Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:43, контрольная работа
В курсовой работе будут рассмотрены основные аспекты рынка ценных бумаг в Украине, его структура, основы регулирования, составляющие и его место в национальном хозяйстве, а также такие новые для рынка явления как торговля государственными ценными бумагами и внебиржевой рынок ценных бумаг.
Введение.
Рынок ценных бумаг как составная часть инфраструктуры
рыночонй экономики.
1. Рынок ценных бумаг, его сущность и виды.
2. Экономическое содержание ценных бумаг и их виды.
3. Организация фондовой биржи и биржевые операции.
Законодательное регулиролвание рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг на Украине.
1. Особенности становления и развития рынка ценных бумаг
на Украине.
2. Воздействие НБУ на рынок ценных бумаг.
3. Перспективы становления и развития рынка ценных бумаг
на Украине.
Заключение.
Список литературы.
приобретенные объекты приватизации. Закон запрещает свободное
обращение, продажу или другое отчуждение приватизационных бумаг.
Это ограничивает участие в приватизации профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Однако несовершенство
законодательства позволяет в отдельных случаях обходить
ограничение.
До 1995 года основным средством расчета за объекты
приватизации служили средства со специального приватизационного
счета, использование которого было неудобным как для финансовых
посредников, так и граждан. С 1995 года приватизационные ценные
бумаги выпускаются в материализованной форме, и порядок их
использования несколько упростился. В то же время использование
материализованного приватизационного сертификата, который
является неделимым, стало неудобным для граждан Украины,
принимающих участие в приватизации без использования услуг
финансовых посредников. Дело в том, что, если на сертификатном
аукционе стоимость акции будет установлена на уровне стоимости,
отличающейся или не кратной стоимости приватизационного
сертификата, физическому лицу будет непросто осуществить оплату
приобретенных им акций. Для финансовых посредников этот вопрос
стоит не так остро.
В соответствии с программами приватизации за
приватизационные сертификаты предполагается реализовать около
70% имущества, находящегося в собственности государства. Около
30% будет реализовано с использованием сберегательных
сертификатов. Эти сертификаты являются именными ценными
бумагами, которые выдаются гражданам Украины, имевшим счета в
учреждениях сберегательного банка Украины, и предназначены для
компенсации потерь от инфляции собственникам этих средств. В
отличие от приватизационных бумаг сберегательные сертификаты
будут свободно обращаться и использоваться для расчета за
объекты приватизации.
Кроме того, с развитием процесса приватизации связано
увеличение объема работы Украинской фондовой биржи. Именно на
ней брокерская контора Фонда государственного имущества Украины
выставляет ценные бумаги приватизированных предприятий. Будут
выставлены акции 130 промышленных предприятий. Все акции (
простые именные, выставляется доля государства, т.е. около 30%
уставного фонда. Для многих предприятий этот пакет является
контрольным.
Анализируя особенности рынка ценных бумаг на Украине, о
которых было сказано выше, можно сказать, что в настоящее время
невысокая активность на фондовом рынке связана не только с
небольшим количеством, но и отсутствием надежных и
высоколиквидных ценных бумаг. Анализируя сложившуюся ситуацию,
становится очевидным, с одной стороны, невыполнение такими
эмитентами своих обязательств, например выплаты обещанных
дивидендов или сроков их выплаты, а с другой ( периодическая
игра на понижение курсовой стоимости, скупка эмитентом своих
бумаг, иногда выплата дивидендов, снова падение курса и далее по
старому сценарию. Торговцы при работе с бумагами таких эмитентов
стараются максимально сократить время оборота и предпочитают
работу с небольшими пакетами с целью минимизации риска.
В итоге создается впечатление наиболее активного движения и
популярности на рынке Украины именно подобных бумаг, что
является далеко не положительной характеристикой, и по
результатам анализа наиболее ликвидными являются ценные бумаги
этих эмитентов с их предъявительской формой и искусственным
взвинчиванием курса. Однако, если проследить изменение
ликвидности (в качестве примера взяты АО "ОЛБИ-Украина", АО
"Разноэкспорт-инвест" и ИФ "Новые инициативы") даже за небольшой
период времени (см. Таблицу),можно заметить, что падение
ликвидности ценных бумаг АО "ОЛБИ-Украина" остановилось после
очередного обещания выплаты дивидендов в августе, а ликвидность
ценных бумаг АО "Разноэкспорт-инвест" снизилась после очередной
выплаты, что наблюдалось уже не раз. Скачки ликвидности ценных
бумаг ИФ "Новые инициативы" объясняются периодически
возрастающим интересом населения благодаря хорошо организованной
рекламной компании в средствах массовой информации и активной
скупке сертификатов этого эмитента, имеющего неплохую репутацию.
Как уже упоминалось, среди самых популярных на рынке
наиболее надежными являются ценные бумаги АКБ "Украина" и АСК
"Укрречфлот". В этих структурах хорошо налажена работа по
переоформлению своих акций, имеющих именную форму, что
существенно влияет на частоту сделок с ними.
Итак, в целом становление и развитие рынка ценных бумаг
Украины имеет однозначную спекулятивную тенденцию, однако с
выходом на него акций промышленных предприятий он начнет
приобретать иной вид и иные приоритеты. Многие диллеры
прекратили работу со спекулятивными ценными бумагами, а
инвестиции в ценные бумаги приватизированных предприятий
используются для участия в деятельности предприятий с
последующим возможным получением долгосрочной прибыли от роста
курсовой стоимости.
|Эмитент |Вид ценной|Период |Период |Период |
| |бумаги |20.06-10.0|11.07-24.0|25.07-
| | |7 1995 г. |7 1995 г. |8 1995 г. |
|АО "ОЛБИ-Украина" |АПП |0,93 |0,81 |0,81 |
|АО "Разноэкспорт-инвест" |АПП |1,09 |0,6 |0,6 |
|ИФ "Новые инициативы" |ИС |1,32 |0,82 |1,21 |
|АСК "Укрречфлот" |АПИ |0,9 |1,28 |1 |
|АКБ "Украина" |АПИ |1,03 |0,94 |0,97 |
Условные обозначения: АПП ( акция простая на предъявителя;
,ИС ( именной сертификат; АПИ ( акция простая именная.
