительской прибыли. Публичное размещение ценных бумаг — это процесс размещения ценных бумаг на рынке с целью привлечения внешнего капитала для реализации намеченных компанией планов собственного развития. Оно бывает первичным, когда размещается первый выпуск ценных бумаг, когда происходит либо появление новой компании, либо превращение закрытого акционерного общества в открытое; вторичным — когда осуществляются последующие эмиссии ценных бумаг, и второстепенное вторичное, в процессе которого происходит продажа собственных ценных бумаг при закрытии компании. В свою очередь, публичное размещение осуществляется в форме подписки, свободной продажи и тендера, частное размещение предполагает свободную продажу ценных бумаг. Размещение в форме подписки осуществляется путем твердого установления  цен  и методом  «Bookbilding».  В  первом случае цена продаж устанавливается перед началом подписки и действует в течение всего ее срока, инвесторам остается лишь определить количество и стоимость покупаемых ценных бумаг. Если в ходе подписки эмиссия будет исчерпана, подписка может быть досрочно прекращена. Во втором случае в процесс установления цен вовлекаются инвесторы. В эмиссионном проспекте обозначаются ценовые пределы для предложений на подписку, а инвесторы должны определить количество покупаемых ценных бумаг и предложить свою цену. Конечная цена подписки устанавливается эмитентом после анализа всех предложений. Преимущественные права на покупку ценных бумаг обычно получают долгосрочно ориентированные инвесторы. Свободная продажа связана с обязательным опубликованием эмиссионного проспекта, но курс ценной бумаги остается свободным и устанавливается соотношением спроса и предложения. Тендерный метод предполагает публичное размещение с помощью проведения аукционов. Данный метод получил распространение во всех странах.

Аукцион. Способ продажи ценных бумаг в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного ознакомления с ценными бумагами (предоставляется информация как об эмитенте, так и о проспекте данной эмиссии). Ценные бумаги на аукционе продаются лотами тому инвестору, который предложит самую высокую цену. В процессе аукциона аукционист (лицо, проводящее аукцион) объявляет потенциальным покупателям о начальной, стартовой цене (номинале ценной бумаги). Затем инвесторы предлагают свои цены, по которым они готовы купить данную ценную бумагу. Торг продолжается до тех пор, пока не будет названа максимальная цена. Такой аукцион является повышающим и носит название «английский аукцион». Помимо этого встречается и понижающий аукцион, так называемый «голландский», на котором торги начинаются с максимальной цены и ведутся с ее понижением (ценная бумага будет продана по первой предложенной цене). При падении цены ниже номинала аукцион считается несостоявшимся и лот снимается с продажи. Различают количественный аукцион, когда инвестору требуется указать только сумму, на которую он собирается приобретать ценные бумаги, и процентный аукцион, на котором инвесторы должны указать ставку процента, на условиях получения которых они согласны инвестировать свой капитал. Инвестор вправе подать несколько заявок, а эмитент устанавливает минимальный курс или минимальный процент. Однако окончательно курс и процент определяются в ходе аукциона. При аукционной продаже роль банка состоит в том, что он помогает организовать и провести аукцион.

Частный метод (прямой). Это непосредственное размещение новых выпусков ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов, которые заранее известны без предварительной подписки. Такое размещение осуществляется в форме свободных продаж. Банк используется как помощник, но эмитент сам выбирает инвесторов, сам их оповещает. Банк помогает организовать эмиссию, может представить кандидатуры инвесторов. Широко используется в США, Канаде, Японии, России, в Европе используется реже.

Новая технология. Данный метод предполагает самостоятельную эмиссию и размещение ценных бумаг без привлечения банков. Корпорации создают в своей структуре фондовый отдел, который занимается выпуском и размещением ценных бумаг на первичном рынке. К этому методу прибегают только крупнейшие корпорации, ценные бумаги которых не нуждаются в рекламе и быстро размещаются. В этом случае расходы на содержание фондового отдела значительно ниже комиссионного вознаграждения, которое было бы заплачено банку, прежде всего потому, что объемы выпусков достаточно значительны, а комиссионное вознаграждение представляет собой определенный процент от выпуска, следовательно, комиссионное вознаграждение очень высоко, но при этом отдача достаточно низка. Данный метод получил распространение пока только среди корпораций США.

Процедура реализации ценных бумаг на первичном рынке включает в себя несколько этапов. На первом этапе ведутся переговоры банка с эмитентом относительно вида, объема и условий эмиссии, заключается эмиссионный договор, разрабатывается реклама. Особое значение на этом этапе имеет разработка проспекта эмиссии, учет в нем всех необходимых данных, отражение правильной и полной информации о ценных бумагах и эмитенте, так как если в проспекте эмиссии указаны неправильные данные об эмитируемых бумагах, ответственность за это несут издатели проспекта и лицо, давшее поручение на его издание. На втором этапе происходит так называемое «перенятие» ценных бумаг, когда конкретный институт рынка, чаще всего консорциум или банк, «перенимает» на себя ответственность по сбыту ценных бумаг и соответствующие риски, которые определяются эмиссионным договором. Для первичного рынка характерны три вида «перенятая» эмиссии:

полное, когда банк покупает у эмитентов все выпущенные ценные бумаги и становится их собственником, при этом эмитент получает полный стоимостной эквивалент эмиссии ценных бумаг;

комиссионное, когда банк за определенное комиссионное вознаграждение получает от эмитента ценные бумаги на реализацию, а эмитент — деньги после полной реализации ценных бумаг;

представительское, когда банк берет на себя организацию эмисссии и продажу ценных бумаг, осуществляя эти операции от имени эмитента и за его счет, эмитент при этом получает выручку от продажи ценных бумаг.

Первичный рынок всегда был и остается достаточно неопределенным и капризным. Акции и облигации могут распространяться не так активно, как хотелось бы. Возможно возникновение осложнения в эффективности предприятия-эмитента, курсы ценных бумаг могут начать снижаться. А поэтому риск гарантов может стать очень большим. Устойчивость первичного рынка во многом будет зависеть от брокеров и дилеров на вторичном рынке, их способности «фиксировать цену», т.е. придать ей стабильность, не допускать ее резких колебаний, чтобы был стабильный спрос на ценные бумаги на первичном рынке. Первичный рынок при всей его организованности всегда сохраняет потенциальную угрозу потери равновесия и стабильности. В то же время именно на первичном рынке осуществляется мобилизация денежного капитала и инвестирование его в экономику. Первичный рынок не только обеспечивает увеличение накопления в масштабе национальной экономики, но и распределяет свободные денежные средства по отраслям и сферам экономики. Критерием такого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, т. е. свободные денежные средства направляются в те сферы хозяйства, которые обеспечивают максимальный доход. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональное развитие хозяйства при сложившейся в данный момент норме прибыли по отдельным предприятиям и отраслям, будучи фактическим регулятором движения долгосрочного ссудного капитала. В значительной степени он определяет размеры накопления и инвестиций в стране, а также темпы, масштабы и эффективность национальной экономики.

Вторичный рынок — это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные ценные бумаги. Основная часть ценных бумаг, приобретенных на первичном рынке, возвращается на рынок, так как была приобретена не в целях инвестирования, а для получения курсовой разницы. Эти ценные бумаги продаются уже на вторичном рынке. Дальнейшая жизнь этих ценных бумаг непосредственно связана с функционированием вторичного рынка, где происходит постоянная смена собственников ценных бумаг. В силу этого вторичный рынок поглощает большие объемы ценных бумаг, и оборот вторичного рынка значительно преобладает над первичным, так как одна и та же бумага может покупаться и продаваться много раз. Участниками вторичного рынка являются инвесторы и посредники. Основными посредниками являются брокеры и дилеры. На этом рынке уже нет эмитентов, они вновь могут появиться только как покупатели собственных ценных бумаг. Для вторичного рынка характерны ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время при небольших колебаниях курсов ценных бумаг и низких издержках. К основным функциям вторичного рынка относятся перераспределение собственности, страхование рисков и спекулятивные операции. В силу этого на вторичном рынке преобладающее значение имеет покупка-продажа акций.

Вторичный рынок подразделяется на биржевой (фондовый) рынок и внебиржевой рынок.

Биржевой вторичный рынок представлен фондовыми биржами, которые имеются в любой стране. В настоящее время в мире насчитывается около 200 фондовых бирж, объединенных в Международную федерацию фондовых бирж. Наиболее крупные биржи — Нью-Йоркская, Лондонская, Франкфуртская, Токийская. В каждой стране существует несколько бирж, на которых происходит покупка-продажа ценных бумаг. Так, например, в США насчитывается 12 фондовых бирж, из них крупнейшей является Нью-Йоркская фондовая биржа, на которую приходится до 84 % оборота всех бирж.

Устройство биржевой торговли в странах в целом идентично и опирается на основные закономерности функционирования, несмотря на имеющиеся различия.

Фондовая биржа — это научно, информационно и технически организованный рынок ценных бумаг, имеющий определенное место и время торгов и работающий на основе определенных принципов, среди которых:

1) проверка качества и надежности продаваемых ценных бумаг (листинг) — не любая ценная бумага может продаваться на бирже, а только та, которая отвечает установленным на бирже критериям;

2) установление на основе аукционной торговли единого курса на одинаковые ценные бумаги одного эмитента;

3)  осуществление гласности при проведении торговли — торги проходят в едином зале, все участники знают цены акций, объем проданных акций и брокера, которому проданы акции (в современных условиях все биржи снабжены электронными табло, на котором отражаются итоги торгов).

Биржевой рынок имеет важное значение, что предопределило те задачи и функции, которые он выполняет. Основными задачами биржи выступают мобилизация финансовых ресурсов, обеспечение ликвидности финансовых вложений, регулирование рынка ценных бумаг. Основными функциями биржи являются:

1) организация процесса купли-продажи ценных бумаг, заключающаяся в предоставлении места торгов (на бирже в течение рабочего дня члены биржи или посредники от лица покупателей и продавцов осуществляют сделки по покупке-продаже ценных бумаг);

2)  гарантированное исполнение биржевых сделок, за которыми следит расчетная палата биржи;

3) контроль за спекуляцией, осуществляемый путем соблюдения принципа максимальной открытости биржевой информации и установления лимита ценовых колебаний на торговых сессиях;

4)  страхование посредством торговли срочными инструментами (такими, как фьючерсы, опционы), представляющее собой определенную корректировку цен, что обеспечивает взаимное погашение риска;

5) котировка (установление) цен, основанная на рыночном спросе и предложении и осуществляемая в процессе торгов;

6) установление стандартов на биржевые товары (если говорить о фондовой бирже, то на аукцион выставляется определенная ценная бумага эмитента в определенном количестве в виде лота, который, как правило, равен 100 акциям);

7)  разработка, подготовка и реализация типовых контрактов для членов биржи, помогающих в заключении сделок;

8) определение правил торгов и фиксация торговых обычаев, приводящие к более разумному и эффективному функционированию торгов;

9) упрощенная процедура расчетов членами биржи, позволяющая экономить время и снижать издержки обращения (члены биржи расплачиваются по каждой совершенной сделке, вместо этого расчетные палаты бирж осуществляют клиринг взаимных обязательств и требований, т. е. определяют объем нетто-обязательств или нетто-требований каждого участника торгов, которые он вносит на счет или получает на свой счет);

10)  выпуск информационных бюллетеней с котировками ценных бумаг и других материалов, освещающих ход торгов на бирже, что позволяет участникам торгов разработать определенную стратегию поведения в будущем — покупать или продавать ценные бумаги, какие именно ценные бумаги продавать или покупать;

<

Информация о работе Рынок капитала