Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Выполнение  Антимонопольным комитетом Украины  возложенных на него законодательством  задач в 2010 году происходило в  условиях медленного смягчения негативного влияния на национальные рынки мирового финансово-экономического кризиса и постепенной стабилизации экономики.

     Результаты  организованных Центром комплексных  исследований по вопросам антимонопольной  политики исследований состояния конкурентной среды в Украине обнаружили, что на начало 2010 года в результате финансово-экономического кризиса структурные предпосылки конкуренции в национальной экономике ухудшились по сравнению с предыдущими годами.

     Оценить структурные предпосылки конкуренции в национальной экономике позволяет соотношение совокупных долей предприятий, действующих на рынках с различными структурными предпосылками конкуренции, в общем объеме реализованной продукции. На начало 2010 года на рынках, где структурные предпосылки конкуренции полностью отсутствуют - реализуется 8,5 процента продукции, на рынках с доминированием одной фирмы - 30,7 процента, на олигополистических рынках - 12,5 процента продукции. Одновременно почти половина продукции реализуется субъектами хозяйствования, действующих на рынках, где структурные ограничения конкуренции отсутствуют.

     Рис. 3.2 Структурные предпосылки конкуренции в экономике Украины на начало 2010 года. 

     Анализ  динамики этих показателей по сравнению  с предыдущим годом показал, что страна встретила 2010 год в условиях существенного снижения объемов производства в ряде отраслей с конкурентной структурой рынков, прежде всего, в металлургии, строительстве, торговле. Одновременно расширились секторы, в которых конкуренция существенно ограничена, прежде всего, благодаря повышению уровня концентрации в топливно-энергетическом комплексе, отдельных отраслях машиностроения.[20]

     Так, по сравнению с предыдущим годом  в начале 2010 года доля рынков с конкурентной структурой уменьшилась на 6 процентов, в то время как доля рынков «чистой монополии» увеличилась на 2 процента, а рынков с признаками доминирования - на 8,1 процента.

     Такие изменения показателей структурных  предпосылок конкуренции в экономике  свидетельствуют о довольно существенном снижении уровня конкуренции в целом по Украине.

     Уровень монополизации на начало 2010 года по сравнению с 2009 годом вырос в 29 отраслях, в то время как снижение этого уровня наблюдалось только в 14 отраслях.

     Наиболее  монополизированными в Украине, кроме сферы естественных монополий, остаются добыча углеводородов, продуктов нефтепереработки, почта и связь, транспорт, производство электроэнергии, газа и воды, некоторые отрасли машиностроения [5].

     3.3 Правовое регулирование конкуренции  в Украине 
 

     В Украине конкуренция регулируется такими законами как:

  • закон «О защите экономической конкуренции» - определяет правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и направлен на обеспечение  эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений.
  • закон «О защите от недобросовестной конкуренции» - определяет правовые основы защиты хозяйствующих субъектов и потребителей от недобросовестной конкуренции. Закон направлен на установление, развитие и обеспечение торговых и других честных обычаев ведения конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

     Недобросовестной  конкуренцией являются любые действия в конкуренции, 
противоречат торговым и другим честным обычаям в хозяйственной 
деятельности.

     Закон применяется к отношениям, в которых участвуют субъекты хозяйствования в связи с недобросовестной конкуренцией, в том числе в случае совершения ими действий за пределами Украины.

     Если эти действия имеют или могут иметь негативное влияние на конкуренцию на ее территории, если иное не установлено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

     Законом о защите экономической конкуренции регулируются отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов 
административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов хозяйствования с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией.

     Настоящий закон применяется к отношениям, которые влияют или 
могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины.

     Законодательство о защите экономической конкуренции основывается на нормах, установленных Конституцией Украины и состоит из настоящего Закона, законов Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", "О защите 
от недобросовестной конкуренции ", других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами.

     Если международным договором, согласие на обязательность которого 
Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, содержащиеся в настоящем законе, то применяются правила международного договора.