( 2. Воздействие НБУ на РЦБ.
Если посмотреть на опыт США и развитых стран Западной
Европы, то видно, что национальные банки этих стран (в США (
Федеральная Резервная Система) играют одну из ведущих ролей на
местных рынках ценных бумаг. В Украине же НБУ уделяет
недостаточное внимание роли рынка ценных бумаг в улучшении
сложившейся экономической ситуации.
Так, например, остается не до конца отрегулированным вопрос
необходимости получения лицензии Национального банка Украины на
приобретение ценных бумаг украинских предприятий иностранным
инвесторам. Поскольку ценные бумаги украинских предприятий
являются валютными ценностями, то их приобретение тем или иным
образом может быть отнесено к валютным операциям. Как правило,
проведение таких операций требует генеральной или индивидуальной
лицензии Национального банка Украины, за исключением некоторых
операций, определенных декретом Кабинета министров Украины "О
режиме валютного регулирования и валютного контроля". В то же
время Национальный банк Украины никак не ограничивал возможность
приобретения акций украинских предприятий иностранными
инвесторами как на вторичном рынке, так и при создании
предприятий с иностранными инвестициями.
Кроме того, что НБУ, как было сказано выше, уделяет
недостаточное внимание рынку ценных бумаг, он использует этот
рынок в своих сугубо личных интересах, а ни как не в интересах
народа. Так, например, первый аукцион по государственным ценным
бумагам (облигациям) готовился в спешке ( о его проведении
сообщили менее чем за неделю. Срок этот был слишком короток даже
для Нацбанка. Пришлось отодвинуть аукцион еще на три дня.
Никаких бумаг не напечатали, инструкцию по налогообложению не
написали. До конца не было ясно, какие же средства могут
направлять на аукцион коммерческие банки ( свободные или из
нераспределенной прибыли. Кроме коммерческих банков другие
юридические лица на аукцион не допускались. НБУ решил не
рисковать, ограничив круг участников лишь своими подопечными.
Довольно ясно объяснил весомость аукциона Виктор Ющенко, сказав,
что он станет, скорее, политической акцией, свидетельством
функционирования финансового рынка в Украине.
Разумеется, было сделано все, чтобы аукцион удался.
Поскольку банков участ высокой ( 92 млн крб, и отклонение ее от
средневзвешенной цены было достаточно большим (особенно по
сравнению с последующими аукционами).
И тут мы подошли, пожалуй, к самому интригующему событию,
связанному с первым выпуском гособлигаций 1995 года,( третьему
аукциону по доразмещению 5000 тысяч облигаций, состоявшемуся 18
апреля. Его краткие итоги ( размещены все 5000 облигаций по
средней цене 125,29 млн крб.
Выходит, за неделю, прошедшую после второго аукциона,
номинальная ставка по облигациям упала сразу на 35,5%, тогда как
за месяц между первыми и старыми торгами ее падение составило
всего 32%. Не правда ли, странно? К тому же никаких
дополнительных мер для повышения спроса на госбумаги никто не
предпринимал.
Несмотря на уверения Нацбанка в том, что правила игры
неукоснительно соблюдались, в души банкиров все же закралось
сомнение в честности главного игрока. Судите сами: количество
участников не увеличилось, а наоборот сократилось с 35 до 32
банков. Меньше было подано и заявок. Так что спрос существенно
не изменился. Отталкиваясь от цены прошлого аукциона, можно было
прогнозировать цену отсечения в районе 101 млн крб, что,
вероятно, и сделали многие участники. Однако Виталий Мигашко
утверждает, что 90% заявок было подано с ценой от 122 до 126 млн
крб, хотя максимальная цена, указанная в заявках, ( 126 млн крб.
Настораживает другой факт: почему объем продажи по
неконкурентным заявкам (то есть по средневзвешенной цене) вдруг
вырос до 65% от общего объема (при 20-30% на предыдущих
аукционах)? Ведь доля неконкурентных заявок среди общего числа
поданых существенно не изменилась, составив всего 18,8%. Для
"разбора полетов" интересно было знать объем спроса по
неконкурентным заявкам, однако в справке НБУ его почему-то нет.
Впрочем, оставим банкиров и их частые споры с НБУ пока в
стороне, и обратим свои взоры на фондовый рынок. Как повлиял на
него выпуск гособлигаций? Ответ, похоже, один ( никак. И главная
причина ( по прежнему не отрегулирован механизм обращения
облигаций на вторичном рынке (и в этом вина НБУ). Хотя еще в
конце марта Виктор Ющенко с японских островов обещал, что в
течении месяца этот механизм будет разработан и внедрен. Правда,
НБУ не видит проблем с перерегистрацией ( стоит лишь одному из
участников сделки добраться до временного депозитария Нацбанка.
Но клиентов одно это условие мало устраивает. Если коммерческие
банки готовы действовать под честное слово НБУ, то другим
юридическим лицам этого явно мало. Во-первых, следует четко
определить условия налогообложения операций с облигациями. Во-
вторых, бумаги должны стать по-настоящему предъявительскими.
Пока же все счета депо, на которых хранятся облигации, доступны
Нацбанку, да и электронный вид облигаций не очень согласуется с