Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.
Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………
Соблюдение основных характеристик рынка обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.
Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать
производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену яблок в конце
лета
и весной, - но разница в цене эта
не результат действия отдельных продавцов,
а процесс взаимодействия спроса и предложения
на рынке.
Рисунок
2.1 Модель совершенной конкуренции
Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен, предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность [13].
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец - покупатель».
Поведения потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется спросом и предложением. При прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при снижении цен и меньше - при их повышении. Продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их понижении.
В
условиях совершенной конкуренции
отдельная фирма определяет тот
объем производства продукции, при
котором она получит
При первом подходе, зная количество проданной продукции, легко подсчитать валовой доход для каждого объема производства. Для этого необходимо умножить цену на количество проданной продукции. Путем вычитания из валового дохода общих издержек можно получить размер прибыли для каждого объема производства. Если фирма при всех уровнях производства не может получить прибыль, перед ней встает задача минимизировать убытки.
При втором подходе фирма максимизирует общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Ее исчисляют путем вычитания из цены продукции валовых средних издержек. Минимизация убытков имеет место, когда цена меньше, чем средние общие издержки. Прекращение производства целесообразно, когда цена меньше не только средних общих издержек, но и средних переменных издержек.[13]
Совершенная,
или свободная, конкуренция была
типична для экономики развитых
стран до середины XIX века. Во второй
половине XIX – начале XX века появляются
крупные предприятия и их объединения,
которые охватывают отраслевые рынки.
Активизируется влияние государства на
рыночные отношения. В силу этого возникает
несовершенная конкуренция.[15]
2.2
Рынок в условиях
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Ограниченность
совершенной конкуренции
Самым
общим показателем
Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.[6]
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Монополия - это единоличное право на владение кем (чем) - либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий:
Простая модель монополии существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Характерные черты:
Приведем
стандартную графическую
Рисунок
2.2 Модель монопольной конкуренции.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. [10].
Рынок
с монополистической
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов [13].
Не существует единой модели олигополии. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
Статистический анализ взаимоотношения 2-х фирм в условиях дуополии был предложен французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы «А» и «B» производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»).
Отметив
на графике (рис. 2.3), как меняется выпуск
фирмы «А» в зависимости от изменения
выпуска фирмой «В», Курно получил кривую
реакции фирмы «А» – QА (QВ). Затем осуществил
аналогичный анализ отношении фирмы «В»,
получив в результате еще одну кривую
реакции - QВ (QА).
Рисунок
2.3 Модель равновесия Курно.
Пересечение кривых реагирования этих 2-х фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы конкурируют друг с другом.
Олигополист не уверен, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.[5]
Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция