Рыночный механизм, спро и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.

Работа содержит 1 файл

рыночный механизм, спрос и предложение.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Командно-административная система обычно гипертрофирует масштабы и роль государственных дотаций. Здесь нередко десятилетиями сохраняется убыточность не только отдельных видов продукции или предприятий, но и целых отраслей народного хозяйства. К 1991 г. на 320 млрд. руб. произведенных в стране товаров приходилось 220 млрд. руб. дотаций, а около 80% изделий были убыточны.                                                           

Если дотация установлена  в твердом размере в расчете  на единицу продукции, то ее воздействие на рыночное равновесие можно рассматривать как отрицательный налог, т. е. линия предложения сдвинется не вверх, а вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем, уменьшается. Цена, получаемая продавцом, увеличивается, а объем продаж возрастает.

Нередко государство  встает на путь установления фиксированных цен с тем, чтобы стабилизировать несбалансированный рынок. При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток продукции, во втором — дефицит со всеми вытекающими отсюда последствиями («черный рынок», очереди, административные формы распределения товаров, снижение качества товаров и т. д.).

Рассмотрим более подробно ситуацию дефицита, под которым в экономической теории понимается не физическая нехватка того или иного товара, а превышение спроса над предложением. Дефицит — одна из сущностных черт командно-административной системы хозяйства, где отсутствует механизм выявления вкусов и предпочтений потребителя, и они не оказывают почти никакого воздействия на производство. Дефицит усугубляется нереально высокими несбалансированными плановыми заданиями, стремлением получить незаработанную зарплату, политикой стабильных розничных цен, госбюджетным финансированием и низкой процентной ставкой за кредит.

Типичная ситуация, вызванная  установлением фиксированной цены на уровне более низком, чем равновесная  цена и возникновением дефицита, представлена на рис. 6.


 Dх       S1х


 


РE2


 Е Sх


Р


 

P1 E1


 


             Q1            Q2                   Q                 Q3                           Qх

 

Рис.  6. Влияние фиксированных цен на рыночное равновесие

Примечание. Источник: [11, с. 54]

 

Фиксированная цена Р1,  создавая дефицит в объеме Q1,Q3, толкает производителей к производству более дорогой продукции. Поскольку официально такой путь развития производства невозможен, он перемещается в сферу «теневой» экономики. Поэтому за рамками легального рынка линия предложения Sx сдвигается и занимает положение Sх1. Расстояние между Sх и Sх1  будет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. В результате возникает рыночное равновесие в точке Е2, менее благоприятное для потребителя, чем было бы при свободном ценообразовании. Цена «черного» рынка (Р2) выше и фиксированной (P1), и равновесной цены ( Р ), а объем продаж {Q2) больше  чем на легальном рынке (Q1), но меньше равновесного объема (Q ). Таким образом, установление фиксированных  цен на уровне ниже равновесной цены невыгодно для потребителей.

Другим широко распространенным последствием директивно заниженных цен является снижение качества выпускаемой продукции. На рис. 7 изображена стандартная ситуация рыночного равновесия в точке Е с равновесной ценой Р и равновесным объемом Q продаж какого-то товара, например, колбасы.

 

 Sх

 Sх1



 Е


        Р

 

 

Е1

       Р1


 

 

Dх

Dх1

Dх2

 

                           Q1        Q2     Q

Рис. 7. Снижение качества продукции

Примечание. Источник: [11 , с. 55]

 

 

Если директивная цена Р1 явно занижена, то возникает дефицит в объеме Q1Q3. В этих условиях производитель начинает фальсифицировать  качество продукции, что позволяет ему увеличивать  объемы производства при тех же самых затратах Этот процесс выразился в сдвиге линии предложения Sx в положение S1x.

Естественная реакция  потребителя на ухудшение качества товара выразится в уменьшении спроса: линия D займет положение D1x При этом дефицит, хотя и в меньших размерах, но сохранится. При дальнейшем развитии указанных тенденций может наступить состояние квазиравновесия (E1), когда линии спроса и предложения пересекутся на уровне заниженной фиксированной цены.

Состояние квазиравновесия  характеризуется тем, что потребитель  получает примерно тот же объем продукции, что и при свободном ценообразовании, но продукции низкого качества. Следовательно, и с этих позиций практика установления заниженных директивных цен не выгодна потребителю.

Рассматривая спрос  и предложение мы исходим из того, что акты купли-продажи совершаются добровольно, в результате свободных контактов покупателей и продавцов. При этом каждый из контрагентов стремится к выгоде для себя, заботясь в первую очередь о своих интересах. Тем не менее добровольный обмен взаимовыгоден, торговля способствует благополучию всех ее участников. Эта выгода в рыночном хозяйстве принимает форму излишка (ренты) покупателя и продавца.

На рис. 8 изображена стандартная ситуация рыночного равновесия.


       A Sх





      Р Е



 

Dх

      В

 

      0


                                                      Q

Рис.8. Излишек покупателя и продавца

Примечание. Источник: [11 , с. 56]

 

Цена спроса есть предельная полезность товара, выраженная в деньгах поскольку за Q товара х покупатель готов заплатить сумму, равную площади фигуры AEQ0. Фактически же с учетом равновесной цены за то же количестве товара он уплачивает только сумму, равную площади PEQ0. Разность между этими суммами и образует излишек (ренту) покупателя.

А. Маршалл определил  ее следующим образом: «Избыток цены, который покупатель готов был бы заплатить скорее, чем обойтись без данного предмета, сверх той цены, которую он действительно платит, который служит экономическим мерилом его добавочного удовлетворения Этот избыток может быть назван рентой потребителя.

Уточним понятие излишка  покупателя, используя табличное  выражение функции спроса от цены, где было показано как снижению цены соответствует увеличение объема закупок товара. Используя эти данные в качестве исходных, определим общие затраты покупателя и общую полезность приобретенных товаров. Разница между общей полезностью купленных товаров и совокупными затратами покупателя образует излишек (ренту) покупателя (табл. 2).

 

Таблица 2. Излишек (рента) покупателя

Цена за

единицу товара

Количество

купленных

единиц

товара

Общие

затраты на

покупку

Общая полезность

Излишек

(рента)

покупателя

10

-

-

-

-

9

1

9

9

-

8

2

16

17

1

7

3

21

24

3

6

4

24

30

6


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Приведенные данные показывают, что  излишек покупателя увеличивается по мере роста объема покупок.

При графическом изображении излишек (рента) покупателя будет представлен площадью, ограниченной линиями спроса, цены и осью ординат.

Добровольный обмен выгоден  не только для покупателя, но и для  продавца. Продавец получит за Q единиц товара сумму, равную площади PEQ0, тогда как сумма цен предложения будет соответствовать площади BEQ0. Следовательно, излишек (рента) продавца будет представлена площадью, ограниченной линиями предложения, цен и осью ординат. Избыток продавца объясняется тем, что он продает весь свой товар по единой цене равновесия, а не по ценам предложения.

Выводы:

1) Общий закон спроса утверждает обратную зависимость между ценой и объемом спроса, что графически отображается кривой с отрицательным наклоном. В области предложения чаще всего наблюдается прямая зависимость между ценой и объемом предложения товара, что отображается кривой с положительным наклоном. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию.

2) Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной. Объем товаров, при котором цена спроса равна цене предложения, является равновесным. Рыночное равновесие может изменяться в ответ на изменение факторов спроса и предложения. Оно неодинаково в мгновенном, коротком и длительном периодах.

3)Активная роль в изменении рыночного равновесия принадлежит государству, которое может вводить потоварный налог, дотации, устанавливать фиксированные цены.

4)  Добровольный товарообмен взаимовыгоден для каждой участвующей в нем стороны. Эта выгода принимает форму ренты покупателя и ренты продавца.

3. РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ РЫНОЧНОГО  РАВНОВЕСИЯ

3.1. Позитивные и негативные стороны функционирования рыночного механизма

 

 

Рассмотрим вначале позитивные стороны функционирования рыночного  механизма.

Упорядоченный обмен (рынок) позволяет  установить тесную связь между производством  и потребностями общества. Установление такой связи облегчено тем, что в условиях рыночных отношений производится только то, что пользуется платежеспособным спросом.

Арбитром степени целесообразности понесенных индивидуальных издержек выступают те субъекты рыночных отношений, которые располагают денежным эквивалентом, т. е. обладают достаточной покупательной силой. Для этого таким арбитрам, чтобы получить право на удовлетворение собственных потребностей, пришлось первоначально позаботиться об удовлетворении чужих потребностей, предлагая собственные экономические блага.

Рыночный механизм создает постоянно  действующие стимулы для повышения эффективности индивидуального и общественного производства. Так, рыночная конкуренция заставляет снижать издержки производства, повышать производительность труда, добиваться получения максимальной прибыли, выступающей финансовым источником дальнейшего развития производства.

Вследствие этого — постоянная ориентация на ресурсосбережение, на рациональное использование факторов производства, стремление использовать современные технологии, обеспечивая оптимальную отраслевую структуру национальной экономики. Принятые решения никогда не выступают как окончательные, они постоянно пересматриваются, подвергаются жесткой ревизии с учетом изменяющейся обстановки.

Сохранять и укреплять конкурентные позиции позволяет внедрение передовой техники. Новые идеи — это новый вид товара, высокое качество, повышение производительности труда. Имеет место экономический интерес идти в ногу с научно-техническим прогрессом, активно внедрять высокие технологии, поддерживать развитие фундаментальной и прикладной науки.

Способность рыночного механизма  к саморегулированию позволяет относительно быстро восстанавливать нарушенное равновесие между спросом и предложением. Низкие трансакционные издержки способствуют экономии значительных ресурсов.

Рыночный механизм доказал свою способность функционировать при  наличии ограниченного объема экономической информации.

Рыночный механизм осуществляет координацию  экономических процессов без административного принуждения. Наоборот, сохраняется свобода принятия решений. Предполагается также личная свобода каждого участника рыночных отношений. Особое значение имеет то, что сохраняется свобода выбора форм и методов хозяйствования.

Такая многогранная экономическая свобода гарантируется законодательством.

Все это позволяет хозяйствующим  субъектам при минимальных издержках адаптироваться к изменяющимся условиям, находить наиболее эффективные способы реализации частной собственности на факторы производства.

Рынок воспитывает «экономического  человека» — в первую очередь проявляющего себя как рационального производителя, ответственного за свои действия.

Развитие рыночных отношений исключает  дискриминацию того или иного фактора производства. Постепенно была преодолена многовековая дискриминация труда как экономического ресурса. Развитие «человеческого капитала», социализация и индивидуализация частной собственности на средства производства в современных экономических системах — прямое тому подтверждение.

Развитие рыночных отношений во многом напоминает путь естественного развития, наиболее полно соответствующего экономической природе человека.

Информация о работе Рыночный механизм, спро и предложение