Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки, молодёжи и  спорта Украины

    Севастопольский национальный технический университет

    Факультет Экономики и менеджмента

    Кафедра Экономики и маркетинга 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

    на  тему: РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА.

    СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

    по  дисциплине «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнила: ст. гр. ФК – 21д

                                                                            Малыч В.С..____________________

                                                                            «___»_________________________2011г.                          

                                                                            Научный руководитель: ст.пр.

                                                                            Гармашова Е.П.______________________

                                                                                  «___»_______________________2011г. 

Результат защиты___________________________________________________________                                                    (дифференцированная оценка)

Председатель комиссии____________________________________________(___________)

Члены комиссии            _____________________________________________(___________)

                                   _______________________________________________(___________)

    «_____»_____________2011г. 
 

    Севастополь

    2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………………….......…..3

1. Рынок и  его структура…………………………………………………………….….…….....5

     1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5

     1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7

     1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8

     1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9

     1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11

2. Рынки совершенной  и несовершенной конкуренции………………………………….….13

     2.1. Рынок  в условиях совершенной  конкуренции…………………………………..13

     2.2. Рынок в условиях несовершенной  конкуренции……………………………..….17

     2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23

     2.4. Эффективность совершенной и  несовершенной конкуренции…………...…….26

3. Рынок в  Украине………………………………………………………………...…………...29

     3.1. Этапы становления рынка в  Украине…………………………………………….29

     3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33

     3.3 Правовое регулирование  конкуренции  в Украине………………………………36

Заключение………………………………………………………………………………..…… 39

Список  использованных источников…………………………………………….……………41

Приложение  А…………………………………………………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Основные функция рынка заключаются в следующем:

  • дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  • выступает посредником между производителем и потребителем;
  • цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  • приводит в равновесие спрос и предложение;
  • побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

     Таким образом, рынок играет одну из важных ролей в современной экономике, что и характеризует актуальность выбранной темы. Кроме того современная экономика развитых стран носит рыночный характер, а Украина, как известно, страна с сравнительно молодой рыночной структурой, что не позволяет ей стать одной из ведущих стран. Стоит отметить, что ресурсный потенциал Украины позволил бы нашему государству получить первенство среди экономически развитых государств, однако множество национальных проблем, в том числе и неэффективная рыночная система, не позволяют достичь желаемого результата.

     В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, и нередко определение понятия «рынок» зависит от цели проводимого исследования.  Наиболее частым встречается определение, которое гласит, что рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

     Кроме того, рынок можно рассматривать как экономическую категорию, которая отражает отношения стихийного регулирования производства на основании свободных цен и прибыли в масштабе мирового хозяйства (мировой внешний рынок) страны (национальный, внутренний рынок), региона (местный рынок); отношения, складывающиеся между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи, органическая связь между производством и потреблением [4].

     Целью моей курсовой работы является анализ структуры, преимущества и недостатков, функций и элементов рынка и изучение основных моделей рынков. В работе произведен анализ совершенной и несовершенной конкуренции, как ведет себя рынок в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

     Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также  различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

  • детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
  • выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
  • проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
  • выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
  • сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
  • изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

     Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать понятие рынка и процесс конкуренции, ее виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме[7].

     Объектом  исследования является рынок совершенной  и несовершенной конкуренции.

     Предметом исследования является система рыночных отношений возникающих в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции.

     В работе использовались следующие методы исследования: анализ, систематизация, экономико-статистический, обобщения, логических выводов.

     В ходе исследований использовались различные информационные источники, такие как: учебные пособия, методические указания, журналы, газеты, Интернет сайты и др. информационные источник. Особое внимание было уделено изучению учебных пособий Тумакова С.В., Тарасевич Л.С., Нуреева Р. М.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 РЫНОК  И ЕГО СТРУКТУРА РЫНОК И  ЕГО СТРУКТУРА

     1.1 Условия  и причины возникновения  рынка 
 

     Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

     Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку одним из главных критериев рынка является конкуренция. Конкурентные рынки опираются на значительно большее число как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями - есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов - есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции. [5].

     Возникновение рынка непосредственно связано  с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

     Рынок как экономический механизм, формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие  рынок - это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.[4]

     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

     Причиной  формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

     Адекватным  правовым режимом состоянию экономической  обособленности, является режим частной  собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство.

     Кроме того, причина становления рынка  кроется и в свободе для  каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя.

     Условия возникновения ранка:

  • общественное разделение труда. Оно возникло еще в глубокой древности. Истории известны три крупные ступени (виды) общественного разделения труда. Первая ступень- отделение скотоводства от земледелия, вторая - отделение ремесла от земледелия и, наконец, третья ступень - возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отдельные отрасли, углублялась специализация производства на основе обособления все новых видов трудовой деятельности, что способствовало значительному росту производительности труда. Именно благодаря этим трем крупным ступеням общественного разделения труда, и были созданы материальные предпосылки для регулярного обмена, возникновения частной собственности и разделения общества на классы. Прогресс в общественном разделении труда характеризует уровень развития производительных сил общества. Процесс этот по своей сути бесконечен, как бесконечно развитие производительных сил и совершенствования орудий труда.
  • экономическая обособленность производителей. Товарный обмен, вызванный к жизни общественным разделением труда, обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Ни один из участников обмена не хочет проиграть, поэтому все они стремятся получить взамен своего товара эквивалентное (равноценное) количество другого товара. Впервые экономическое обособление производителей исторически возникло на базе частной собственности на средства производства.
  • самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление, внерыночного регулирования хозяйства допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. [10].

Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция