Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в рассмотрении рынка и его структуры, а также различных форм конкуренции на рынке. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
детальное рассмотрение рынка и рыночной структуры;
выяснить преимущества и недостатки рынка и конкурентной среды;
проанализировать понятие «конкуренция» и его содержания;
выяснить как конкурентная среда влияет на рыночные отношения;
сравнить понятия совершенной и несовершенной конкуренции на рынке;
изучить процесс регулирования конкурентных отношений в современной экономической среде Украины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......…..3
1. Рынок и его структура…………………………………………………………….….…….....5
1.1. Условия и причины возникновения рынка………………………………… ..…...5
1.2. Преимущества и недостатки рынка……………………………………..……..…..7
1.3. Структура рынка…………………………………………………………………….8
1.4. Функции рынки………………………………………………………………….….9
1.5. Элементы рынка……………………………………………………………………11
2. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции………………………………….….13
2.1. Рынок в условиях совершенной конкуренции…………………………………..13
2.2. Рынок в условиях несовершенной конкуренции……………………………..….17
2.3. Сравнение совершенной и несовершенной конкуренции…………………..…..23
2.4. Эффективность совершенной и несовершенной конкуренции…………...…….26
3. Рынок в Украине………………………………………………………………...…………...29
3.1. Этапы становления рынка в Украине…………………………………………….29
3.2. Состояние конкурентной среды в Украине……………………………………....33
3.3 Правовое регулирование конкуренции в Украине………………………………36
Заключение………………………………………………………………………………..…… 39
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характера выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а так же условиям входа на рынок и выхода на него. 

Виды  рыночных структур Количество  и размеры фирм Характер продукции Условия входа  отрасли и выхода из нее Доступ информации
Совершенная конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Однородная  продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополия Одна фирма Уникальная  продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
Монополистическая конкуренция Множество фирм, фирмы мелкие Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или  однородная продукция Возможны отдельные  препятствия при входе Некоторые ограничения

     Таблица 2.1 Рыночные структуры 

     Совершенная конкуренция и монополия представляют «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих  параметрам этих структур, реально просто не существует.[13]

     Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки). [15] 
 

     2.3 Сравнение совершенной и несовершенной  конкуренции 
 

     В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и  противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

     Положительная роль рыночного механизма на рынке  совершенной конкуренции состоит  в том, что конкурентный рынок  выполняет распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов при производстве необходимых обществу товаров, направляет их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность. Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.

     Через спрос — двигатель рыночной экономики, конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления. 
Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы.[8]

     Негативная роль рыночного механизма на рынке совершенной конкуренции состоит в том, что многие экономисты-критики считают, что рыночная экономика стимулирует участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции. [12].

     Рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.

     Существуют  также и некоторые другие аспекты  несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

     В несовершенной конкуренции, а именно в монополии: минусами становятся стагнация  в развитии, неповоротливость крупных игроков рынка и опасность злоупотреблений на рынке (необоснованных манипуляций с ценами). В плюсы можно записать оптимизацию ресурсной нагрузки и прозрачность контроля. В прочем, плюсы монополизма действуют, если монополистом является государство.

     Негативнее  черты монополистической конкуренции:

    • равновесная цена, превышает предельные издержки, это значит что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки.
    • достижение объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек.

     Положительные черты монополистической конкуренции:

    • дифференциация продукта в определенный момент времени;
    • улучшение продукта с течением времени;
    • незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти;
    • возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.

     Олигополия  имеет позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно  отметить следующие моменты:

    • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
    • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

     Негативные  моменты олигополии сводятся к следующему:

    • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и новой технологии;
    • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;
    • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизации прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.[4]
 
 

     2.4 Эффективность совершенной и  несовершенной конкуренции 
 

     На  конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии  влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать больший доход. Здесь доля покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления в конкурентный рынок и ухода с него не существует.

     Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами:

      • наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
      • применение более совершенных технологий;
      • улучшение качества работ, товаров и услуг;
      • конкурентоспособность товаров и услуг.

     Конкурентный  рынок является тем стержнем, без  которого новые возможности экономики  остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые  способы производства товаров и  пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства. [5]

     Для того чтобы производственная эффективность  наблюдалась в экономике в  целом, должны соблюдаться два условия, касающиеся размещения ресурсов внутри каждой фирмы и внутри каждой отрасли:

    • во-первых, производственная эффективность требует, чтобы при производстве любого заданного объема выпуска каждая фирма применяла самый дешевый способ его производства из доступных. Для этого она должна использовать такую комбинацию факторов производства, чтобы отношение предельных продуктов факторов равнялось отношению цен этих факторов;
    • во-вторых, производственная эффективность требует такого размещения выпуска между отдельными фирмами отрасли, при котором минимизируются совокупные издержки производства отраслевого выпуска. Для этого предельные издержки производства последней единицы выпуска должны быть одинаковыми у всех фирм отрасли.[17]

     Эффективным считается Парето – оптимальное размещение ресурсов. Оно не может быть изменено таким образом, чтобы улучшить благосостояние одного лица, не ухудшив при этом благосостояния другого лица. С данной точки зрения ресурсы используются неэффективно, если при переключении их на производство другого продуктового набора можно повысить благосостояние одного индивида, не снизив при этом благосостояния другого. Условием существования эффективного размещения ресурсов в экономике является равенство предельных издержек производства данного продукта его пене по всем выпускаемым в экономике продуктам.

     Проблема  обеспечения рыночной эффективности  состоит в том, чтобы, во-первых, рационально  распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.

     Рациональное  распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, то есть соответствующего структуре его потребностей, набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства - ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае предельные издержки по ресурсу и предельные выгоды от его использования уравниваются.

     Эффективное использование ресурсов достигается  тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.

     На совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят продукцию с минимальными средними издержками Р = LRACmin. Это означает, что в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRMC = P = LRACmin (рис. 2.4). Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности и он является экономически эффективным.

     

     Рисунок 2.4 Модель равновесия совершенно конкурентного рынка. 

Информация о работе Рынок и его структура. Совершенная и несовершенная конкуренция