     Особенности применения законодательства о защите экономической конкуренции, в частности относительно определенных отраслей промышленности, могут быть установлены исключительно путем внесения изменений в настоящий закон.[20]

     В Украине сегодня вступает в силу закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования правового регулирования в сфере защиты экономической конкуренции". Его текст опубликован в издании "Голос Украины".

     Напомним, Верховная Рада Украины (ВР) 5 июля приняла  во втором чтении и в целом правительственный законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно усовершенствования регулирования в сфере защиты экономической конкуренции)", предусматривающий увеличить минимальный размер штрафов (4 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан) за нарушение антимонопольного законодательства. Данный законодательный акт № 7419 от 02.12.2010 г., разработанный по собственной инициативе Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), поддержали 252 народных депутатов.

     Принятый  законопроект совершенствует правовое регулирование в сфере защиты экономической конкуренции, в частности, уточняет перечень вопросов, по которым будут предоставляться выводы о квалификации действий, органы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), которые имеют право предоставлять эти выводы, основания закрытия рассмотрения дела о согласовании действия, концентрацию субъектов ведения хозяйства.

Также увеличивается минимальный размер штрафов (четыре тысячи необлагаемых минимумов  доходов граждан) за нарушение антимонопольного законодательства и разрешить иностранным субъектам хозяйствования оплачивать расходы, связанные с рассмотрением их заявлений, в иностранной валюте.

     Согласно  документу, плата для возмещения расходов, связанных с рассмотрением  заявлений вносится в гривнах. Субъекты хозяйствования с местонахождением за пределами Украины могут вносить плату в евро или долларах США по официальному курсу Национального банка Украины на день внесения такой платы.[18]

     Статью 62 Закона "О защите экономической  конкуренции" (Определение и исчисление сроков в законодательстве о защите экономической конкуренции) дополнена положением, что в случае неполучения документов Антимонопольным комитетом Украины или его территориальным отделением соответствующее лицо предоставляет надлежащие доказательства в подтверждение факта сдачи таких документов на почту. Напомним, 19 апреля 2011 г. ВР приняла за основу этот правительственный законопроект[20]. 

     Рассмотрев  рынок и конкуренцию в Украине, можно сделать вывод, что историческим путем рынок в Украине создавался долго, так как государство игнорировало рынок на протяжении 70 лет. Результат известный: создано общество с низкой эффективностью производства и отсталым уровнем жизни людей, общим огосударствлением и монополизированной, негибкой экономикой, подчинением личных и коллективных интересов ведомственным, отсутствием демократических институтов.

     Одной из главных причин, которая привела  к построению такого общества, была господствующая доктрина "безрыночного социализма". Эта теория оказывала содействие экономическому обособлению от мирового рынка. Именно поэтому Украина не занимает соответствующего места в международном разделении труда, во внешнеэкономических связях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

     Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться  результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать [7].

     Условия возникновения ранка:

    • общественное разделение труда;
    • экономическая обособленность производителей;
    • самостоятельность производителя.

     Так же рынку присущи функции такие  как:

    • регулирующая функция;
    • ценообразующая функция;
    • стимулирующая функция;
    • распределительная функция;
    • информационная функция;
    • посредническая функция;
    • санирующая функция;
    • социальная функция.

     Рынок имеет свои элементы такие как: товар, цена, спрос и предложение.

     На  рынке существуют такие конкуренции  как совершенная и несовершенная.

     Совершенная, свободная или чистая конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

     Совершенная конкуренция основана на частной  собственности  и хозяйственной  обособленности. Связь между производителями  осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец - покупатель». 

     Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

     Ограниченность  совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной  конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. 

     Самым общим показателем существования  на рынке несовершенной конкуренции  является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

     Каждый  из этих факторов в отдельности, или  все они вместе, способствуют нарушению  рыночного саморегулирования. Отдельные  фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен  и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

     Рассмотрев  совершенную и несовершенную  конкуренцию, я сделала вывод, что конкурентный рынок является тем стержнем, без которого новые возможности экономики остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция