Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)
 
 

     1.2 Преимущества и недостатки рынка 
 

     В связи с тем, что рынок формировался на протяжении тысячелетий, выделяют преимущества и недостатки рынка.

     К преимуществам рынка относят:

  • эффективное распределение и использование ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  • возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
  • высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
  • быстрое использование достижений науки и техники, стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
  • свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей, они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;
  • относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

     Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об негативных его сторонах. Основными недостатками рынка являются:

  • отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения (дороги, дамбы и т.д.);
  • отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
  • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
  • отсутствие гарантий на труд;
  • неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
  • нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам. Воспроизводится существующее неравенство в распределении доходов.

     Решение этих основных недостатков рынка  берет на себя государство [3].  
 

     1.3 Структура рынка 
 

     Структура рынка — основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры функционирующих в нем фирм, степень сходства или отличий товаров разных предприятий, условия вступления в отрасль, доступность рыночной информации.

     По  степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. К последним относятся такие рыночные структуры, как монополия, олигополия, рынок монополистической конкуренции и пр. Олигополия и монополистическая конкуренция достаточно достоверно описывают множество рынков, поэтому эти модели относятся к реальным рыночным структурам. В то же время современная экономика исключает возможность реализовать все признаки и условия совершенной конкуренции и чистой монополии. Отсюда следует, что эти две рыночные структуры в значительной мере являются абстрактными идеальными моделями, позволяющими, однако, обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма в реальной экономике, решая проблему максимизации прибыли. [14].

Рынок как таковой может более детально рассматриваться в нескольких видах и типах (Приложение А). Так с точки зрения пространственных характеристик говоря о местном (локальном) рынке, региональном внутри страны, национальном, региональном по группе стран, мировом рынках. По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, где объем спроса и предложения примерно совпадают; дефицитный, где спрос преобладает над предложением; избыточный рынок, характеризующийся превышением предложения над спросом. По механизму функционирования различают следующие типы рынков: свободный (регулируемый на основе свободной конкуренции товаропроизводителей), монополизированный (условия производства и обращения определяются группой монополий, между которой сохраняется монополистическая конкуренция), государственно-регулируемый (ведущая роль в организации хозяйственной жизни принадлежит государству, использующему экономические методы воздействия). В современных экономически развитых системах сложился рыночный механизм, получивший название организованной конкуренции. Он характеризуется сочетанием олигополистических структур отраслевых рынков, обеспечивающих возможности для конкуренции, с государственным регулированием рыночных процессов.[15] 
 

     1.4 Функции рынка 
 

     Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  • регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микропропорций и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  • ценообразующая функция - реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  • распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  • санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
  • социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
  • функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. [9].
 
 

     1.5 Элементы рынка 
 

     Рынок имеет условия и причины возникновения, функции, преимущества и недостатки, следовательно, рынок имеет и  свои элементы такие как: товар, цена, спрос и предложение.

     Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны товара.

     Товар - это продукт труда, удовлетворяющий  какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.

     Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

     Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товара определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

     В повседневной речи цена часто является синоним стоимости товара и эти слова могут взаимно заменять друг друга.

     Спрос - платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса - количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос - это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов [6].

     Предложение - способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения - количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве. [13] 

     В данной главе мы рассмотрели рынок, его преимущества и недостатки, структуру, функции и элементы.

     Таким образом, рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

     Структура рынка — основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры функционирующих в нем фирм, степень сходства или отличий товаров разных предприятий, условия вступления в отрасль, доступность рыночной информации.

     Функции рынка: регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, распределительная, информационная, посредническая, санирующая, социальная, функция экономичности.

     К элементам рынка относят: товар, цену, спрос и предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. РЫНКИ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

     2.1 Рынок в условиях совершенной  конкуренции 
 

     Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

     Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

  • формирование материально - вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • создание конкурентоспособной продукции;
  • сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

     Уровень конкурентной борьбы во многом зависит  от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на 4 фазы:

  • внедрения, освоения новой продукции.
  • роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы з
  • затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.[8]

     Различают следующие виды конкуренции: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.

     Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной речи, и на первых порах оно употреблялось весьма вольно, с неустоявшимся смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической теории.

     И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как нечто очевидное в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.

Одним из первых понятие совершенной конкуренции дал А. Смит [4].

     Совершенная, свободная или чистая конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

    Основные  характеристики рынка совершенной  конкуренции:

    • идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся: присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей), возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его, равным доступом к информации и однородным продуктом;
    • конкуренция, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. 
      Конкуренция, когда имеется множество продавцов и покупателей какого-либо схожего продукта, но никто из них не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара;
    • конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой;
    • конкуренция, предполагающая большое число мелких продавцов и покупателей, отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капиталов, совершенное знание рынка потребителями и производителями;
    • конкуренция, предполагающая большое число производителей однородной продукции, не имеющих ощутимых преимуществ друг перед другом;
    • конкуренция, при которой на рынке: существует множество покупателей и множество продавцов, товарные единицы однородны, закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную цену; кроме того, предполагается, что покупатели и продавцы обладают полной информацией, имеется свобода выхода на рынок новых производителей, способных торговать на тех же условиях, и ни один из участников не в состоянии добиться «избыточной прибыли»;
    • конкуренция, при которой ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. 
      Конкурентная ситуация на рынке, когда множество фирм продает одинаковые товары;
    • ситуация, когда на рынке присутствует множество независимых участников, при практической недоступности для каждого из них установления контроля над рынком;
    • состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него.[4]

Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция