Рыночный механизм, спро и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.

Работа содержит 1 файл

рыночный механизм, спрос и предложение.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Выделяя позитивные стороны в функционировании рыночного механизма, следует также указать и на его негативные моменты.

Такой негатив в функционировании рынка сегодня хорошо известен и тщательно систематизирован фундаментальной экономической теорией.

Наличие негативных сторон обусловлено:

а) постановкой перед рыночным механизмом задач, которые тот решить оказывается не в состоянии генетически;

б) сбоями в механизме саморегулирования, обусловленными низкой степенью развития рыночной инфраструктуры и рыночного хозяйства;

в) наличием внутренней склонности рыночного  механизма к вырождению;

г) отсутствием должного теоретического обобщения происходящих экономических процессов, слабостью научного анализа функционирования национальной экономической системы.

Рыночный механизм не в состоянии  всех одновременно и в одинаковой степени сделать богатыми. Рыночные отношения не гарантируют, что все женщины в детородном возрасте обзаведутся детьми, а их дети будут хорошо учиться.

Рыночный механизм формируют конкретные люди — бизнесмены, предприниматели, чиновники, профсоюзы, политики и т. д. Причем всегда с учетом собственных экономических интересов. Поэтому рынок «колумбийского» типа сегодня заметно отличается от американского, а «белорусская модель» экономического развития — от немецкой или польской.

При выделении сбоев в функционировании рыночного механизма важно выделять их базовые причины. Это позволит выработать более эффективные предложения по совершенствованию рыночного механизма.

Так, коммерческая тайна способна усилить дефицит информации и, как следствие, опасность принятия неверных экономических решений. В основе существования коммерческой тайны лежит суверенитет частной собственности.

Однако в деловом мире нет  ничего тайного, что со временем не стало бы явным. В современных условиях нужно, прежде всего, уметь освобождаться от «информационного шума», т. е. от избытка ненужной информации. Для получения полезной информации необходимо проводить соответствующие маркетинговые исследования. Все чаще информация рассматривается как экономическое благо, получение которой, или ее производство, следует сполна оплачивать.

Научно-технические достижения в  современных условиях выступают как важный фактор производства. Вполне понятно стремление той или иной фирмы исключить доступ конкурентов к таким научным достижениям. Но подобная монополизация грозит торможением социально-экономического развития.

В противовес этому активное развитие получает патентное право, усиливается конкуренция в сфере научных исследований.

Рыночный механизм, в силу известных  обстоятельств, практически не проявляет интереса к финансированию фундаментальных научных исследований. В итоге возникает опасность отсутствия «регулярных» стратегических прорывов в науке. Чтобы снять данную проблему, следует повысить роль государства в финансировании фундаментальной науки.

Производство  всегда сопровождается существенной экологической нагрузкой на окружающую среду — среду обитания человека. Очень часто предприниматель не задумывается об экологических последствиях организуемого производства, потому что далеко не все, что заимствуется из природы (вода, чистый воздух, почва), имеет денежную оценку. Лимитирование или ограничение такой экологической нагрузки, административный запрет на определенные виды технологий, разработка экономической теорией моделей «внешних эффектов» и введение платности на вредные выбросы позволяют повысить требовательность к охране окружающей среды.

Интенсивное развитие такой важной науки, как  экономика природопользования, что имеет место в последнее время, свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики есть возможность должным образом обеспечить охрану окружающей среды.

Рыночный  механизм демонстрирует стремление к установлению общего и частичного равновесия.

Но  это равновесие постоянно нарушается. Два последних века в истории  развития рыночных отношений были ознаменованы периодическим возобновлением кризисов производства, выход из которых всегда был связан с обновлением основного капитала. Нестабильность и циклический характер экономического развития дополнялись инфляционными процессами, слабой загрузкой производственных мощностей, неполной занятостью населения.

Такова  обратная сторона ориентации производства на платежеспособный спрос, формирования механизма стихийного перелива капитала под воздействием нормы прибыли.

Рынок склонен игнорировать производство так называемых общественных благ. Постоянно тормозится развитие энергетической системы, городского коммунального хозяйства и т. д. Производство тех экономических благ, которое не подкреплено наличием платежеспособного спроса, также сдерживается.

Рынок предполагает развитие конкуренции не только между отечественными товаропроизводителями, но и присутствие на внутреннем рынке мощных иностранных фирм. Такова логика эволюции рыночного механизма. В фундаментальной экономической теории усиление конкуренции также всегда рассматривалось как важнейшая предпосылка установления эквивалентных отношений обмена и формирования рыночных цен равновесия.

Вместе с тем в условиях открытого  внутреннего рынка возникают серьезные проблемы по поддержанию более или менее стабильного обменного курса национальной валюты, выравниванию торгового и платежного баланса страны. Присутствие сильных внешних партнеров, отнимающих заказы и часть национального рынка, наносит существенный урон местным производителям. Незащищенность отечественного производства и присутствие иностранной конкуренции не должны превращаться в абстрактную цель рыночных преобразований.

Соотношение рынка и социального  развития также высвечивает ряд  не менее сложных вопросов экономической  политики. Так, возможность получить работу и стабильный источник существования непосредственно зависят от спроса на рабочую силу. Поэтому нет абсолютных гарантий в том, что сформированный «человеческий капитал» будет востребован в должном объеме. Тем более что рыночный механизм, наоборот, предполагает наличие некоторой свободной рабочей силы в качестве резерва трудового ресурса, периодически втягиваемого или освобождаемого из производства вслед за изменением рыночной конъюнктуры.

Безработица выполняет, кроме всего  прочего, и воспитательную функцию. Очередь у проходной из желающих получить работу оказывает сильное воздействие на формирование трудовых мотиваций. Однако несовпадение экономической и социальной эффективности является в данном случае серьезным изъяном рыночного механизма.

Ситуация на рынке труда может  развиваться и по другим негативным сценариям. Например, предприятия предпочитают нанимать уже подготовленную рабочую силу. Однако домашние хозяйства могут оказаться не в состоянии делать необходимые вложения в образование и обучение. В итоге образуется дефицит прежде всего высококвалифицированной рабочей силы.

Распределение чистого продукта по конечному результату с учетом межотраслевой конкуренции и действие закона средней нормы прибыли, формирование пофакторных доходов (зарплата, рента, предпринимательский доход, процент и т. д.) в условиях конкурентной борьбы являются мощным стимулом экономического прогресса.

Кто работает неэффективно, тот не ест.

Однако в обществе всегда определенная часть населения является нетрудоспособной — кто-то уже не может работать, а кто-то еще не может работать. Кроме того, есть люди с ограниченными физическими способностями от рождения и т. п. Не простое положение у многодетных семей.

Поэтому существует необходимость  дополнять традиционные рыночные отношения распределения специальной подсистемой перераспределения, выравнивать уровни доходов, организовывать, опираясь на силу государства, так называемые трансфер-отношения.

Институциональная надежность. Наряду с теми проблемами экономического и социального развития, которые рыночный механизм решает далеко не всегда успешно, также следует выделять системные противоречия функционирования самого рыночного механизма.

Дело в том, что постоянно  существует проблема сохранности или  воспроизводства самих рыночных отношений. Реальная действительность показывает, что режим свободной конкуренции, установленный единожды, не воспроизводится автоматически. Наоборот, рыночный механизм склонен к самовырождению. Существует опасность сговора, усиления эгоизма частной собственности. Концентрация и централизация производства, а также самой частной собственности, появление на рынке доминирующих хозяйствующих субъектов, разорение и сокращение числа фирм — внешне все это выглядит как вполне объяснимый естественный процесс. Но этот во многом объективный процесс тем не менее удаляет национальную экономическую систему от идеала свободной конкуренции.

С развитием рыночных отношений  обостряется проблема институциональной надежности сферы обмена.

В простой модели товарно-денежных отношений первоначально устанавливался персонализированный обмен.

Субъекты рыночных отношений, как  правило, лично знали друг друга, а поэтому деловые контакты строились на личном доверии. Основная масса сделок заключалась устно, максимум — при свидетелях («ударили по рукам»). Никто не готовил специальные контракты, ненужными были дорогостоящие юридические службы. Все это до минимума снижало трансакционные издержки. Обман и беспринципность были и невозможными, и невыгодными.

Однако ориентация на местный рынок и мелкие масштабы хозяйственной деятельности всегда дополняются высокими издержками производства. Распространение массового производства позволило снизить издержки именно в сфере производства. Одновременно усложнение хозяйственных связей сопровождалось развитием неперсонализированного обмена. Вслед за этим возросли трансакционные издержки. Обслуживание сделок становится дорогим удовольствием.

Повышение в товарообороте удельного  веса сложных изделий (танкеры, атомные  реакторы, системы жизнеобеспечения, спутники, самолеты и т. д.) также видоизменило прежние подходы к организации хозяйственных связей. Вслед за ростом степени коммерческого риска возникла необходимость постоянного присутствия «третьего» участника сделки, или специальных посредников — страховой компании, биржи, хозяйственной палаты, банка, государства.

Появление таких стабилизирующих  институтов или институционального окружения способствовало трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство.

Стабилизация рыночных отношений. В современных условиях определились три основных подхода к стабилизации рыночных отношений.

Первый подход характерен для сторонников  неоклассической (неолиберальной) школы экономической теории. Основные их рекомендации сводятся к тому, чтобы снять имеющиеся препятствия в функционировании рыночного механизма и до минимума свести вмешательство государства в экономические процессы.

Такие рекомендации особо сильны, когда речь идет о неразвитом или  о деформированном (бюрократическими структурами) национальном рынке.

Идеи неограниченного экономического либерализма (или «манчестер-капитализма»), с присущей для данных построений абсолютизацией свободного рыночного хозяйства и авторитета частной собственности, сегодня подвергаются сильной критике со стороны сторонников школы государственного регулирования социально-экономических процессов (неокейнсианство). С этих позиций разрабатываются методы активного государственного воздействия, обосновывается необходимость дальнейшего повышения роли государства в регулировании рыночных отношений

Социально-институциональное направление, следуя известным западноевропейским традициям, обращает внимание на то, что рынок есть система организаций, совокупность форм обмена. Поэтому при возникновении серьезных сбоев в функционировании национальной экономической системы необходимо совершенствовать рыночную инфраструктуру и рыночное хозяйство, обеспечивать стабильное функционирование соответствующих учреждений. Ненужные и отжившие органы в рамках институциональных преобразований должны ликвидироваться, а их место обязаны занимать новые элементы экономического самоуправления.

На практике консенсус (неоклассический  синтез) достигается за счет отмены устарелых и малоэффективных методов регулирования национальной экономики и введения новых и более прогрессивных форм воздействия гражданского общества на социально-экономические процессы.

Осуждая и ограничивая деструктивное  индивидуализированное поведение, западная экономическая теория активно разрабатывает модели ассоциативного поведения. Механизм саморегулирования, включая прямые и обратные связи, отрабатывается с участием профсоюзов и государства, предпринимателей и политических партий. При подготовке соответствующих рекомендаций ощущается сильное влияние социал-демократических традиций.

3.2. Цели, функции и методы государственного регулирования

 

Классические функции. С момента  возникновения рыночных отношений  государство всегда являлось их непосредственным субъектом.

В качестве классических функций государства  в социально-экономической сфере выделяются:

а) законодательное обеспечение  рыночных отношений;

б) производство так называемых общественных благ (общественный порядок и безопасность, территориальная целостность страны, а также связь и почта);

в) организация денежного обращения;

г) таможенная система и контроль за внешней экономической деятельностью;

д) государственное предпринимательство, организация производства особо важных видов экономических благ (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т. п.).

Присутствие классических функций  отражает идею государства как специального института или комитета по управлению общественными делами. Получается, что определенная экономическая роль присуща государству уже по его природе.

Известно, что государство как институт возникло до формирования рыночных отношений. На ранних этапах некоторые функции управления государство перепоручало рыночному механизму. Одновременно рыночный механизм всегда дополнялся механизмом государственного управления.

К примеру, функции государства всегда были направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, закрепление в общественном сознании общепринятых условий функционирования рыночного механизма. Такие функции «ночного сторожа» особо важны на этапе становления новых рыночных отношений.

Информация о работе Рыночный механизм, спро и предложение