Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование рынка ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, выявление основных проблем и определение путей их решения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь. И одной из целей работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность и роль ценных бумаг в экономике 6
1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг 6
1.2 Классификация и значение ценных бумаг 7
2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг 11
2.1 Сущность, функции и виды рынков ценных бумаг 11
2.2 Участники и структура рынка ценных бумаг 12
2.3 Регулирование фондового рынка 16
3 Становление и развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 19
3.1 Возникновение рынка ценных бумаг 19
3.2 Механизм функционирования фондового рынка Беларуси, деятельность Белорусской валютно-фондовой биржи 22
3.3 Перспективы Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация ценных бумаг
32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Участники рынка ценных бумаг 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура объёма эмиссии облигаций, допущенных к обращению на бирже в 2010 г.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсач.docx

— 198.00 Кб (Скачать)

Поскольку рынок ценных бумаг есть составная  часть рынка вообще, постольку состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.

Участник  рынка может находиться либо в  позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

В зависимости  от отношения к рынку ценных бумаг  всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интере сы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них — один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них — часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.

Вторую  группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами — основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношений «клиенты профессиональные торговцы» — это «розничный» сегмент фондового рынка, ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.

 Рядом  с «розничным» сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый» сегмент сфера отношений непосредственно между профессиональными торговцами. Здесь «профессионалы» торгуют друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существуют в «розничном» сегменте фондового рынка.

Третью  группу составляют организации, которые  специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы и др.

Необходимо  отметить, что применяемые здесь  наименования различных организаций  не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с  национальным законодательством и  историческими традициями) принято  говорить о брокерах (дилерах) или  о расчетно-клиринговых центрах  и т.п. Имеются в виду, скорее, не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчетная, клиринговая, депозитарная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами [2, с.199].

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается  как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

Основными критериями их разделения являются время  и способ поступления ценных бумаг  на рынок, а также функции, которые  они выполняют. Первичный рынок  означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в то время  как вторичный – организацию  их обращения.

Первичный рынок ценных бумаг – рынок первых и дополнительных эмиссий фондовых инструментов, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Первичным рынком ценных бумаг является экономическое пространство, на котором ценная бумага проходит путь от эмитента до первого держателя (владельца).

Важнейшая черта первичного рынка ценных бумаг  – полное раскрытие информации для  инвесторов, позволяющей последним  сделать обоснованный выбор вида ценных бумаг для инвестирования. Основной функцией первичного рынка является создание необходимых условий для проведения эмиссии и начального распространения ценных бумаг.

Так, в  частности, акции акционерных обществ  при их первичном распространении  могут размещаться путем открытой подписки (акции открытых акционерных  обществ) либо распределения только среди учредителей (акции закрытых акционерных обществ).

Государственные ценные бумаги (государственные облигации) при их первичном размещении могут  распространяться:

- на условиях  аукциона;

- посредством  индивидуального размещения;

- при  посредничестве банков неопределенному  кругу лиц и др.

Первичный рынок государственных облигаций  можно разделить на биржевой и  внебиржевой. Биржевой рынок означает размещение государственных облигаций на аукционе, проводимом через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа», а внебиржевой - размещение облигаций вне системы названной биржи. Приобретая ценные бумаги на первичном рынке, их владельцы выходят на вторичный фондовый рынок, который выполняет две функции: сводит нового покупателя с продавцом и способствует стабилизации цен, уравновешивая спрос и предложение.

Вторичный рынок ценных бумаг – рынок, на котором обращаются ранее эмитированные и размещенные на первичном рынке ценные бумаги. Важнейшей чертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность в короткое время при незначительных колебаниях и низких издержках обращения реализовать приобретенные ценные бумаги. Таким образом, основной функцией вторичного рынка является, прежде всего, обеспечение ликвидности выпускаемых ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой, или «уличный») рынок.

Важнейшим элементом регулируемого вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа, которая выступает как торговое, профессиональное, нормативное и технологическое ядро данной системы правоотношений [9, с.62].

Таким образом, можно сделать вывод и выделить отличия вторичного рынка ценных бумаг от первичного: первичный рынок предшествует вторичному и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента) [16, c.64].

 

2.3 Регулирование фондового рынка

 

Регулирование  фондового  рынка  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование фондового  рынка охватывает всех его участников:  эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций  инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и  внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование фондового  рынка осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение [2, с.260].

Процесс регулирования на фондовом рынке включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  включает:

  • государственные и иные нормативные акты;
  • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка  можно разделить на:

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление [2, с.264].

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка, регистрации участников и ценных бумаг, эмитируемых ими, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки правопорядка на рынке.

Косвенное, или  экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них), денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.), государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.), государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции регулирования  государством фондового рынка:

Первая концепция - регулирование  рынка преимущественно сосредотачивается  в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.

Вторая концепция - максимально  возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие  предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с  участниками рынка при том, что  государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и  жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями [18, с.197].

Таким образом, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий  государства на фондовом  рынке передана  территориям, например в США - штатам, в Германии - землям и т.д.).

Структура органов государственного регулирования белорусского фондового рынка в настоящее время еще практически не сформировалась. К определяющим элементам инфраструктуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь относятся: Национальный банк Республики Беларусь,  ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", Центральный и уполномоченные депозитарии [10, с.296].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Становление и развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

 

3.1 Возникновение рынка ценных бумаг

Неотъемлемой  составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка  ценных бумаг. Это обусловлено, с  одной стороны, внедрением в экономические  отношения акционерного капитала, а  с другой – применением различных  механизмов фондового рынка в  целях мобилизации свободных  средств юридических и физических лиц и перераспределения их в  сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся  в дополнительном финансировании.

Формирование  рынка ценных бумаг Республики Беларусь связано с особыми специфическими условиями его возникновения  и развития. Следует особо отметить, что в эпоху социализма рынок  ценных бумаг, как и биржевой институт, прекратили своё существование. По сути дела, Беларусь была поставлена в ситуацию, когда ей приходилось создавать  совершенно новый для Беларуси сегмент  финансового рынка, что при отсутствии практического опыта и законодательной  базы было весьма непростым делом.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь