Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.
Экономическая безопасность должна оставаться объектом постоянного государственного интереса. В переходный период приходится сталкиваться с дополнительными обстоятельствами, которые актуализируют данную проблему. Опыт ряда стран трансформационной группы показывает, что в качестве таких особых факторов угрозы выделяются:
- унаследованная структурная деформация национальной экономики, отсталая технологическая база и низкая конкурентная способность национальной продукции на внешних рынках;
-ухудшение состояния научно-технического потенциала, «утечка мозгов», утрата престижности интеллектуального труда;
-высокий удельный вес неэффективных, убыточных и малорентабельных по своей природе предприятий;
- низкая инвестиционная активность, отсутствие мотивированной ориентации на ускоренное внедрение новых технологий;
-сопротивление процессу реформирования со стороны тех слоев общества, у которых низка мотивация к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду и высоко потребительское отношение к государству и к национальному производству;
-люмпенизация общества;
-коррупция в области государственного управления экономикой, отсутствие критической массы эффективных частных собственников, низкая культура предпринимательства.
Система государственного регулирования. В соответствии с функциями складывается система государственного регулирования национальной экономики — совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям..
В современных условиях государственное регулирование — составная часть процесса национального воспроизводства.
Объектом регулирования
Перечень таких объектов государственного регулирования непрерывно меняется и конкретизируется под воздействием реальных экономических процессов. Однако постоянно в центре внимания остаются главные индикаторы социально-экономического развития, вопросы денежно-кредитной сферы, валютного и финансового рынка, а также задачи, которые вытекают из «классических» функций государства.
Выделяются две основные группы методов воздействия на социально-экономические процессы со стороны государства: экономические и административные.
Экономические методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий.
Право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектов.
Косвенные экономические методы формируют лишь общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера.
Так, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать пограничную инфраструктуру и т. п.
Однако такие действия не обязывают предприятие или фирму, домашнее хозяйство принимать конкретные решения.
Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для этого в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т. д. Изменение налогообложения также касается всех хозяйствующих субъектов, поэтому активно используется как метод экономического регулирования.
Особую возможность влиять на экономическую ситуацию открывает присутствие государственного сектора национальной экономики. Государственный сектор предстает как материальная основа для выполнения державой всех своих функций. Его функционирование, изменение стратегии развития государственных предприятий оказывают прямое воздействие на изменение рыночных экономических условий.
К прямым экономическим методам регулирования национального воспроизводства следует отнести подсистему государственных закупок, маневрирование бюджетными средствами, формирование различных фондов, финансирование за счет государственных средств структурных сдвигов, предоставление хозяйствующим субъектам льгот, субвенций и субсидий, а также введение жестких бюджетных ограничений.
Прямые экономические методы максимально адекватны природе рыночных отношений. Государство выступает как активный хозяйствующий субъект, влияет на рыночную конъюнктуру, цены факторов производства и величину спроса и предложения, перелив капитала.
Административные методы — это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направляемые по конкретному адресу.
Надо признать, что определенный перечень задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию национальной экономической системы, решаются только с использованием административных методов. Их преимущество — оперативное достижение необходимого результата.
Административные (распорядительные) методы проявляются, когда, например, правительство замораживает уровень зарплаты и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы.
Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (сертификация, регистрация). В основе применения административных распорядительных методов лежит сила и авторитет государства.
Несоблюдение административных распоряжений грозит многими неприятностями. Хозяйствующие субъекты вынуждены выполнять решения государства, руководствоваться поступившими в их адрес административными предписаниями.
Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят слишком жесткими. Например, в норму закона могут быть включены сложившиеся традиции (неформальные институты) или длительное время существующие отношения. В данных случаях закон лишь создает институциональное окружение для хозяйствующей деятельности. В законе, в отличие от телеграммы из министерства и т. д., не упоминаются конкретные адреса и фамилии. Закон устанавливает обязательные нормы поведения. Однако на практике министерства и ведомства всегда стремятся сами, на основе принятого закона, разработать и довести хозяйствующим субъектам свои нормативные документы (инструкции, рекомендации, разъяснения и т. п.).
Методы государственного регулирования всегда принимают организационную или институциональную форму. Не случайно для контроля за выполнением законодательных актов государство создает соответствующие министерства, ведомства и комитеты. Чем активнее государственное регулирование и чем больше министерств (ведомств), тем дороже становится государство.
Не случайно в условиях СССР насчитывалось свыше 900 министерств и ведомств.
Следует отметить, что разграничение
на экономические и
Очень часто к экономическим методам относят, например, инструменты денежно-кредитной или налоговой политики. Вместе с тем в денежно-кредитной сфере используются не только экономические (процентная ставка и т. д.), но и административные методы (замораживание счета, блокировка расчетов, изменение нормы обязательных резервов).
В сфере налогов также тот или иной сбор воздействует на экономический интерес. Налоги далеко не всегда имеют адресный характер, однако оказывают прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Введение или отмена ранее существовавшей налоговой льготы — это уже прямой экономический метод воздействия.
В заключение данного раздела подчеркнем, что рыночное саморегулирование и государственное регулирование в экономической системе современного типа составляют единый механизм. Сегодня идея единства плана и рынка уже никого особо не смущает. «Невидимая рука» рынка (А. Смит) сплошь и рядом дополняется открытым «ручным управлением» со стороны ассоциаций, монополий и государства.
По оценке американского экономиста П. Самуэльсона, управлять национальной экономикой в отсутствие того или другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
Безусловно, государство, чтобы не разрушить рыночный механизм, должно действовать осторожно, постоянно контролировать результаты собственного влияния на социально-экономические процессы.
Недооценка экономических
Но и в этих условиях государственное вмешательство имеет свои пределы целесообразности.
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1) Спрос и предложение являются основными характеристиками рынка и основными элементами рыночного механизма.
Общий закон спроса утверждает обратную зависимость между ценой и объемом спроса, что графически отображается кривой с отрицательным наклоном. В области предложения чаще всего наблюдается прямая зависимость между ценой и объемом предложения товара, что отображается кривой с положительным наклоном. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию.
2) Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной. Объем товаров, при котором цена спроса равна цене предложения, является равновесным. Рыночное равновесие может изменяться в ответ на изменение факторов спроса и предложения. Оно неодинаково в мгновенном, коротком и длительном периодах.
3) Активная роль в изменении рыночного равновесия принадлежит государству, которое может вводить потоварный налог, дотации, устанавливать фиксированные цены.
4) Добровольный товарообмен взаимовыгоден для каждой участвующей в нем стороны. Эта выгода принимает форму ренты покупателя и ренты продавца.
5) Рыночный механизм имеет позитивные и негативные стороны. Позитивные стороны:
а) Упорядоченный обмен (рынок) позволяет установить тесную связь между производством и потребностями общества. В условиях рыночных отношений производится только то, что пользуется платежеспособным спросом.
б) Рыночный механизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности индивидуального и общественного производства. Рыночная конкуренция заставляет снижать издержки производства, повышать производительность труда, добиваться получения максимальной прибыли, выступающей финансовым источником дальнейшего развития производства. Сохранять и укреплять конкурентные позиции позволяет внедрение передовой техники, активно внедрять высокие технологии, поддерживать развитие фундаментальной и прикладной науки.
в)Способность рыночного механизма к саморегулированию позволяет относительно быстро восстанавливать нарушенное равновесие между спросом и предложением. Низкие трансакционные издержки способствуют экономии значительных ресурсов.
г) Рыночный механизм осуществляет координацию экономических процессов без административного принуждения. предполагается также личная свобода каждого участника рыночных отношений, сохраняется свобода выбора форм и методов хозяйствования, что позволяет хозяйствующим субъектам при минимальных издержках адаптироваться к изменяющимся условиям, находить наиболее эффективные способы реализации частной собственности на факторы производства.
д)Рынок воспитывает «экономического человека» — в первую очередь проявляющего себя как рационального производителя, ответственного за свои действия. Возрастает роль «человеческого капитала».
е) Развитие рыночных отношений во многом напоминает путь естественного развития, наиболее полно соответствующего экономической природе человека.
6) Негативные стороны рыночного механизма:
а) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, так как обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения.
б)Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полную занятость населения, а также стабильный уровень цен;
в) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице госбанка;
г) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами;
д)свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);
е) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;
ж) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами;