Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения. Во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и к снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов. Во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.[8] 

     В этой главе мы рассмотрели рынок в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, проанализировали преимущества и недостатки конкуренций, раскрыли эффективность совершенной и несовершенной конкуренции. 
 
 

3 РЫНОК  В УКРАИНЕ

3.1 Этапы  становления рынка в Украине 
 

     Становление товарно-денежных отношений в Украине началось после отмены крепостничества в 1861 г. и происходило на фоне значительных феодальных пережитков. Большим было вмешательства государства в экономику.

     После 1917 г. на протяжении почти 70 лет страна шла путем развития экономики, который игнорировал рынок. Результат известный: создано общество с низкой эффективностью производства и отсталым уровнем жизни людей, общим огосударствлением и монополизированной, негибкой экономикой, подчинением личных и коллективных интересов ведомственным, отсутствием демократических институтов.

     Одной из главных причин, которая привела  к построению такого общества, была господствующая доктрина "безрыночного социализма". Эта теория оказывала содействие экономическому обособлению от мирового рынка. Именно поэтому Украина не занимает соответствующего места в международном разделении труда, во внешнеэкономических связях [6].

     Познание  рынка Украины в современных  условиях невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он состоит, и которые взаимодействуют между собою. Наиболее распространенным есть рассмотрение структуры рынка, учитывая экономическое назначение его объектов: рынок предметов потребления и услуг, рынки факторов производства, научно-технических разработок и информации, финансовый и валютный рынки.

     Финансовый  рынок (в узком значении - денежный рынок, рынок ссудных капиталов) - определенная совокупность экономических  отношений по поводу организации  купли-продажи свободных денежных средств и их преобразование на денежный капитал.

     Финансовый  рынок, во-первых, направляет в единое русло движение других форм капитала, а также и рыночный механизм. Во-вторых, деньги - наиболее подвижная форма  собственности, а ценные бумаги - основная форма богатства. В-третьих, финансовый рынок (прежде всего денежный) наиболее отвечает требованиям совершенной конкуренции, которая обусловлена однородностью товара, наличием информации об этом объекте торговли и т.п.

     Различают такие виды ценных бумаг:

а) акции, облигации (предприятий и государственных  займов) и ипотечные облигации;

б) купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты, коносаменты, варранты (складские  свидетельства) и др.

     Субъектами  этих отношений есть предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объекты финансового рынка - личные сбережения населения, временно свободные средства, которые образуются в процессе оборота промышленного и торгового капиталов и др.

     Основные  рычаги этого рынка - спрос, предложение  на ссудный капитал и его цена.

     Важным  недостатком финансового рынка  есть опережающее развитие денежного  рынка сравнительно с рынком капиталов, медленное формирование платежной системы и др.

     Рынок рабочей силы - совокупность экономических  отношений между занятыми и незанятыми наемными работниками, с одной стороны, предпринимателями и биржами  труда (государственными и частными) и с другой - по поводу организации, использования и купли-продажи рабочей силы.

     Продажа рабочей силы осуществляется в сфере  оборота. В современных условиях результаты этой продажи фиксируют  в коллективных и индивидуальных контрактах, в которых отмечают объемы и условия работы, величину заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. Во время продолжительной работы на предприятии возникают новые обстоятельства, которые не могут полностью найти свое отображение в контракте [7].

     В Украине характерными особенностями  рынка рабочей силы есть значительное превышение предложения рабочей силы над ее спросом, ощутимое несоответствие между качеством рабочей силы и уровнем заработной платы, низкая мобильность рабочей силы вследствие несформированности рынка жилья, значительных цен на услуги, связанных с переездом на новое местожительство и др.

     Главными  условиями формирования рынка рабочей  силы есть также создание стабильных и эффективных стимулов к работе, системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т.п.

     Рынок средств производства, или рынок капитала - определенная совокупность экономических отношений между разными субъектами предпринимательской деятельности по поводу организации, использования и купли-продажи средств и предметов труда.

     Спрос на этот тип капитала зависит, прежде всего, от величины процента (или эффективности  вложений денег в ценные бумаги). С возрастанием процента спрос на средства производства (а также инвестиции и расширение производства) уменьшается, и наоборот. На рынке средств производства выделяют также рынок средств труда и рынок предметов труда. Рынок средств труда подразделяют на рынок нового и использованного оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготовляют по индивидуальным заказам [9].

     Для создания масштабного и высокоэффективного рынка средств производства в  Украине необходимо обеспечить реальный плюрализм форм собственности, который обусловит формирование конкурентной среды, создаст стимулы для нововведений, массового обновления основных производственных фондов. Кроме того, нужна активная амортизационная политика государства, следует предоставлять налоговые, кредитные льготы тем предприятиям, которые внедряют новую технику. Надо также постепенно (с разгосударствлением и приватизацией экономики) уменьшать удельный вес государственных капиталовложений. Важную роль в этом процессе будет отыгрывать формирование венчурного (рискованного) капитала, создание финансово-промышленных групп, консультационных фирм для внедрения новой техники, создание свободных экономических зон и т.п.

     Рынок предметов потребления - подсистема экономических отношений между  экономическими субъектами (прежде всего продавцами и покупателями) по поводу организации, использования и купли-продажи товаров продолжительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т.п.) и текущего потребления.

     Важнейшие направления формирования такого рынка в Украине:

  • устранение глубокой диспропорции в народном хозяйстве между группой "А" (производство средств производства) и группой "Б" (производство предметов потребления). В 2000 г. соотношение между ними составляло 77:23 , а в развитых странах Запада - 30: 70;
  • постепенное внедрение современной системы заработной платы. В начале 90-х годов средняя дневная зарплата в Швеции, например, составляла до 30 долл., в ФРГ - 28, в Австрии - 24, во Франции - 15, а в Украине в 2000 г. дневная зарплата достигала приблизительно 1,5 долл. Приближение Украины в этой сфере к западноевропейским стандартам возможно, прежде всего при условии важного повышения уровня производительности труда, создание мощных стимулов к работе. Но и ныне в Украине существует значительное несоответствие между оплатой рабочей силы и уровнем цен на предметы потребления. Об этом свидетельствует значительное затоваривание продуктами питания, с одной стороны, и низкий уровень потребления - с другой;
  • необходимость на основе радикальной перестройки аграрных отношений, возрождения села, развития аграрно-промышленного комплекса, насытить потребительский рынок продуктами отечественного производства.[11]

     Для того чтобы в Украине была построенная рыночная экономика, функционировал эффективный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, надо создать предпосылки, испытанные мировой практикой. К ним относятся:

  • наличие субъектов рынка, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно трансформацией значительной части государственной собственности в разнообразные формы негосударственной собственности - частную, кооперативную, смешанную;
  • эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономическую помощь, льготы и т.п. не признает;
  • конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности ,свободу выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов; принуждает предпринимателей применять наиболее современную технику и технологии, и этим оказывать содействие уменьшению затрат производства, повышению эффективности экономики;
  • свободное ценообразование, которое как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулировочной функции рынка оказывает содействие объединению интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать факторы производства;
  • реальная информация о рынке и его субъектах.

     Если  таких условий не создан, то, что  называют рынком, на самом деле есть псевдорынком, где деньги не выполняют полной мерой своих функций - средства обмена и накопления, меры стоимости.

     Законами, декретами, указами любой властной структуры ввести в экономику  рынок никому и никогда не удавалось. Он является объективной категорией. Тем не менее, наше общество, в том числе государство, могут создать благоприятные условия для его воспроизводства. Единство специфических экономических и юридических предпосылок - это та среда, в которой формируется и воспроизводится рынок.[17] 
 

3.2 Состояние  конкурентной среды в Украине 
 

     Конкуренция является центральным понятием, которое  выражает сущность рыночных отношений  в экономике страны. Для экономики  Украины вопрос обеспечения эффективной  конкурентной среды является особенно актуальным, учитывая то, что еще два десятилетия назад экономика нашей страны была планово-административной, что исключало любые рыночные отношения. Важную роль в этом процессе должна играть государство как субъект экономических отношений, но, несмотря на большое количество принятых законодательных актов по обеспечению эффективной конкуренции, ее деятельность в этой сфере неудовлетворительная.

     Среди факторов медленного становления конкурентной среды экономики Украины, а вместе с тем и ее низкой конкурентоспособности в мире, можно выделить отсутствие четкой стратегии национального развития, перманентное политическое противостояние, сверхвысокий уровень коррупции и другие. Как следствие, по данным Отчета о конкурентоспособности, Украина занимает только 72-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2008-2009 гг, находясь между Марокко и Филиппинами.

     В последние годы на пути украинской экономики возникают новые испытания  в связи с мировым финансово-экономическим  кризисом. Наряду с планирования и  осуществления правительственных мер по созданию эффективной конкурентной среды, важным задача возникает объективная оценка уровня развития экономической конкуренции в Украине. Согласно распространенному определению, конкурентная среда - это результат и условия взаимодействия большого количества субъектов рынка, что определяет соответствующий уровень экономического соперничества и возможность влияния отдельных экономических агентов на обще рыночную ситуацию.

     Если  принимать во внимание национальное конкурентную среду, то прежде всего следует провести его структурный анализ по уровню конкуренции. Развитие эффективной конкурентной среды экономики Украины является необходимым условием ее стабильного экономического роста и благосостояния. Национальное конкурентная среда требует как структурных изменений, так и устранение многих препятствий в рыночных отношениях субъектов хозяйствования. Идея повышения конкурентоспособности Украины как общенациональная уже не раз выдвигалась различными государственными деятелями, однако эффективной ее реализации так и не состоялось. Мировой финансово-экономический кризис, с одной стороны стала причиной значительного ухудшения экономической ситуации в стране, с другой - дает Украине уникальный шанс консолидировать усилия в осуществлении эффективных реформ для повышения ее конкурентоспособности. Основой государственной конкурентной политики должно стать создание благоприятной среды для бизнеса и справедливое регулирование конкуренции, что сможет поднять социально-экономические стандарты Украины к уровню развитых стран мира.[10]

     Рыночные  преобразования в Украине, сопровождавшиеся разгосударствлением собственности  и появлением новых структурных  единиц, должны были привести к повышению  уровня конкуренции между субъектами национальной экономики. Для анализа структурных предпосылок конкуренции предлагается выделять четыре типа рынков, а именно: «чистой» монополии (доля наибольшего предприятия превышает 90%); с признаками индивидуального доминирования (доля самого большого предприятия - от 35 до 90%); с признаками «жесткой» олигополии (доля трех наибольших предприятий превышает 50%) и, наконец, с конкурентной структурой.

Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция