Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.
Своеобразным переломным моментом
в трактовке функций
Возможность и необходимость
Возможность такого регулирования вытекает из наличия у государства авторитета мощного хозяйствующего субъекта, соответствующих резервов, а также экономического потенциала в виде государственного сектора. Вмешательство государства облегчается в условиях концентрации и централизации производства, образования крупных финансово-монополистических групп. Подобное экономическое самоуправление, дополняя рыночное саморегулирование, упрощает процесс согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Возможности для участия государства в регулировании национального производства также расширяются при наличии должной научной концепции экономического развития, посредством закрепления в общественном сознании идеи поиска компромисса и достижения согласия, а также при наличии в стране кадров с соответствующим уровнем подготовки.
Необходимость активного государственного присутствия вытекает из специфики современных экономических систем, сложности процессов национального воспроизводства, объясняется несовершенством рыночного саморегулирования.
Рыночный механизм, как отмечалось ранее, по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ставка только на рыночную координацию, основанную на возведенном в абсолют частном предпринимательстве, неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы.
Новые функции государства. Классические функции государства определяют рамочные условия для функционирования национальной экономической системы рыночного типа.
Каждая новая или современная функция государства в социально-экономической сфере имеет предметную, национальную, историческую и политическую характеристику. Функция выступает как сегмент деятельности государства, с конкретными задачами, целями и средствами их достижения, с выделением объекта и субъекта государственного вмешательства.
В качестве исходной функции государственного регулирования выделена разработка общенациональной стратегии социально-экономического развития. Такой разработке всегда предшествует составление научной концепции социально-экономического развития страны.
Понятно, что при решении подобной задачи не обойтись без серьезной поддержки со стороны фундаментальной экономической теории и в целом экономической науки.
Общенациональная стратегия принимает форму соответствующего государственного документа (решение правительства, послание, декрет или указ президента страны, принятый парламентом закон и т. п.). В таком документе устанавливаются цели, приоритеты и этапы социально-экономического развития на предстоящий период.
Если под стабилизацией следует понимать поддержание соответствующего рыночного равновесия и общих условий воспроизводства, то содержание данной функции определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделены в качестве стратегических. Обычно к таковым относят:
1) экономический рост;
2) занятость;
3) ценообразование и инфляцию;
4) обменный курс национальной валюты (платежный и торговый баланс; внешнеэкономическое равновесие).
Четыре «золотых пункта» или «золотых точки» находятся в центре экономической политики современного государства. Оно стремится сохранить устойчивый и долговременный экономический рост, не допустить появления кризисных явлений, сгладить доступными способами конъюнктурные колебания.
Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. Так, обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без решения общенациональной или региональной проблемы занятости, без предварительной стабилизации обменного курса национальной валюты и т. д.
Вместе с тем экономическая
наука фиксирует и
Регулируя спрос на рабочую силу,
государство стимулирует
Ценообразование в условиях рыночной экономики является своеобразным эпицентром экономических интересов всех слоев общества. Цены определяют пропорции обмена, условия возмещения издержек производства, позволяют формировать финансовые источники развития, способствуют перераспределению доходов. За ценами — последнее и решающее слово при формировании реальных денежных доходов населения.
Обобщение современной практики показывает,
что государственное регулирова
При этом может вводиться механизм согласования изменения цены в сторону ее повышения. Государство часто перепоручает контроль за ценообразованием низовым общественным структурам, но при этом устанавливает пределы роста цен в течение года на определенную продукцию. Предусматриваются ценовые субсидии, или доплаты, на особо важные виды продукции.
Что касается общей системы формирования рыночных цен, то в ней принято выделять:
а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию административными методами устанавливается государством;
б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется специальное разрешение, при этом цена может изменяться в пределах «коридора», установленного особым решением;
в) свободное ценообразование, когда рыночные цены формируются под прямым воздействием спроса и предложения.
Развитие рыночного механизма. Интересы повышения эффективности национальной экономики обусловливают необходимость создания должных предпосылок для развития свободной конкуренции, или открытой соревновательности, хозяйствующих субъектов.
При решении данной задачи современное государство использует достаточно эффективные приемы и методы воздействия.
Так, многое зависит от принятых условий
регистрации новых
Рыночная экономика
В современных условиях государство поощряет совместное (государственное и частное) финансирование сложных объектов, организуя предварительные конкурсы инвестиционных проектов. Все это позволяет ускоренными темпами проводить в национальной экономике структурные преобразования, осуществлять назревшие региональные сдвиги в размещении производительных сил.
Что касается самой рыночной инфраструктуры, то не столь уж и редко создание общей инфраструктуры — дорогостоящей и малорентабельной — финансировать берется именно государство (морской порт, транзитный терминал, транспортный коридор, авиаперевозки, речной транспорт и т. п.).
Безусловно, демократическое государство заинтересовано в трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство, развитии компетентного и ответственного экономического самоуправления хозяйствующих субъектов.
Чем больше развито общественное самоуправление в сфере экономики, тем меньше необходимость в прямом государственном вмешательстве. В определенный момент (в ходе разгосударствления) часть функций государства в сфере национальной экономики может быть передана институтам гражданского общества.
В свое время один из основателей американского общества президент Авраам Линкольн констатировал, что разумная цель государства состоит в том, чтобы сделать для людей то, что им требуется и что они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.
Развитие законодательной базы. Следует напомнить, что экономическая система предстает как совокупность норм поведения, организаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Особое значение хозяйственного законодательства состоит в том, что таким способом юридически закрепляются рамочные правила или условия экономической деятельности.
Существующее хозяйственное
Опыт многих стран показывает, что в качестве основных требований, предъявляемых к правовой базе, следует выделить стабильность и непротиворечивость, а также выполняемость (реализуемость) вводимых норм хозяйственного поведения. Непрерывные изменения законодательных актов нельзя объяснить просто желанием их совершенствовать. Такая ситуация свидетельствует о несовершенстве общего процесса разработки и принятия законодательных актов, об отсутствии социальной стабильности. В любом случае изменения в законодательную базу не должны вноситься «задним числом», должны быть экономически эффективными и реализуемыми. Слабо подготовленные и внутренне противоречивые законы быстро устаревают под воздействием реальной жизни.
Функция социального выравнивания. В условиях экономической свободы вполне можно предположить, что на старте складываются более или менее равные социальные и прочие условия. Но на финише чаще всего уже возникает иная ситуация.
Чтобы сгладить социальные противоречия такого рода и удержать имущественную дифференциацию в разумных пределах, государство берет на себя задачу перераспределения доходов между членами общества. Для этого используются прогрессивное налогообложение и трансфер-отношения, формируются специальные фонды. Вводятся пособия по безработице и социальные выплаты, оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Такое перераспределение доходов чаще всего имеет адресный характер.
Экономическая наука тщательно рассчитывает прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и другие показатели. Но никто не гарантирует, что каждому члену общества, к тому же в полном объеме, будут обеспечены такие «минимумы». Наоборот, в условиях рыночной экономики социальная дифференциация неизбежна.
Активность государства в
Экономическая безопасность страны. На данном участке роль и значение государства трудно переоценить.
Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
С учетом приведенного выше определения выделяются три исходных компонента экономической безопасности:
а) экономическая независимость, сохранение которой предполагает наличие эффективного государственного контроля за ресурсами, поддержание должной конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках; исключение во внешнеэкономических связях диктата или неэквивалентного обмена, отсутствие дискриминационных решений (сговора), а также санкций со стороны мирового сообщества;
б) стабильность и устойчивость развития национальной экономики, что предполагает исключение криминализации экономики и минимизацию теневого вывоза капитала, а также обнищания и социальной дифференциации населения сверх всякой меры; отсутствие деструктивных тенденций к переделу частной собственности и защита интересов инвестора;
в) способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу по всем направлениям.
Отсутствие внешних источников финансирования, «утечка мозгов», желание молодежи покинуть страну, проедание капитала, созданного предыдущими поколениями, а также естественной ренты, наконец, неспособность национальной экономической системы обеспечить каждого желающего высокоэффективным и высокооплачиваемым рабочим местом — это более чем серьезные предупреждения. Страна-изгой может сколько угодно гордиться своими национальными ценностями, но она обречена на длительное историческое отставание.